Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

      В своей  теории познания Кант часто  рассматривает и собственно антрополлогические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания (трансцендентальная апперцепция – априорное (существующее вне опыта), изначально чистое и неизменное сознание, которое служит условием единства мира явлений, получающего от него свои формы и законы). Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познания, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.

      По Канту  человек живет в двух мирах.  С одной стороны, он часть  мира явлений, где всё детерминировано,  где характер человека определяет  его склонности, страсти и условия,  в которых он действует. Но, с другой, помимо этой эмпирической реальности у человек есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода и есть и её нет. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Он говорит и об иных антиномиях, например об антиномии конечного и бесконечного. В результате он приходит к выводу: Бог – «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога – значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

     Понятие  идеи у Канта – не сверхчувственная  сущность (как у Платона), а   представление о цели, к которой  стремится наше познание.

     Мир явлений – детерминирован механистически, в нем нет места субстанции.

     С помощью  категории субстанции строится  мир опыта.

    Субстанция  – неделима.

    Мир явлений  – бесконечно делим.

Вопрос 12(ВАРИАНТ). Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия)

 

Философское развитие Канта  делится на два периода. В первый период (до начала 70-х гг) Кант пытается решать философские проблемы - вопросы  о бытии, вопросы философии природы, философии религии, эстетики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть  разработана  и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения у опытным данным.

Критическая философия  сформировалась во второй период после  опубликования трех “Критик” - “Критики чистого разума”, “Критики практического разума”, “Критики способности суждения”.. К. поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

К. делает предметом философии  специфику познающего субъекта, который  определяет способ познания и контролирует предмет знания.

У К. возникает задача: установить различие между субъективными  и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

 

Одна из основных проблем “Критики чистого разума” - как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна философия. К. уверен в научном характере математики и физике, но к философии (метафизике) подходит критически, ставит вопрос возможна ли она в качестве науки.

К. считает, что достоверное  знание - объективное знание.  Объективность  отождествляется со всеобщностью и  необходимостью. Объективность знания обуславливается  надиндивидуальными качествами субъекта.

Пространство и время - не формы бытия вещей, это субъективные формы чувственности человека.

Пространство - врожденная доопытная форма внутреннего чувства. Время - врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени.

Рассудок - мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы рассудка - понятия и категории, конструируют предмет. рассудок упорядочивает восприятия человека., обуславливает объективность знания. Но все связано с особенностями субъекта.

Теория познания представляется как : существуют вещи сами по себе.

Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека “Вещи в себе”. Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка.

Разум - высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями.

Идеи - представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта, но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.

Антиомии разума - противоречивые, взаимоисключающие противоречия.

Мир вещей сам по себе закрыт для теоретического разума. Но человек - житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира природы) и умопостигаемого (мира свободы). Свобода - независимость от определяющих причин чувтсвенног-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует практический разум. Его значение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума мышление, а не воля. Законы практического разума - нравственные законы.

Итак, К. выдвинул новую  концепцию субъекта. На ее основе он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с вещами самими по себе.

 

Сам Кант писал, что Д. Юм пробудил его к критическому периоду.

Докритический: проблемы натурфилософии, онтологии (происхождение  вселенной, приливное трение, вопросы  бытия).

Критический: критический  анализ. Основные работы:

“Критика чистого  разума” - познавательных способностей человека;

“Критика практического  разума” - структура морального, нравственного;

“Критика способности  к суждению” - человеческое суждение о прекрасном и безобразном, проблемы эстетики.

Что объединяет эти критики?

Понятие критики:

1) точное выявление познавательных способностей, с помощью которых можно решать те или иные проблемы (инструментарий);

2) границы познавательных  способностей, границы их применимости (сфера действия инструментария).

 

Позиция Канта: 1) достоверное  знание имеется - математика, логика, механика и, возможно, метафизика; 2) опыт не дает абсолютно надежного обоснования; 3) основными суждениями науки являются не аналитические, а синтетические суждения. Но это не опытные суждения (априори). Синтетические опытные суждения - апостеори.

Как возможны синтетические  суждения (априори)? - основной вопрос кантовской “Критики чистого разума”.

а) - в математике или  как возможна математика как наука?

б) - в естествознании?

в) - в метафизике?

Ответ Канта на этот вопрос:

1) Любое знание является сложным по своему составу, оно необходимо слагается из содержания, которое дается органами чувств, и форм, которые изначально коренятся в структуре сознания. Ведущую, активную роль играет форма. Процесс познания -  процесс подведения чувственного многообразия под априорную форму. Форма - есть основа достоверного знания.

Этим он сделал крупнейшее философское открытие. Он стал говорить, что мы никогда не узнаем мир, независимо от форм, как таковой. Он - вещь в себе. Мы знаем реальность только в тех формах, в которых она дается нам. Сама по себе реальность нам недоступна.

Как возможны синтетические  суждения априори в математике?

а) Примеры Канта: из геометрии: прямая - кратчайшее расстояние между  двумя точками. Прямая - качество. Кратчайшее расстояние - количество.

б) 7+5=12 Возможно получить не только таким образом.

Как возможны эти синтезы? За счет априорных форм чувственности: пространства и времени. Это есть основа для достоверного знания.

Синтез 7+5 основан на процедуре  счета. Счет означает время. Мы упорядочиваем реальность. Пространство и время есть познавательные формы, которые дают истинное знание в математике.

Как возможны синтетические  априории в естествознании?

Естествознание основано на рассудке. Для него тоже нужны 

познавательные формы - категории (фундаментальные понятия).

Фундаментальные понятия:

1) количество (единичное,  многое, целое).

2) качество (реальность, отрицание, ограничение).

3) отношение (субстанция, причина, взаимодействие).

4) модальность (возможность, реальность, необходимость).

Рассудок - не пустое вместилище, это познавательный орган, обладающий своими инструментами.

Возможна ли метафизика как наука? Метафизика основывается на разуме. В разуме есть идеи. Идеи:

1) о бессмертной Душе  как единстве всех явлений сознания; 2) мир как целое; 3) учение о боге, как безусловной причине всех явлений.

Для идей нет эмпирического  коррелята, и в этом их главное  отличие от категорий. У Канта  говорилось о европейски образованном человеке, в качестве реального субьекта. Поэтому он говорил о своей эпохе.

Антиномии - противоречия. Разум запутывается в противоречиях - симптом того, что разум вышел  за свои границы, но это не причина  для того, чтобы отбросить Бога.

Идеи - регулятивные принципы - требуют приводить все познания к возможно более полному, но никогда не завершенному единству. Метафизика, как наука, возможна только как учение о регулятивных принципах. (Все это описано в “Критике чистого разума”).

в “Критике практического  разума”:

В центре: требование - категорический императив (КИ). “Поступай всегда так, чтобы максима (правило) твоей воли могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Нравственное поведение - основано на долге.

Человеческие поступки

легальные

не противоречат КИ, но совершены в силу интересов человека, корысти.

моральные

поступки, которые бескорыстны, основаны на долге.


Стремление к счастью - не есть основа нравственного поведения.

Но нравственный разум  требует, чтобы было соответствие между  добродетельным поведением и счастьем. “Никогда не рассматривай человека как средство, а только как цель”, если соответствия нет в этом мире, оно должно быть в “том” мире, а значит, оно есть.

Условия функционирования нравственного разума:

1) душа должна быть  свободна. Душа - вещь в себе, она выпадает из течения времени. Когда душа принимает решения, не обусловленные ситуацией, она свободна. 2) Душа должна быть бессмертна. В реальном мире нет соответствия между нравственностью и счастьем, значит есть в “ином“ мире. Гарант этого соответствия - Бог. Нравственность требует существования Бога.

в “Критике способности  суждения”:

У Канта 2 мира. Мир необходимости, предмет критики чистого разума, и мир желаний и свободы. Как  человек сопрягает эти два  мира?

Ответ:  он сопрягает их в целесообразном действии - предмет “Критики способности суждения”.

Канта интересуют условия  возможности целесообразности. Формальные условия целесообразности. Они коренятся  в чувстве удовольствия или неудовольствия.

Канта волнует чувство  прекрасного и чувства удовольствия, связанные с ним. Прекрасное - это воспринимается только в силу своей формы. Главная задача искусства - сформировать жизненные идеалы.

Субъект искусства - гений - для него нет никаких правил.

Общее значение философии  Канта.

1) внес вклад во все филосовские области: познание, мораль, этика, эстетика.

2) наибольший вклад  в гносеологию (Коперниканский  переворот в теории познания).

  основоположник формализма в эстетике.

  разделение поступков на реальные и моральные.

3) эпохальное значение для философии. Развил до предела гносеологический подход в философии и показал его ограниченность (в области практического разума). За счет ограниченности гносеологии появилась возможность у философов использовать другие направления философии.

 

Вопрос 13. Этическая теория Канта.

Иммануил Кант - основоположник немецкой классической философии (1724-1804).Человек, этика и право – основные вопросы  философского учения великого мыслителя. В философском развитии Канта  различают два периода – «докритический» (до 1770 г.) и «критический». В докритический период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе (метафизики), в критический период – на основании предварительного исследования форм познания, источников и границ наших познавательных способностей отрицает возможность такого познания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"