Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка

Описание работы

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.

Файлы: 1 файл

Копия Копия ШПАРГАЛКА ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

18.МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

Марксизм  возникает в середине 40-х годов  XIX века. Его основоположники – Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).

Проблемное  поле философии марксизма включало следующие вопросы: материалистическое понимание истории, закономерности развития общества, антропосоциогенез, причины социального расслоения, феномен общественного сознания.

Материалистическое  понимание истории исходит из того, что условия человеческой жизни (общественное бытие) определяют взгляды людей, их цели, ценности, теории (общественное сознание). Основу (базис) общественного бытия составляет способ производства материальных благ. Способ производства представляет собой единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это орудия труда, средства производства и занятые в нем люди. Производственные отношения – отношения между людьми, характеризующиеся формой собственности на средства производства и общественным разделением труда. Над базисом возвышается настройка, включающая в себя: 1) общественные учреждения и организации; 2) политические, правовые отношения; 3) общественное сознание (мораль, религия, наука, философия, искусство и т.д.

Производительные  силы и производственные отношения  находятся в органическом единстве. Определенному уровню и характеру развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения. Отсюда следует, что источником общественного развития является противоречие между производительными силами, которые развиваются быстрее, и производственными отношения, которые отстают в своем развитии от производительных сил и сдерживают их развитие. Постепенно это противоречие перерастает в конфликт, который приводит к социальной революции и переходу общества на новый этап развития.

Этап  развития общества с соответствующим  способом производства материальных благ, базисом и надстройкой называется общественно-экономической формацией. Маркс и Энгельс выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формация.

Построение  коммунистического общества, Маркс  и Энгельс связывали с ликвидацией частной собственности, рынка, денег; с функционированием планируемого народного хозяйства, с передачей труда машинам и с всесторонним развитием человека.

К основным этапам развития марксизма относятся:

Этап  классического марксизма (вторая половина XIX в.). Представители: К.Маркс и Ф.Энгельс.

Ленинский этап развития марксизма (90-е гг. XIX в. - к. 20-х гг XX в.). Представители: Ленин, Троцкий, Сталин.

Этап  западного марксизма, неомарксизм (вторая половина XX в.). Представители: Хабермас, Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Фромм.

19.ПОЗИТИВИЗМ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Как самостоятельное  течение позитивизм возникает в 30-е годы XIX в. Позитивизм прошел целый ряд этапов в своем становлении:

Классический  позитивизм. Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Главной проблемой позитивизма была проблема взаимоотношения философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинно научное («позитивное») знание о мире может быть получено лишь специальными, в первую очередь, естественными науками, которые владеют такими методами познания как наблюдение и эксперимент и опираются на бесспорные факты. Уступить место такому позитивному знанию должны туманные философские рассуждения.

Отсюда, основная задача философии не изучать окружающий мир, а обобщать и систематизировать результаты научного познания.

Конт  обосновывает свою концепцию с помощью создания классификации наук и закона трех стадий. Используя принципы построения научного знания (от простого к сложному, от абстрактного к конкретному), Конт выделил такие науки как: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология (термин социология введен в науку именно Контом), мораль.

Общество, с точки зрения О.Конта, проходит три стадии в своем развитии:

Теологическая стадия. На ней человек объясняет мир с помощью сверхъестественных (преимущественно божественных) сил.

Метафизическая стадия. При объяснении мира человек здесь прибегает к различным субстанциям, которые лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам непосредственно в опыте. Примерам таких субстанций может выступать архе Фалеса, число Платона, мир идей Платона, материя и форма Аристотеля.

Позитивная стадия. На этой стадии человек описывает природу при помощи науки.

В последнее  десятилетие XIX в. позитивизм в своей  первой исторической форме переживал  кризис связанный с дальнейшим развитием  наук, которое не укладывалось в предложенную им схему.

Вторая  историческая форма позитивизма - махизм, эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах (1838-1916), Рихард Авенариус (1843-1896).

Неопозитивизм. Третий этап позитивизма зарождается в 20-е г. XX в. Представители: Л.Витгенштейн, М.Шлик, Р.Карнап, Б.Рассел.

Постпозитивизм. Представители: К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос.

22ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ.

Философская мысль Беларуси имеет самобытный характер. Ее зарождение связано с возникновением первых государственных образований на территории Беларуси и принятием христианства. Философское мировоззрение на белорусских землях находилось под влиянием западной и восточной христианских традиций, но не сводилось ни к одной из них.

Представителем философии Беларуси в эпоху средневековья является К. Туровский (ок. 1130 – ок. 1182). Его интересовали проблемы взаимоотношения Бога и человека, веры и знания, души и тела, проблема разума как высшей человеческой ценности, и проблема праведного образа жизни.

Широкое распространение в XVI в. на белорусских землях получили идеи Возрождения и Реформации (Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский, К. Лыщинский, А. Волан, Л. Сапега). Главной проблемой философии Ф. Скорины является проблема человека. Скорина утверждал, что от рождения люди обладают равными правами и наделены одинаковыми задатками, подчеркивал необходимость непрерывного совершенствования человеческой природы с целью гармонизации общественной жизни. Также Ф.Скорина призывал любить Родину и всей своей деятельностью показывал, как можно ей принести пользу. Необходимость создания правового государства обосновывали Л. Сапега, А. Волан.. Сапега отмечал, что права придуманы людьми для их общей пользы и созданы теми, кто находится у власти; право должно гарантировать свободу личности и неприкосновенность собственности. Лев Сапега подчеркивал необходимость юридического просвещения граждан, изучения ими прав, которые должны быть записаны на родном языке.

Представителем  эпохи Просвещения на территории Беларуси был К. Нарбут, отстаивающий идеи деизма и дуализма (признание материального и духовного начал мира).

Во второй половине XIX – начале XX века ряд глубоких положений о необходимости, суверенитета белорусского народа, о значении родного языка в становлении мировоззрения человека высказывали К. Калиновский, Ф. Богушевич. Вопросы соотношения народа и человека, самоутверждения человека в мире и его свободы попытались решить в художественно-философской форме Я. Купала и Я. Колас. Проблема национального самосознания занимает центральное место в философии И. Кончевского (Абдираловича). Отмечая геополитическое положение Беларуси между Востоком и Западом, он впервые глубоко проанализировал и сформулировал исторические итоги воздействия этих двух типов культур на самосознание и духовную жизнь нашего народа. По мнению философа, вместе с идеями гуманизма и демократии с Запада на белорусскую землю пришли идеи эксплуатации человека человеком и духовное мещанство, а с Востока – пренебрежение к отдельной личности и подавление ее прав и свобод. И.Кончевский предполагает, что для преодоления западного и восточного влияния, белорусский народ должен стать на путь самостоятельного социокультурного творчества.

24.ПОНЯТИЕ БЫТИЯ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ, СФЕРЫ И ФОРМЫ.

Онтология (от греч. ontos – сущее, logos – учение) - философское учение о бытии. Понятие «онтология» впервые было введено в 1613 г. немецким философом Р.Гоклениусом в значении метафизика. В XVIII в. благодаря Х.Вольфу этот термин стал широко использоваться в философском языке для обозначения той части в структуре философии, которая была призвана изучать сущее как таковое. Главными категориями онтологии является категории бытия и небытия.

Под бытием понимается:

всеохватывающая реальность, то, что существует;

философское понятие, обозначающее свойство вещей быть в наличии, присутствовать, существовать.

Категория небытия обозначает

свойство  вещей не существовать, отсутствовать, быть нереальными (в действительности нет многих воображаемых предметов, а существующие вещи, люди рано или поздно погибают);

объекты, которые никогда не станут предметной действительностью (круглый квадрат, вечный двигатель и т.п.).

Впервые термин бытие в философию ввел античный философ Парменид (VI – V вв. до н.э.). Парменид охарактеризовал бытие как вечное, совершенное, неподвижное и неизменчивое, имеющее форму шара. Парменид отождествлял бытие и мысль (что можно мыслить, то в действительности существует) и утверждал, что бытие есть, а небытия нет.

Согласно  Пифагору в качестве бытия, особой математической субстанции, лежащей в основании мира, выступали числа.

По  Демокриту, все состоит из атомов (с греч. - неделимое), т.е. бытия и пустоты или небытия. Атомы – это мельчайшие, далее неделимые частицы, из которых состоят вещи. Пустота делает возможным перемещение атомов и перемещение тел.

Платон выделял истинное бытие (мир вечных идей), небытие (материя) и инобытие (мир чувственных, изменяющихся вещей), в котором соединяются бытие и небытие.

У Аристотеля всякое сущее есть сочетание 4-х причин: формы, материи, движения и цели. Первопричиной, перводвигателем всего сущего, по Аристотелю, выступает Бог как космический разум.

В средневековой философии в качестве бытия выступал Бог. Бог признавался единственно подлинным и несотворенным бытием, создавшим весь остальной тварный мир.

В Новое время место бытия занимает человеческий разум, сознание. Человеческое сознание признается как единственно несомненное и подлинное бытие, благодаря деятельности которого человек может удостовериться в реальности бытия окружающего мира.

Марксистская философия XIX-XX вв. отождествляла бытие и материю.

В XX в. М.Хайдеггер, полагал, что бытие мира, бытие любой вещи открывается человеку только через его собственное существование.

Выделяют  два основных вида бытия:

материальное (объективную реальность, материя) бытие;

идеальное (субъективная реальность, сознание) бытие.

Выделяют  следующие формы бытия:

бытие вещей: включает в себя естественную и искусственную природу;

бытие человека: включает телесное и социальное существование человека;

духовное  бытие: включает в себя явления духовной жизни индивида и общества (чувства, настроения, мысли, идеи, теории);

бытие общества (социальное бытие).

Выделяют  три основные сферы бытия: природа; человек; общество.

25 КАТЕГОРИЯ МАТЕРИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"