Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.
Понятие материя с лат. переводится как вещество. Происхождение и развитие категории материи проходила в три этапа.
Первый этап становления категории материи относится к античной философии и связан с толкованием материи как субстанции, т.е. основы всех вещей и явлений. Так, у Фалеса Милетского в качестве такой субстанции (первоматерии) выступала вода, у Гераклита – огонь, у Пифагора – число, у Демокрита, Эпикура - мелких (далее не делимые) частицы, которые нельзя непосредственно ощутить с помощью органов чувств - атомы.
Второй этап становления категории материи связывают с эпохой Нового времени. Наука Нового времени качественно не изменила предшествующее представление о материи (материя – это первооснова вещей), но лишь несколько углубила: материя была наделена неотъемлемыми свойствами, которые были выявлены в ходе научных исследований: масса, протяженность, непроницаемость и т.д.
Третий этап становления категории материи связан с философией марксизма. В марксизме материя трактуется как философская категория, которая обозначает объективную реальностью, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.
26 СТРУКТУРНОСТЬ И НЕИСЧЕРПАЕМОСТЬ – ВАЖНЕЙШИЕ СВОЙСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА.
Важнейшими свойствами материи являются структурность и неисчерпаемость. Структурность материи означает, что любое материальное явление представляет собой систему элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями.
Структура (struktura – строение, расположение, порядок) - наличие внутренних связей между элементами объекта. Объекты, объединенные общими структурными признаками, относятся к одному типу структур, системам.
Действительность можно представить в виде иерархии различных систем, основными уровнями которых выступают неживая материя, живая материя и социально-организованная материя.
Неживая материя – это материальная система, представленная объектами неорганической природы. Выделяют следующие структурные уровни неживой материи: вакуум – элементарные частицы – атомы - молекулы – макротела – планеты – звездные системы – галактика – Метагалактика.
Живая
материя – это система, включающая
в себя объекты способные к
самоорганизации и
Социально-организованная материя состоит из человека – семьи – классы – нации - общества.
Под неисчерпаемостью материи понимается возможность открытия новых элементов структурных уровней организации материи, новых свойств материи.
27 ПОНЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ. ДВИЖЕНИЕ – АТРИБУТ БЫТИЯ.
Любое явление подвержено непрерывным изменениям (это в равной степени относится к материальным и духовным объектам). Специфика этих изменений осмысливается в онтологии при помощи таких категорий как движение, развитие и покой.
В настоящее время движение понимается как изменение вообще. При этом под движением понимается не только механическое перемещение в пространстве и во времени, но любые изменения состояний предметов и явлений – взаимное превращение элементарных частиц, расширение метагалактики, изменения в клетках организмов, изменения социальных процессов и т.д. Таким образом, движение является неотъемлемым свойством бытия.
Движение представляет собой единство противоположностей – изменчивости и устойчивости. Причем, устойчивость, покой - относительны, поскольку любой объект покоится лишь относительно некоторой системы отсчета, изменчивость - абсолютна.
По своим проявлениям движение многообразно, оно существует в различных формах. Например, Ф.Энгельс выделил пять форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.
В качестве движущей силы изменений может выступать:
Бог (религия – вера в единого бога, который произвел главное изменение: сотворил мир, дал начало жизни).
Мировое сознание (учение Гегеля об абсолютной идее как источнике мирового развития).
Человеческое сознание.
Материя (материальные первоначала трансформируются в вещи, например, вода Фалеса, огонь Гераклита).
Необратимое, закономерное, качественное изменение материальных или идеальных объектов называется развитием. Развитие может совершаться в двух направлениях: в прогрессивном (качественное изменение объекта в сторону его усложнения) и в регрессивном (качественное изменение объекта в сторону его распада на составляющие элементы). Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем.
Покой – это относительная устойчивость сущего.
28 ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ.
Исследование закономерностей развития, построение теории развития осуществляется в рамках философского учения диалектики.
Слово «диалектика» с греческого языка переводится как искусство вести беседу. Первым понятие диалектика употребил Сократ, который понимал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, как способ ведения философского диалога.
В античной и средневековой философии слово «диалектика» было близким по смыслу слову «логика» и означало искусство доказательства и опровержения, умение отличать истинное отложного.
В новоевропейской философской мысли это понятие наполняется новыми смыслами. Так, Гегель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия. По его мнению, диалектика противоположна метафизике, которая игнорировала идеи развития. Подобное противопоставление диалектики и метафизики было развито К.Марксом и Ф.Энгельсом. При этом Гегель, а затем Маркс и Энгельс рассматривали диалектику не только в качестве метода познания, но и как всеобщую теорию развития.
Таким образом, диалектика есть философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
К основным принципам диалектики относятся принцип развития (любое явление в мире подвержено качественным изменениям) и принцип взаимосвязи (любое явление в мире взаимосвязано с другими явлениями, влияя, в свою очередь, на них).
К основным законам диалектики относят:
Закон единства и борьбы противоположностей, утверждающий, что источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, раскрывающий механизм развития.
Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что направлением развития является движение вперед, к новым качествам, с повторением на новой основе ряда прежних качеств.
К неосновным законам (категориям) диалектики относятся:
Закон единичного и общего: всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления.
Закон необходимости и случайности: необходимость проявляется в развитии явления через случайности.
Закон содержания и формы: содержание явления определяет форму его развития.
Закон причины и следствия: свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин.
Закон возможности и действительности: развитие явление есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями.
Закон сущности и явления: в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность.
Закон части и целого: развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей.
29 ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК АТРИБУТЫ БЫТИЯ.
Всякое явление существует в пространстве и во времени, поэтому пространство и время являются неотъемлемыми свойствами бытия.
Пространство как философская категория означает свойство материальных объектов обладать размерами и занимать определенное положение относительно друг друга. К основным характеристикам пространства относятся – трехмерность и изотропность. Трехмерность означает, что пространственные параметры любого объекта могут быть выражены с помощью трех осей координат. Изотропность означает равенство всех пространственных измерений вещи.
Время как философская категория отражает свойство вещей сохранять своих качества в относительно неизменном состоянии, а также порядок их смены друг другом. К основным характеристикам времени относят необратимость, длительность и одномерность.
В истории
философии и науки
Согласно субстанциональной концепции, пространство и время представляют собой самостоятельные субстанции, независимые в своем существовании от мира вещей. Пространство – это что-то вроде огромного вместилища для вещей, которое останется даже в том случае, если мир вдруг исчезнет. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя. Представители этой концепции Демокрит и Ньютон.
Реляционная концепция трактует пространство и время как специфические отношения между объектами. Согласно ей, пространство и время не обладает самостоятельным существованием: исчезновение мира вещей привело б и к исчезновению и пространства, и времени. Представители этой концепции Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн.
В трактовке времени можно выделить
32 ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ.
Понятие сознания является одним из главных понятий философии, психологии, социологии и других наук. В философии проблема сознания поднимается в онтологии, в гносеологии и в социальной философии. Так, в онтологии ставится вопрос о первичности материи и сознания. Согласно материализму, первична материя, а сознание является свойством высокоорганизованной материи. В соответствии идеализмом, первично сознание, творчески изменяющее пассивную, инертную материю. В гносеологии понятие сознание взаимосвязано с проблемой истины как соответствие содержания сознания познаваемой действительности. В социальной философии проблема сознания поднимается в рамках разграничения индивидуального (то, что характерно только личности) и общественного (того, что присуще всем людям) в опыте сознания.
Сознание выступает как один из наиболее сложных объектов философского анализа: с одной стороны, его наличие очевидно для каждого человека, с другой стороны, сознание неуловимо для внешнего наблюдателя. В истории философии сложились два направления анализа и изучения сознания: интровертивное и экстравертивное. Согласно первой версии, сознание можно изучать, только познавая себя самого. В рамках второго направления сознание изучается через свои внешние проявления: через работу мозга, через способность человека к целенаправленной деятельности или через язык.