Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка
Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.
П. - философское направление,
исходящее из тезиса о том, что
все подлинное, “положительное” (позитивное)
знание может быть получено лишь как
результат отдельных
П. оформился в 30-е гг
19 века и за свою историю эволюционировал
в направлении все более
П. исходит из признания
существования некой
Позитивизм понимает свое значение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода.
Первая стадия.
Создатель П., французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской традицией, считая, сто наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией. Это по мнению позитивистов не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название “философии”. Она сводится т.о. к общим выводам из естественных и общественных наук. Поскольку П. не имеет дела с философскими проблемами он отвергает как идеализм так и материализм. Пережитки философии, к которым относятся по мнению Конта претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает на вопрос “почему”, а не на вопрос “как”. Последовательное развитие этого тезиса ведет к точке зрения феноменализма. Однако, наряду с субъективно-идеалистической тенденцией, Контовский П. сохраняет некоторые элементы естественнонаучного материализма, идущего от традиций французского Просвещения 18 века. Следуя за Просветителями, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию, утверждает, что любая научная истина относительна, неполна.
П. подход предполагает два коренных преобразования: в сфере науки - отказ от метафизических наслоений. Отрицая прежнюю метафизическую философию, он не отказывается от философии как таковой. Он полагает, что для осознания действительности отдельных частных наук недостаточно. Существует объективная необходимость разработки общенаучных методов познания, а также раскрытия связи между отдельным науками, создания системы научного знания. Решение этих задач является прерогативой “новой философии”. Таким образом П. претендует на роль философии науки.
По замыслам Конта, конкретные науки должны выявлять частные закономерности различных предметных областей знаний, философия же должна направить свои усилия на познание наиболее общих закономерностей, на систематизацию научного знания.
Спенсер, используя в своих обобщениях новые открытия естествознания 2-ой половины 19 в. исследуя проблемы классификации наук, развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, о том, что в сущность реальности можно проникнуть посредством религии, а не с помощью науки. П. оказал значительное влияние на методологию естественных и общественных наук, в т.ч. социологии, права, политической экономии, историографии, литературоведения и др. Философия по мнению Спенсера, в отличие от науки, которая представляет собой лишь отчасти объединенное знание, есть вполне объединенное знание, высший теоретический синтез. Наиболее общие истины, составляющие область обшей философии, должны быт сформулированы в терминах вещества, движения, силы и т.д.
Вторая стадия
Вторая стадия П. - эмпириокритицизм (критика опыта) Э. Маха и Р. Авенариуса. Э. сохраняет основную установку П. на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятие таких понятии как субстанция, причинность, материальное, идеальное и т.д. Отличие от предшествующей стадии состоит в том, что основную задачу философии видели в создании теории научного знания.
Третий этап.
В конце 19 века П. переживает кризис, вызванный прогрессом естественнонаучного знания, коренной ломкой понятии в физике на рубеже 19 и 20 веков. Этому способствовало интенсивное развитие психологических исследований, заставлявших предпринимать анализ тех самых “предельных” философский вопросов знания, которые избегал П. Все это заставило снова поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный П. вступает в новый второй этап своей революции - неопозитивизм.
В силу двойственности П., пытающегося способствовать прогрессу науки, допуская однако и религиозную веру, его роль в истории философии противоречива.
Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях, становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна исследовать жизнь.
С точки
зрения большинства
Первым
представителям философии
Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная , «автономная воля » Шопенгауэр затем стал отстаивать примат воли по отношению к разуму , то есть стал двигаться скоррее в антикантовском и антиклассическом направлении.
Основное произведение
Шопенгауэра - «Мир как воля
и представление» (1819). Названия этого
произведения отражает
Во
взглядах Шопенгауэра можно
Шопенгауэра принято называть одним из основателей иррационализма, подразумевая под этим термином все те направления, которые принижали роль разумного, сознательного в поведении человека. По воззрениям сторонников некоторых философских школ, иррационализм- отрицательное явление.
Точнее
было бы сказать, что
"Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ.
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?" "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-ЧЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК -СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!" "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗ-НЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ ИНЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ -Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ:ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ." "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ-ЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ!"
Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа, создающие в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений последних невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая философия Ж.Ж. Руссо и Фр. Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с осторожной патологией их болезненного гения.
Жизнь Ницше - воплощение
самой его философии во всей ее
суровой величественности и трагичности.
Не зная первую, трудно понять вторую.
И не поняв вторую, невозможно постичь
то исключительно сильное воздейст
Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни.
Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей вопрошающей мысли
В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Не он сам покинул студенческую среду,- его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс. После он решает кончать университет в Лейпциге.
В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета.
Три основных периода в творчестве
В основе всего сущего им признается жизнь. «Жизнь стоит над всем». Жизнь –иррациональная стихия -воля к власти. Ряд специфических особенностей - иррационализм и нигилизм.
Иррационализм Ницше- последовательное уничтожение разумного постижения. «Мир хаотичен» Сознание человека лишь небольшая часть процессов и, к тому же опасная, т.к. вводит в заблуждение.
Противоречивость высказываний. Часто говорит одно, затем совершенно другое , сказывается болезнь или неточная трактовка. Характерна бессистемная форма изложения, которую он специально использует как метод. Произведения Ницше одно и тоже, только в новой обработке