Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

 

П. - философское направление, исходящее из тезиса о том, что  все подлинное, “положительное” (позитивное) знание может быть получено лишь как  результат отдельных специальных  наук или их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности не имеет права на существование.

П. оформился в 30-е гг 19 века и за свою историю эволюционировал  в направлении все более четкого  выявления и доведения до логического конца присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму.

П. исходит из признания  существования некой реальности, которая со всей очевидностью дана человеку. Понятие позитивное и данное - тождественны. Данное - это то, что  поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами.

Позитивизм понимает свое значение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики  направлено против метафизического  подхода.

 

Первая стадия.

Создатель П., французский  мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской традицией, считая, сто наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией. Это по мнению позитивистов не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название “философии”. Она сводится т.о. к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. не имеет дела с философскими проблемами он отвергает как идеализм так и материализм. Пережитки философии, к которым относятся по мнению Конта претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает на вопрос “почему”,  а не на вопрос “как”. Последовательное развитие этого тезиса ведет к точке зрения феноменализма. Однако, наряду с субъективно-идеалистической тенденцией, Контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 века. Следуя за Просветителями, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию, утверждает, что любая научная истина относительна, неполна.

П. подход предполагает два  коренных преобразования: в сфере  науки - отказ от метафизических наслоений. Отрицая прежнюю метафизическую философию, он не отказывается от философии  как таковой. Он полагает, что для осознания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная необходимость  разработки общенаучных методов познания, а также  раскрытия связи между отдельным науками, создания системы научного знания. Решение этих задач является прерогативой “новой философии”. Таким образом П. претендует на роль философии науки.

По замыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных предметных областей знаний, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания.

Спенсер, используя в своих обобщениях новые открытия естествознания 2-ой половины 19 в. исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки. П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук, в т.ч. социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. Философия по мнению Спенсера, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти объединенное знание, есть вполне объединенное знание, высший теоретический синтез. Наиболее общие истины, составляющие область обшей философии, должны быт сформулированы в терминах  вещества, движения, силы и т.д.

 

Вторая стадия

Вторая стадия П. - эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Маха и Р. Авенариуса. Э. сохраняет основную установку  П. на описание позитивного, опытного знания.  Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие таких понятии как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т.д. Отличие от предшествующей стадии состоит в том, что основную задачу философии видели в создании теории научного знания.

 

Третий этап.

В конце 19 века П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного  знания, коренной ломкой понятии в  физике на рубеже 19 и 20 веков. Этому  способствовало интенсивное развитие  психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых “предельных” философский вопросов знания, которые избегал П. Все это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый второй этап своей революции - неопозитивизм.

В силу двойственности П., пытающегося способствовать прогрессу  науки, допуская однако и религиозную  веру, его роль в истории философии  противоречива.

Вопрос 18.   Волюнтаризм  А. Шопенгауэра ( 1788-1860 гг.)  «Мир, как воля  и представления»

 

Под философией жизни  подразумеваются те философские  течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.

      С точки  зрения большинства представителей  философии жизни, жизнь понимается  как особая целостная реальность, не сводимая ни к духу, ни  к материи. Принято выделять два основных варианта философии жизни:

  1. Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
  2. Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).

     Первым  представителям философии жизни  был немецкий философ Артур  Шопенгауэр (1788-1860). Какое-то время  Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на кафедре философии в Берлинском университете. (Шопенгауэр был доцентом, а Гегель - профессором.) Интересно, что Шопенгауэр предпринял попытку читать свою философию как курс, альтернативной философии Гегеля, и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу остался без слушателей. Впоследствии со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Неуспех лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, поскольку он резко отрицательно оценивал гегелевскую философию, называя её порой то бредом параноика, то наглой галиматьёй шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал хитроумным приёмом, маскирующим абсурд и недостатки гегелевской системы.

 Отталкиваясь  от  кантовской идеи  о примате практического разума, важнейшим компонентом которого  была свободная , «автономная воля » Шопенгауэр  затем  стал отстаивать  примат воли по отношению к разуму , то есть стал двигаться скоррее в антикантовском  и антиклассическом направлении.

 

    Основное произведение  Шопенгауэра - «Мир как воля  и представление» (1819). Названия этого  произведения отражает основные  идеи учения Шопенгауэра. Весь  мир, с его точки зрения, представляет  собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Воля , т.е. мотивы и  желания  человека  относительно самостоятельны  и в значительной степени определяют  направленность  и  результаты  разумного познания. «Разум »,  как его понимала классическая философия Ш  объявлял фрикцией и резко критиковал  традиционный  рационализм. На место  разума должна быть поставлена воля .  Чтобы воля могла померяться  силами с разумом Ш представлял волю  независимой от  контроля со стороны разума, превратил ее в «абсолютное хотение », которое не имеет причин и оснований.   Воля была как бы опрокинута Ш на Вселенную- человеческая воля  родственна « неисповедимым силам Вселенной », ее  «волевым порывам». Идеализм  рационализма уступили  место идеалистической «мифологии воли».

       Во  взглядах Шопенгауэра можно заметить  некоторое сходство с идеями  буддизма. И это не случайно, поскольку  он знал индийскую культуру, высоко  ценил и использовал её идеи в своём учении. Правда Шопенгауэр не присоединялся к восьмеричному пути Будды, но так же, как и буддисты, пессимистически относился к попыткам и возможности создания на Земле справедливого и счастливого общества, лишённого страдания и эгоизма. Поэтому учения Шопенгауэра называют иногда пессимизмом. Шопенгауэр был одним из первых философов, который указал на важную роль в жизни человека бессознательного, инстинктивных импульсов, связанных с биологическим происхождением человека. Подобные идеи были впоследствии использованы Фрейдом при создании его теории. Произведения Шопенгауэра отличали яркий стиль, метафоричность, образность выражения. Одним из его оригинальных трудов был «Трактат о любви», Шопенгауэр считал, что любовь - это слишком серьёзное явление, чтобы оставлять его только поэтам. В «Трактате» Шопенгауэра много интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола. Влечение, таинственная сила притягивающая влюблённых - это проявления воли ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа «вычисляет» на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия взаимного притяжения этих организмов.

       Шопенгауэра  принято называть одним из  основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное явление.

      Точнее  было бы сказать, что Шопенгауэр  просто лучше объяснил основы  поведения человека, но не самым  лестным для людей образом.

 

Вопрос 19.  Программа  «переоценки всех ценностей и  имморализм Фридриха Ницше (1844- 1900).

"Я УЧУ  ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ  НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ  ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?"  "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-ЧЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК -СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ  ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!" "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗ-НЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ,  ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ ИНЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ -Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ." "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-ЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ,  ОН - ТО БЕЗУМИЕ!"

 

Есть подвижники мысли  с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений последних невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия Ж.Ж. Руссо и Фр. Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения.

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь  то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век.

Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю  четверть жизни Фридриха Ницше, как  праведную божественную кару за его  нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни.

Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли

В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет.  Не он сам покинул  студенческую среду,- его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс.   После он решает кончать университет в Лейпциге.

В 24 года, не имея научной  степени, получил кафедру профессора базельского университета.

Три основных  периода в творчестве

  1. Романтико-пессимистический
  2. скептико-позитивистский , переоценка всех ценностей  «Человеческое  слишком  человечно » Отвергает пошлую мораль того времени
  3. Собственно ницшеанский период.  Собственная философия «Так говорил Заратустра », «по ту сторону добра и зла»

В основе всего сущего им признается жизнь.  «Жизнь стоит  над всем». Жизнь –иррациональная  стихия -воля к власти. Ряд специфических  особенностей -  иррационализм и  нигилизм.

Иррационализм Ницше- последовательное уничтожение  разумного постижения. «Мир хаотичен» Сознание человека  лишь небольшая часть  процессов  и, к тому же опасная, т.к.  вводит в заблуждение.

 Противоречивость  высказываний. Часто говорит одно, затем совершенно другое , сказывается   болезнь  или неточная трактовка.  Характерна бессистемная форма изложения, которую он специально использует как  метод. Произведения Ницше одно и тоже, только в новой обработке

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"