Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка
Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.
В своей
теории познания Кант часто
рассматривает и собственно
По Канту
человек живет в двух мирах.
С одной стороны, он часть
мира явлений, где всё
Понятие
идеи у Канта – не
Мир явлений – детерминирован механистически, в нем нет места субстанции.
С помощью категории субстанции строится мир опыта.
Субстанция – неделима.
Мир явлений – бесконечно делим.
Вопрос 12(ВАРИАНТ). Критическая философия Канта (задачи, основные проблемы и понятия)
Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до начала 70-х гг) Кант пытается решать философские проблемы - вопросы о бытии, вопросы философии природы, философии религии, эстетики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретическая умозрительная наука, т.е. без обращения у опытным данным.
Критическая философия сформировалась во второй период после опубликования трех “Критик” - “Критики чистого разума”, “Критики практического разума”, “Критики способности суждения”.. К. поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествовавшей ему философии, противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.
К. делает предметом философии специфику познающего субъекта, который определяет способ познания и контролирует предмет знания.
У К. возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.
Одна из основных проблем “Критики чистого разума” - как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется в три частные проблемы: как возможна математика, как возможна физика, как возможна философия. К. уверен в научном характере математики и физике, но к философии (метафизике) подходит критически, ставит вопрос возможна ли она в качестве науки.
К. считает, что достоверное знание - объективное знание. Объективность отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Объективность знания обуславливается надиндивидуальными качествами субъекта.
Пространство и время - не формы бытия вещей, это субъективные формы чувственности человека.
Пространство - врожденная доопытная форма внутреннего чувства. Время - врожденная форма внутреннего чувства. Математика как наука возможна на основе функционирования пространства и времени.
Рассудок - мышление, оперирующее понятиями и категориями. Формы рассудка - понятия и категории, конструируют предмет. рассудок упорядочивает восприятия человека., обуславливает объективность знания. Но все связано с особенностями субъекта.
Теория познания представляется как : существуют вещи сами по себе.
Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек может знать только явления. Вещи сами по себе для человека “Вещи в себе”. Человек не может сопоставить вещи сами по себе и явления. Отсюда вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка.
Разум - высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка. Разум оперирует идеями.
Идеи - представление о цели, к которой стремиться человек. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремиться к знанию и выходит за пределы опыта, но впадает в иллюзии и запутывается в противоречиях.
Антиомии разума - противоречивые, взаимоисключающие противоречия.
Мир вещей сам по себе закрыт для теоретического разума. Но человек - житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира природы) и умопостигаемого (мира свободы). Свобода - независимость от определяющих причин чувтсвенног-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует практический разум. Его значение руководить поступками человека. Движущая сила этого разума мышление, а не воля. Законы практического разума - нравственные законы.
Итак, К. выдвинул новую концепцию субъекта. На ее основе он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои законы и между которыми существуют противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта миром явлений, оставив нерешенной проблему связи явлений с вещами самими по себе.
Сам Кант писал, что Д. Юм пробудил его к критическому периоду.
Докритический: проблемы натурфилософии, онтологии (происхождение вселенной, приливное трение, вопросы бытия).
Критический: критический анализ. Основные работы:
“Критика чистого разума” - познавательных способностей человека;
“Критика практического разума” - структура морального, нравственного;
“Критика способности к суждению” - человеческое суждение о прекрасном и безобразном, проблемы эстетики.
Что объединяет эти критики?
Понятие критики:
1) точное выявление познавательных способностей, с помощью которых можно решать те или иные проблемы (инструментарий);
2) границы познавательных
способностей, границы их применимости
(сфера действия
Позиция Канта: 1) достоверное знание имеется - математика, логика, механика и, возможно, метафизика; 2) опыт не дает абсолютно надежного обоснования; 3) основными суждениями науки являются не аналитические, а синтетические суждения. Но это не опытные суждения (априори). Синтетические опытные суждения - апостеори.
Как возможны синтетические суждения (априори)? - основной вопрос кантовской “Критики чистого разума”.
а) - в математике или как возможна математика как наука?
б) - в естествознании?
в) - в метафизике?
Ответ Канта на этот вопрос:
1) Любое знание является сложным по своему составу, оно необходимо слагается из содержания, которое дается органами чувств, и форм, которые изначально коренятся в структуре сознания. Ведущую, активную роль играет форма. Процесс познания - процесс подведения чувственного многообразия под априорную форму. Форма - есть основа достоверного знания.
Этим он сделал крупнейшее философское открытие. Он стал говорить, что мы никогда не узнаем мир, независимо от форм, как таковой. Он - вещь в себе. Мы знаем реальность только в тех формах, в которых она дается нам. Сама по себе реальность нам недоступна.
Как возможны синтетические суждения априори в математике?
а) Примеры Канта: из геометрии: прямая - кратчайшее расстояние между двумя точками. Прямая - качество. Кратчайшее расстояние - количество.
б) 7+5=12 Возможно получить не только таким образом.
Как возможны эти синтезы? За счет априорных форм чувственности: пространства и времени. Это есть основа для достоверного знания.
Синтез 7+5 основан на процедуре счета. Счет означает время. Мы упорядочиваем реальность. Пространство и время есть познавательные формы, которые дают истинное знание в математике.
Как возможны синтетические априории в естествознании?
Естествознание основано на рассудке. Для него тоже нужны
познавательные формы - категории (фундаментальные понятия).
Фундаментальные понятия:
1) количество (единичное, многое, целое).
2) качество (реальность, отрицание, ограничение).
3) отношение (субстанция, причина, взаимодействие).
4) модальность (возможность, реальность, необходимость).
Рассудок - не пустое вместилище, это познавательный орган, обладающий своими инструментами.
Возможна ли метафизика как наука? Метафизика основывается на разуме. В разуме есть идеи. Идеи:
1) о бессмертной Душе как единстве всех явлений сознания; 2) мир как целое; 3) учение о боге, как безусловной причине всех явлений.
Для идей нет эмпирического коррелята, и в этом их главное отличие от категорий. У Канта говорилось о европейски образованном человеке, в качестве реального субьекта. Поэтому он говорил о своей эпохе.
Антиномии - противоречия. Разум запутывается в противоречиях - симптом того, что разум вышел за свои границы, но это не причина для того, чтобы отбросить Бога.
Идеи - регулятивные принципы - требуют приводить все познания к возможно более полному, но никогда не завершенному единству. Метафизика, как наука, возможна только как учение о регулятивных принципах. (Все это описано в “Критике чистого разума”).
в “Критике практического разума”:
В центре: требование - категорический императив (КИ). “Поступай всегда так, чтобы максима (правило) твоей воли могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Нравственное поведение - основано на долге.
Человеческие поступки | |
легальные не противоречат КИ, но совершены в силу интересов человека, корысти. |
моральные поступки, которые бескорыстны, основаны на долге. |
Стремление к счастью - не есть основа нравственного поведения.
Но нравственный разум требует, чтобы было соответствие между добродетельным поведением и счастьем. “Никогда не рассматривай человека как средство, а только как цель”, если соответствия нет в этом мире, оно должно быть в “том” мире, а значит, оно есть.
Условия функционирования нравственного разума:
1) душа должна быть свободна. Душа - вещь в себе, она выпадает из течения времени. Когда душа принимает решения, не обусловленные ситуацией, она свободна. 2) Душа должна быть бессмертна. В реальном мире нет соответствия между нравственностью и счастьем, значит есть в “ином“ мире. Гарант этого соответствия - Бог. Нравственность требует существования Бога.
в “Критике способности суждения”:
У Канта 2 мира. Мир необходимости,
предмет критики чистого
Ответ: он сопрягает их в целесообразном действии - предмет “Критики способности суждения”.
Канта интересуют условия возможности целесообразности. Формальные условия целесообразности. Они коренятся в чувстве удовольствия или неудовольствия.
Канта волнует чувство прекрасного и чувства удовольствия, связанные с ним. Прекрасное - это воспринимается только в силу своей формы. Главная задача искусства - сформировать жизненные идеалы.
Субъект искусства - гений - для него нет никаких правил.
Общее значение философии Канта.
1) внес вклад во все филосовские области: познание, мораль, этика, эстетика.
2) наибольший вклад в гносеологию (Коперниканский переворот в теории познания).
основоположник формализма в эстетике.
разделение поступков на реальные и моральные.
3) эпохальное значение для философии. Развил до предела гносеологический подход в философии и показал его ограниченность (в области практического разума). За счет ограниченности гносеологии появилась возможность у философов использовать другие направления философии.
Иммануил Кант - основоположник
немецкой классической философии (1724-1804).Человек,
этика и право – основные вопросы
философского учения великого мыслителя.
В философском развитии Канта
различают два периода – «