Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.
Выделяют три основные традиции изучения сознания в философии.
Согласно субстанциональному подходу (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель), сознание трактуется как нечто идеальное, самостоятельное и первичное по отношению к объективной действительности (материи).
Согласно функциональному подходу (Ламетри, Молешотт, Леонтьев, Марголис), сознание трактуется материально, как свойство нервной системы и мозга, способных отражать окружающий мир.
Согласно
экзистенциально-
Таким образом, сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении окружающей действительности.
33
ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА СОЗНАНИЯ.
СОЗНАНИЕ И ОТРАЖЕНИЕ.
ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ.
Проблема генезиса сознания решается в рамках функционального подхода, где сознание трактуется как свойство высокоорганизованной материи, способной отражать окружающую действительность. Проблема возникновения сознания сводится к эволюции форм отражения.
Отражение – способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своем содержании определенные свойства и характеристики объектов. Свойство отражения принадлежит как живой, так и неживой природе. В неживой природе отражение осуществляется по образу изоморфизма (отражение зеркальное) и гомоморфизма (отношение карты к реальной местности). С появлением жизни возникают такие формы отражения как раздражимость, чувствительность и психика.
Раздражимость – способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие жизненно благоприятных и неблагоприятных факторов, возникающих при непосредственном контакте и распространяющимся на все тело. Раздражимость особенно характерна для флоры (растительного мира). Так, например, семенная корзинка подсолнуха направлена в сторону наибольшей солнечной освещенности.
Возникновение фауны (мира животных) сопровождается появлением более высокой формы отражения – чувствительности (способности к ощущениям). Чувствительность – это способность реагировать не только на факторы внешней среды, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные для организма факторы, которые несут информацию о других жизненно значимых для организма факторах. Чувствительность возникает при оформлении нервной системы и органов чувств.
Более совершенной формой биологического отражения выступает психика, представляющая собой способность создавать чувственные образы внешней действительности, в виде ощущений, восприятий, а у «умных» животных (обезьян, кошек, собак) – еще и в виде представлений. Основными свойствами психики являются:
ориентация на жизненно-нейтральные факторы;
избирательно-поисковая активность;
формирование индивидуального опыта, который начинает преобладать над видовым.
Высшей формой отражения выступает сознание. Отличие сознания от психики животного состоит в том, что сознанию присуще:
целеполагание: возможность идеального конструирования объекта, которого нет в действительности, но который необходимо создать;
абстрактно-логическое мышление: способность отражения действительности в ее существенных свойствах;
наличие языка или второй сигнальной системы, посредством которой передается информация;
наличие самосознания: способность человека выделять себя из внешней действительности, проводить границу между внешней и внутренней средой обитания.
В качестве предпосылок становления сознания философия выделяет эволюцию свойства отражения, присущего материи; развитие зачаточного интеллекта животных; переход от орудийной деятельности к предметно-практическому освоению мира с помощью искусственных орудий труда; развитие в процессе становления труда потребности в знаковой коммуникации и передачи из поколения в поколение приобретенного опыта. Таким образом, в первую очередь, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания.
34 СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.
Сознание по своей структуре – многоярусное и разнополюсное образование.
Структура и свойство сознания преодолены структурой мозга, который делится на правое и лево полушарие и функционирует асимметрично. Левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическим рассуждениями. Правое полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.
В философии разработаны различные модели структуры человеческого сознания. Так согласно З. Фрейду, сознание включает в себя три уровня: «сознательное», «предсознательное» и «бессознательное». «Бессознательное» – это психические процессы, которые активно влияют на поведение человека, но не осознаются человеческим сознанием. «Бессознательное» включает в себя врожденные, но вытесненные из сознания сексуальные или агрессивные влечения, импульсы, желания, мотивы, стремления, комплексы. Задача «предсознательного» уровня состоит – такое удовлетворение импульсов «бессознательного», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит «сознательный» уровень.
В структуре сознания можно выделить три уровня:
чувственно-эмоциональный: это непосредственное отражение объекта органами чувств;
рационально-дискурсивный: опосредованное отражение объекта, выделение его существенных свойств;
интуитивно-волевой: отвечает за самосознание человека, обеспечивает единство чувств и разума.
К основным компонентам в структуре сознания относятся: Знания (ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, интуиция; эмоции; смыслы; ценности; чувства, вера; воля.
Также в структуре сознания можно выделить такие способности как память (способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию), внимание (способность сознания, связанная с конкретной нацеленностью на объект), воображение (способность сознания к творческому изменению окружающей среды).
35 МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК.
Сознание следует отличать от мышления. Мышление – это только одно из свойств человеческого сознания, которое помимо мышления обладает еще целеполаганием, самосознанием и наличием языка.
Мышление – это опосредованное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей Человеческое мышление функционирует в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке.
Язык - система знаков, выполняющая следующие функции:
экспрессивную: посредством языка человек выражает мысли;
коммуникативную: язык является средством общения между людьми;
кумулятивную: язык является средством хранения информации;
информативную: язык является средством передачи информации.
Выделяют несколько моделей генезиса (происхождения) языка:
Междометная: язык возникает из междометий «ой!», «ай!» и т.д., сопровождающих трудовую деятельность человека.
Подражательная: язык возникает как подражание звукам природы, зверей.
Номинативная: язык возникает с появлением феномена имени.
Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга. С одной стороны, язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. С другой стороны, сознание формируется с помощью языка: наши мысли строятся в соответствии с правилами языка и должны ему соответствовать. Однако единство сознания и языка не означает их тождества: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в форме мысли.
36 ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
Проблема человека в философии рассматривается в разделе философская антропология. Термин «философская антропология» состоит из слов греческого происхождения: sophia – мудрость, antropos – человек, logos – учение. «Философская антропология» включает в себя взгляды на происхождение, эволюцию и специфику существования человека.
В широком смысле слова, человек в философии описывается как точка пересечения божественного (душа), природного (тело) и социального (дух). Тело является природным основанием существования человека. На уровне тела осуществляется связь человека и природы, фиксируются особенности человека как биологического вида (прямохождение, развитая кисть руки, развитый головной мозг). Также тело человека является продуктом общества и культуры, определяющие каноны красоты, естественности человеческого тела. Душа – это жизненная энергия тела, которая, являясь бессмертной, определяет сроки земного существования человека, человеческую судьбу, его волю, характер. Понятие духа описывает свойственные всем людям характеристики: разум и социальность.
В узком смысле слова, человек описывается как биосоциальное существо, зависящее от развития природы и общества.
В философии
выделяют четыре концепции интерпретации
человека: натурализаторская, экзистенциально-
38 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА. ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ.
Познание – это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире, на развитие знания, его углубление, расширение и совершенствование.
Термин «знание» обычно употребляется в трех основных смыслах:
Упорядоченная информация, имеющая значения для человека и общества.
Способности, умения, навыки что-либо сделать.
Единица познавательной деятельности, выражающая меру осведомленности человека в процессах и явлениях окружающего мира.
Процесс познания может осуществляться в следующих формах: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.
Обыденно-практическое познание опирается на повседневную практическую жизнь людей и включает в себя не связанные между собой сведения о мире, например, верования, приметы, предрассудки, предания, назидания, предчувствия и т.д.
Мифологическое познание – духовно-практическое, образное восприятие мира, основанное на вере в сверхъестественные силы и их сродство с человеком. К основным чертам мифологического познания относятся синкретизм, генетизм, антропоморфизм и анимизм.
Религиозное познание – это духовно-практическое, образное восприятие мира, основанное на вере в сверхъестественную силу, персонифицированную в фигуре Бога, которая открывает человеку знание о мире (откровение).
Художественное познание – это эмоционально-образное восприятие мира, для которого характерна самоочевидность, самодакозательность и наличие фантазии, вымысла.
Научное познание направлено на получение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире.
Философское познание – познание мира в его сущностных (фундаментальных) принципах и основаниях. Познанием природы в рамках философского знания занимается онтология, познанием человека – философская антропология, познанием общества – социальная философия, проблемами познания - гносеология.
Термин гносеология происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – учение, наука, т.е. учение о знании, теория познания. Термин гносеология был введен в 1854 г. шотландским философом Дж.Феррером.