Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:48, шпаргалка
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.
Мировоззрение – это система наиболее общих представлений и знаний человека о мире и своем месте в нем. В научный оборот термин «мировоззрение» был введен в XVIII веке И.Кантом. Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид (духовный мир личности), так и общество (культура). К основным мировоззренческим вопросам относятся вопросы, носящие предельно общий характер: Что есть мир? Что есть человек? Каково его место в этом мире? В чем смысл жизни? Что есть истина, добро, красота? и т.п.
Наука как социальный институт включает в себя научные институты, научные школы, экспериментальные лаборатории, систему по подготовке научных кадров и т.д. Как социальный институт наука начала оформляться в XVII – XVIII ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы.
Исторически первой осуществила переход к научному познанию мира математика (в эпоху античности), затем естествознание (эпоха Ренессанса, Реформации и раннего Просвещения). Третьей вехой в развитии науки было формирование технических наук, а затем пошло становление социальных наук.
Научное познание по сравнению с обыденным, художественным и философским видами, имеет свои специфические черты, к которым относят:
Предметность: науку интересуют конкретные стороны исследуемых объектов.
Объективность: наука описывает реальность такой, какой она существует сама по себе не зависимо от воли и сознания человека.
Наука изучает не только объекты, которые можно познать сегодня, но пытается открыть новые объекты, которые можно будет изучать только в будущем.
В качестве критерия истинности научного знания выступает эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями.
Обоснованность, доказанность.
Наличие особых средств научно-познавательной деятельности (измерительные приборы, инструменты).
Наука для описания изучаемых объектов нуждается в специальном языке с четкими понятиями, терминами и определениями.
Для организации научного познания необходим и профессионально подготовленный субъект познания, который должен овладеть средствами, приемами, методами и ценностями научно-познавательной деятельности.
47ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.
Общество является объектом изучения социальной философии, социологии, политологии, социальной психологии истории. В отличие от других гуманитарных наук, которые изучают какую-либо одну сферу общества, предметом социальной философии является знание об обществе в целом, в единстве всех его сфер и компонентов. Социальная философия как раздел философии изучает сущность, специфику, структуру общества; проблему происхождения и развития общества; судьбы и перспективы общественного развития.
Общество – это выделившаяся из природы и взаимодействующая с ней реальность, для которой характерна системная организация и специфические законы развития.
Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Социальная сфера – это сфера общественной жизни, где решаются проблемы здравоохранения, народного образования и социального обеспечения материальными и духовными благами. Политическая сфера общества является сферой между социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества.
В философии можно выделить три концепции общества:
Общества как система отношений. Так, согласно Марксу, основу общества составляют производственно-экономические отношения, определяющие политические, правовые, нравственные, религиозные, художественные, философские и другие отношения.
Общество как структурно-функциональная система (Т. Парсонс). Согласно Парсонсу, в обществе функционирует четыре подсистемы: экономика (отвечает за адаптацию общества к окружающему миру), политика (отвечает за достижение поставленных целей), право (отвечает за поддержание бесконфликтности и гармонии внутри общества) и социализация (отвечает за воспроизводство существующхй связей и отношений).
Общество как совокупность социальных действий индивидов (М. Вебер). Согласно Веберу, социальное действие – это действие осмысленное и ориентированное на другого человека. Вебер выделил четыре вида социальных действий: аффективное (основано на чувствах и эмоциях), традиционное (на традициях, обычаях), ценносто-рациональное и целерациональное действие.
48 ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА.
Общество
как развивающаяся система
Основными элементами этнической структуры общества являются род, племя, народность, нация. Род и племя – это кровнородственное объединение людей, для которых характерно общее происхождение, поселение, язык, обычаи и традиции. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, культуру и зачатки экономических связей. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета.
Демографическая структура общества характеризует народонаселение – совокупность людей, проживающих в определенном регионе. Важнейшими демографическими показателями является численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность.
Поселенческая структура выражает пространственную форму организации общества и характеризует объединение людей по их принадлежности к тому или иному типу поселения (сельские, городские). Данные типы поселений различаются особенностями профессиональной занятости населения, количеством рабочего и свободного времени, доступом к образованию, возможностями удовлетворения духовных потребностей ит.д.
Классовая структура рассматривает общество как совокупность классов, которые различаются социально-экономическими параметрами. Так выделяется бедный, средний и богатый класс общества.
Стратификационная структура (strata – слой) рассматривает общество как совокупность слоев, групп, которые различаются правами, обязанностями, наличием собственности и доступом к власти. Страта – это группа людей, обладающих одинаковым положением в обществе. Согласно концепции социальной мобильности человек может изменить свое положение в обществе. Человек может изменить свой статус или в профессиональной, экономической, политической сферах (вертикальная мобильность), или в в рамках одного и того же социального уровня (горизонтальная мобильность).
50 КРИЗИС ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
За последние
десятилетия в результате стремительного
роста научно-технических
К основным глобальным проблемам современности относятся:
Проблема сохранения мира. Несмотря на окончание «холодной войны», сохраняется военная опасность, особенно с разработкой ядерного оружия. Наличие ядерного оружия не препятствует появлению местных, региональных конфликтов. Так, после второй мировой войны произошло около 250 локальных войн, в которых погибло около 30 млн. человек.
Проблема международного терроризма.
Проблема преодоления отсталости развивающихся стран и установление нового международного экономического порядка.
Проблема обеспечения человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами. Так, в настоящее время человечество сжигает около 3 млрд. тонн нефти в год и при нынешних темпах потребления этот невоспроизводимый природный продукт исчезнет через 40 лет.
Проблема загрязнения природной среды. В год на каждого жителя Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. Происходит уменьшение количества кислорода в атмосфере, нарастание «парникового эффекта», загрязнение Мирового океана. Человечеству угрожает гибель, поскольку оно приближается к пороговому состоянию биологических возможностей выживания.
Демографическая проблема. По оценкам некоторых специалистов, имеющиеся на планете энергетические, сырьевые, продовольственные и другие ресурсы могут обеспечить достойную жизнь на Земле только 1 млрд. человек. В то же время население нашей планеты сегодня составляет уже 6 млрд. человек. Высокие темпы прироста населения характерны преимущественно для развивающихся стран. В развитых странах демографическая проблема связана с низкой рождаемостью и ростом числа людей преклонного возраста.
Преодоление глобальных проблем – дело не только чрезвычайно сложное и долгое, но и не имеющее пока окончательных вариантов. Вместе с тем ученые различных стран практически единодушны в том, что человечество сумеет преодолеть глобальные проблемы при условии осуществления перехода от техногенной, в том числе информационной цивилизации, к антропогенной цивилизации, построенной на новой системе ценностей. В основу такой системы ценностей должен быть положен принцип биосфероцентризма, акцентирующий внимание на уникальности феномена жизни и необходимости поддержания биосферы в равновесном состоянии, принцип коэволюции природы и общества, признание и защита неотъемлемых прав и свобод человека, развитие культуры и ее гуманизацией.
Значительную роль в решении глобальных проблем отводится философии. Ее задача состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений, анализировать глобальные проблемы в их единстве, целостности и взаимосвязи с точки зрения их общественной значимости и социальной обусловленности.