Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

     Основной  формой мышления является понятие.  Оно, по его учению, "есть  начало  всякой  жизни"  и   представляет собой "бесконечную  творческую  форму,  которая   заключает  внутри себя всю полноту всякого содержания и служит  вместе  с  тем  его источником".

     Итак,  исходный  пункт  гегелевской   философской  системы  - идеалистическое  отождествление мышления и   бытия,  сведение  всех процессов  к процессу мышления. Действительная история сводится  к истории  познания,  а  рост  и  углубление    знаний    о    мире рассматриваются  как  развитие  самой  действительности.   Гегель обожествляет  процесс  познания,  осуществляемый   человечеством, выдавая его за божественное самопознание,  а  также  за  познание человечеством Бога и тем самым самого себя.

     Основные  части  философской   системы  Гегеля   -    логика, философия природы и философия   духа,  к  которой  непосредственно  примыкают философия права, философия  истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии составляет  важнейшую  часть  его системы, поскольку  тождество  мышления  и  бытия  означает,  что законы мышления, которыми и  занимается  логика,  суть  подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории  и  познания.  До Гегеля логика  считалась  наукой  о  субъективных  (человеческих) формах  мышления.  Не  отрицая  необходимости    такой    научной дисциплины, т.е. формальной логики, как науки об  элементарных формах  и законах правильного мышления,  Гегель  ставит  перед логической   наукой    задачу    исследовать    наиболее    общие закономерности развития познания.

Логику Гегель подразделяет  на  учение  о  бытии,  сущности, понятии. Начало всего - чистое ничто, так как оно есть  в то  же время и чистая мысль. В этом случае оно есть  в то  же  время и ничто,  лишенное  каких-либо  определений.    Бытие    и    ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие и ничто  сняты,  т.е.  они  одновременно  и  упразднены,  и сохранены. В этом процессе выявляются три основных момента бытия, его триада:  утверждение  (тезис),  отрицание  этого  утверждения (антитезис)   и,    наконец,    отрицание    отрицания,    снятие противоположностей (синтез).

     Понятия,  по  Гегелю,  находятся  в   непрерывном   движении, переходят, "переливаются" друг в друга,  изменяются.  развиваются, превращаются  в  свою  противоположность,  обнаруживая  внутренне присущие  им противоречия, которые и составляют движущую  силу  их развития. Развитие понятий, идет от абстрактного  к  конкретному, от одностороннего, бедного содержанием  понятия  к  понятию,  все более богатому содержанием, охватывающему в  единстве  различные, даже  противоположные,   стороны.    Гегель    показывает,    что количественные  изменения приводят  к изменениям  качественным, совершаются путем скачка, прерыва непрерывности.

     Гегелевское  учение о диалектике мышления,  о  взаимосвязи  и движении  понятий  косвенно    указывает    на    содержание    и закономерности  развития  тех  реальных  материальных  процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от  познания, от  мышления.

     Характеризуя  сущность  как  философскую   категорию,  Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает  явления друг от друга, и то, что одинаково,  тождественно  в них.  Но  в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг  от  друга,  а представляют собой противоположные, друг с другом связанные моменты сущности. Говоря о тождестве мы имеем в виду различия, говоря  о различии, предполагаем тождество.

     Гегель  противопоставляет  метафизическому   представлению  об абстрактном,  исключающим  различия   тождестве    диалектическое  представление о конкретном тождестве, содержащем в себе различия. Понятие  абстрактного  тождества    предполагает    существование неизменных,  всегда  одинаковых  вещей.    Понятие    конкретного тождества,  напротив,  указывает  на  то,  что  каждое    явление изменяется, т.е. не остается самим собой,  всегда  одинаковым,  а переходит  в  другое,  содержит  в   себе    это    другое    как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

     Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно  не есть только общее.  Общее,  взято  само  по  себе,  вне  связи  с особенным, т.е. с тем, что  отличает  одно  явление  от  другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно  и в понятии общее, особенное и  единичное  также  неразделимы,  как тождество и различие в сущности явлений. Раскрывая многократность понятия, единство  различных  сторон  в  самой  действительности, Гегель приходит к выводу, что истина лишь постольку есть  истина, поскольку содержит в себе в единстве различные,  в  том  числе  и противоположные,  стороны  реального.  В  этом   смысле    Гегель утверждает: абстрактной  истины  нет,  истина  всегда  конкретна. Понятие как единство общего,  особенного  и  единичного  получает свое  необходимое  выражение  в  различных  видах   суждений    и умозаключений, которые изображаются  Гегелем  как  обнаружение  и осуществление творческой мощи присущей "понятию"  как  внутренней основе всех  тех  процессов,  которые  наблюдаются  в природе и обществе на всем протяжении истории.

     Понятие  у Гегеля   -  это процесс   теоретического  мышления, возведенный  в абсолют. Активность мышления  и  всей  сознательной, целесообразной  практической  деятельности  людей,  преобразующей мир,  идеалистически  истолковывается Гегелем как   творчество, самопознание "абсолютной идеи", обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать  его картину,  Гегель  изображает   его    как    процесс    познания, осуществляющийся в лоне "абсолютной идеи".

     В своем  учении о познании  Гегель  ставит  также  вопрос  об  отношении теоретического познания  к  практической  деятельности, пытаясь  вскрыть  единство  и  взаимодействие  между  теорией   и практикой. Гегель  показывает,  что    преобразование действительности и познание ее составляют единый процесс.

     Логический  процесс развития завершается   у  Гегеля  понятием "абсолютной  идеи",  которая  вначале  "отчуждает"  свое   бытие, сообщает ему движение, в  результате  которого  бытие  становится содержательным. Затем она обнаруживает  себя  как  сущность,  как понятие и, наконец, благодаря развитию  понятия  как  "абсолютная идея",  которая  выступает как систематическое,   многообразное единство всех сторон, логических  определений,  характеризует не только мир как целое, но и его познание.

      Если  логика, по Гегелю, есть "наука  об идее  в  себе  и   для себя", то философия природы  характеризуется им как "наука об идее в ее инобытии". Гегель не объясняет, как  происходит  переход  от "чистой" логической идеи к природе, он  просто  декларирует,  что "абсолютная идея", познав вое собственное  содержание,  "решается из самой себя свободно отпустить себя в качестве природы". "Абсолютная  идея",    по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала  во времени.

     Главными  формами природного бытия "абсолютной  идеи" являются механика,  физика,  органика.

Третья часть философской системы Гегеля - философия  духа  - посвящена рассмотрению "абсолютной идеи" на заключительном  этапе ее развития, когда она, покидая природу, "возвращается"  к  самой себе в  качестве  "абсолютного  духа",  т.е.  "абсолютной  идеи", преодолевшей свое "отчуждение", снявшей свое отрицание  (природу) и развивающейся как самосознание человечества на всем  протяжении всемирной истории. В  природе,  по  Гегелю,  духовное  содержание находится  в  постоянном  конфликте  с  ограниченной  и  инертной материальной формой.

      Философия   духа  состоит  из  учения  о  субъективном   духе (антропология, феноменология, психология), учения  об  объективном  духе (право,  нравственность, государство) и учения  об  абсолютном духе  как   высшей  ступени   самопознания    "абсолютной    идеи" (искусство, религия, философия).

В "Феноменологии духа" (1807), по словам Маркса,  содержатся истинный  исток  и  тайна  гегелевской   философии. В   нём    даётся    происхождение диалектики, а также  раскрывается принцип  абсолютного  идеализма: господство мирового разума в мире,  абсолютной  идеи,  которая  в своём поступательном развитии развивается от противоположности  с предметом до абсолютного знания, т.е.  до  понятий  науки.  Таким образом, Гегель пытался  раскрыть  генезис  философского  знания, начинающегося  с  чувственной  достоверности  и  доходящего    до философского  знания.  Сначала  сознание  противостоит  предмету, который не зависит от него, и не знает  своей  природы,  а  также сущность предмета. На второй  стадии  сознание  овладевает  своей собственной общественной  природой  и  сознаёт  себя  в  качестве участника исторических  событий.  Когда  сознание  ретроспективно обозревает свой собственный путь, то поднимается на  третий  этап своего развития и доходит до абсолютного знания. В "Феноменологии духа"  Гегель,  рассматривая  исторически  весь  путь   сознания, применяет  принцип  историзма  и  даёт  толкование   общественной природы  сознания.  Он  показывает  историческую    необходимость развития сознания, которая выражается в разных формах. Однако  на ступени абсолютного знания развитие сознания останавливается.

     В "Феноменологии  духа" Гегель рассматривает такую  важную для философии категорию,  как отчуждение, которое он понимает  в разных смыслах, хотя и  связанных между собой. Отчуждение  для  Гегеля  - это прежде  всего  порождение  духом  природы  и  общества,  т.е. опредмечивание.  Затем  под  отчуждением   он    понимал    любую целесообразную  деятельность  человека,  отчуждение  деятельности человека  в  результатах  его  труда.  Кроме  того  Гегель  видел отчуждение  в  искажённом  восприятии  людьми  продуктов    своей деятельности.

      В   гегелевской  философии  духа  особенно  ярко    сказались  свойственные этому мыслителю  и немецкой  буржуазии  того  времени вообще консервативные, а частью прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы  неправильно  на  этом  основании  совсем  отрицать положительное значение работ Гегеля. Его диалектический метод лёг в основу более поздних философских работ.

 

Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

В ”Науке логики” (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что  надо занять такую позицию по отношению  к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”.

Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.

Диалектический метод  Гегеля вступает в противоречие с  требованием системы, которая обязательно  должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

 

Вопрос 16 Сущность материалистического понимания  истории К.Маркса. Общественно-экономические  формации

 

    Марксистскую философию составляют диалектический и исторический материализм.

    Диалектический  материализм изучает наиболее  общие закономерности развития  и функционирования мира в  целом, отношения и взаимодействие  человека с окружающей действительностью  и наиболее общие принципы ее познания. Диалектический материализм воздан в 19 в. К.Марксом и Ф.Энегльсом, развит Г.Плехановым, В.Лениным и др. Теоретическими источниками диалектического материализма явились идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха.

    Исторический  материализм – марксистская наука  об обществе, исследующая общесоциологические  законы исторического развития  и формы их реализации в  деятельности людей. Исторический  материализм утверждает материальную  основу общественной жизни, определяющую развитие всех других её сторон. Взяв за исходный пункт добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел основу – реальный базис каждого определенного общества – которая облекается политико-юридическими облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них, законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму.

«Нищета философии» 1847 –  основы исторического материализма

Вопрос 16(вариант). Сущность материалистического понимания истории К. Маркса.  Общественно-экономические формации.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"