Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.
Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.
Пифагорейская школа:Основателем союза был Пифагор.(ок. 530 г. до н. э.). Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом. Он же впервые назвал вселенную космосом. Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.
Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного.В космологии пифагорейцев мы встречаемся с теми же двумя основными началами предела и беспредельности. Мир есть ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. «Первоначальное единство, возникнув неведомо из чего, — говорит Аристотель, — втягивает в себя ближайшие части беспредельности, ограничивая их силой предела. По Филолаю, «мир един и начал образовываться от центра».
В центре мира находится огонь, отделяемый рядом пустых интервалов и промежуточных сфер от крайней сферы, объёмлющей вселенную и состоящей из того же огня. Центральный огонь, очаг вселенной, есть Гестия, мать богов, мать вселенной и связь мира; верхняя часть мира между звездной твердью и периферическим огнём называется Олимпом; под ним идёт космос планет, солнца и луны. Вокруг центра «ведут хороводы 10 божественных тел: небо неподвижных звёзд, пять планет, за ними Солнце, под Солнцем — Луна, под Луной — Земля, а под нею — противоземие— особая десятая планета, которую пифагорейцы принимали для круглого счёта.
Наше полушарие воспринимает свет и теплоту центрального огня через посредство солнечного диска, который лишь отражает его лучи, не будучи самостоятельным источником тепла и света.
Элейская школа Парменид, Зенон Элейский и Мелисс.
Это греческая философская школа, основанная около 540 до н.э. Ксенофаном в южно-италийском г. Элее, отсюда ее название. Знаменитейшим представителем этой школы был Парменид. Элеаты в большинстве случаев принадлежали к аристократической партии. В их учении противопоставляется истинное содержание мышления иллюзорности чувств; бытие и сознание они отождествляли. Элеаты отрицали реальное существование какого либо движения, изменения и множества, которые являются лишь обманом чувств. Существует лишь (материально мыслимое) единственное и неподвижное вечное бытие. Утверждения о вечности, неуничтожимости бытия свидетельствовали о материалистических тенденциях Элеатов. Тем не менее они способствовали развитию идеалистической философии.
2. Атомистическая школа.Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие,(не содержащие в себе пустоты) сущности , обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей. Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
3. В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях.
Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии.
Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все.
В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют." Сократ (470-399 гг. до н.э.). Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо. Основополагающей способностью человека является разум Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти знание.Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни,
4. Платон является крупнейшим древнегреческим философом. Его учителем был сам Сократ. Также отметим, что именно он является основоположником идеалистического направления философии.
В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:
- окружающий мир все время меняется.
- реально могут существовать только бестелесные идеи;
- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;
- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;
- все существующие
вокруг нас вещи являются
Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.Единое в данном случае является основой любого бытия. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей.
От единого происходит ум. Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Душа есть у мира и у отдельного человека.Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки.
Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.
По Платону существует семь типов государства:
- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;
- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;
- аристократия. Она связана
со справедливым правлением
- олигархия. Здесь
власть принадлежит группе
- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;
- тимократия. Несправедливая власть большинства.
Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины.
Философия Платона и Аристотеля имеют много общего. Это и неудивительно, так как второй является учителем первого. Аристотель критиковал Платона за его чистые идеи, так как считал, что мир постоянно меняется – рассматривать что-либо можно только с учетом произошедших вокруг изменений. По Аристотелю существуют только конкретно определенные и единичные вещи, а чистые идеи на самом деле невозможны и нелогичны.
5. Аристотель разделял науки на три части - теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, потому они свободны , в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.
Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой и первой философией (или метафизикой).К физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы - от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии. Земля, по Аристотелю, шарообразна, это центр Вселенной; вокруг Земли вращаются небесные сферы, в которых закреплены планеты со звездами. Те сферы, что находятся к Земле ближе Луны, - это подлунный мир, дальше - надлунный мир.Четыре элемента - земля, огонь, вода и воздух - образуют весь подлунный мир. В космических сферах, которые находятся выше Луны (надлунный мир), материя иная, она образована пятым элементом - эфиром, который заполняет все мировое пространство выше Луны. Из него состоят и звезды.
В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных, в обществе. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства. Более того, его аргумент против отмене частной собственности на протяжении многих веков в разных видах повторялся критиками коммунизма: если не будет частной собственности, не будет заинтересованности людей в труде и общество перестанет развиваться.
Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. В результате Аристотель выделил 6 форм государства:
Принцип правления
Власть одного
Власть немногих
«Правильная» форма
Монархия
Полития
«Неправильная» форма Тирания
Все «правильные» формы правления Аристотель приветствовал и считал пригодными для эффективного управления государством, хотя сам склонялся к аристократии. При аристократии, считал он, правят лучшие, достойные люди, и их несколько, поэтому они могут корректировать ошибки друг друга.
6. Эллинистическая философия – последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем.Начало римской философии относится ко II—I вв. до н. э.Больше всего было последователей Эпикура, стоиков и скептиков, не была забыта и философия Пифагора и Платона. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность.
Среди наиболее ярких школ этой эпохи – кинизм (откуда русское “цинизм”). Кинизм ассоциируется прежде всего с именем Диогена Синопского, того, который прославился тем, что жил в глиняной бочке и ходил с фонарем в руках среди толпы и среди бела для и повторял: “Ищу человека”. Кинизм провозглашает пренебрежение всем внешним – от физических потребностей до наук и традиционных ценностей общежития. Киники убеждены, что благо и счастье приходят изнутри человека и никогда не могут быть дарованы внешним, которое являет собой безусловную помеху счастью.
Несколько иные философские и жизненные принципы были сформулированы Эпикуром (341 – 270 гг. до н.э.), для которого счастье также составляет одну из основных философских категорий. У Эпикура своя богатая онтология, гносеология, физика, но более важной является его этика. В основе ее принцип, согласно которому, если человек, помимо прочего, материален, то благо, которое есть соответствие чего-либо своему существу и назначению, есть, в том числе, и чувственное наслаждение. Наслаждение и удовольствие есть благо. Наслаждение Эпикура утонченно и интеллектуалистично, одной из ее компонент являются занятия философией.
Несколько позже влиятельной школы Эпикура, в конце VI в. до н.э. образовалась другая знаменитая школа – школа стоиков. Основатель школы – Зенон (стоик). Основоположение этики стоиков таково: счастье в том, чтобы следовать природе. Это следование основано на знании, знании принципов бытия, а точнее, – жизни -это долг. Сразу же отметим, что стоицизм стал одной из наиболее почитаемых философских школ позже – в Древнем Риме. Наиболее крупные римские стоики – Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Стоики высказывают мысли об универсальном братстве людей, о необходимости снисхождения, любви к ближнему и даже к врагам.