Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Наука является одновременно:
— системой знаний;
— духовным производством системы знаний;
— практической деятельностью основы системы знаний.
Для любого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется.
То, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а то, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Большое многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания.
Современная наука — это достаточно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.
Предметом науки является:
— внеположный человеку мир;
— различные формы и виды движения сущего;
— отражение в сознании форм и видов движения сущего, т. е. сам человек.
По своему предмету науки делятся:
— на естественно-технические, которые изучают законы природы и способы ее освоения и преобразования;
— общественные, которые изучают различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).
Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, которые изучают наиболее общие законы развития природы, общества, мышления.
Предмет науки оказывает влияние на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта.
В современном мире
для развития научного познания характерно
не только появление смежных по предмету
дисциплин (например, биофизика), но и
взаимное обогащение научных методологий.
Общенаучные логические приемы —
это индукция, дедукция, анализ, синтез,
а также системный и
В любой науке существует эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук соединяются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
Существенной частью
научного познания является философское
истолкование данных науки, которое
составляет ее мировоззренческую и
методологическую основу. Даже отбор
фактов, особенно в общественных науках,
подразумевает большую
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Наука — это сфера деятельности людей, основной функцией которой является выработка, систематизация, проверка объективных знаний о действительности.
Наука появилась в Древней Греции, ее родоначальниками считаются Аристотель, Архимед, Евклид и др. Долгое время наука не развивалась, и только в Новое время (XVI–XVII вв.) ситуация изменилась — наука стала важнейшим фактором жизни.
С точки зрения философии в науке различают два уровня исследования:
— эмпирический (направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется с помощью эксперимента и наблюдения);
— теоретический(
1. Эмпирический способ исследования.
Эксперимент является
основным способом эмпирического исследования. Эк
Составляющие эксперимента:
— экспериментатор;
— изучаемое явление;
— приборы.
Другой способ эмпирического познания — наблюдение. Наблюдением с точки зрения эмпирического познания называют целостный способ изучения явлений, наблюдение биологических, астрономических, социальных и других процессов.
2. Теоретический способ исследования. Теорией называется система понятий, законови принципов, позволяющая описать и объяснить не который класс явлений. С помощью теории можно объяснить огромное количество фактов, получить в лаконичной форме емкую информацию, спрогнозировать будущий ход событий.
Наука является сложным и многогранным общественным явлением: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.
В разное время роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности. В Античности наука являлась результатом происшедшего разделения умственного и физического труда. В виде самостоятельной формы общественного сознания она стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура Античности начала разделяться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Появление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. В Средневековье также происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия (химическое мышление) в форме алхимии.
Феодальное общество с его капитализмом поставило такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Наука стала духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях. Весь следующий ход истории являет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.
Последующее развитие
науки обусловливается
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.
Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль Джонс Стюарт (1806–1873); Спенсер Герберт(1820–1903)и др.
1. Огюст Конт — французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии.
Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии».
По мнению Огюста
Конта, метафизика (учение о сущности
явлений) должна уступить место позитивной
философии. Позитивной философией французский
мыслитель называл совокупность
общих научных положений всего
обширного положительного естественно-научного
и социального материала. Именно
поэтому философию Конта
Главная особенность позитивной философии состоит в признании всех явлений подчиненными естественным неизменным законам.
Основными чертами позитивной философии Конт считал то, что она не оторвана от жизни, опирается на конкретные факты и обобщения частных наук и является результатом их схождения.
Важным понятием в философии Конта является «человечество», дающее ей систематизацию мысли.
В исследованиях
Конта просматривается
У позитивной философии конкретно-исторический характер, в связи с