Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
32.Мир идей Платона. Учение о душе. Проблема построения идеального государства.
Платон (428/427-347 до н.э.) происходил из знатного афинского рода, давшего Древней Греции немало известных политических деятелей, военачальников, мыслителей.
Платон – первый из греческих философов, от которых в целостном виде до нас дошли подлинные тексты. Но далеко не обо всех произведениях Платона можно сказать, что они действительно принадлежат ему. Многие из них исследователи считают подложными. Кроме того, сочинения Платона не содержат целостного учения, философской системы. Поэтому «Учение Платона» - это, по существу, результат упорядочения различных мотивов его творчества.
Философия Платона облечена в художественную форму. Среди произведений диалогического жанра, в целом характерного для древней философской литературы, его диалоги занимают особое место. Они напоминают пьесы с яркими и психологически убедительными характерами, только без драматургического действия.
Центральная концепция Платона – учение об идеях. Идеи представляют собой образцы вещей. Каждый предмет имеет свою идею, своеобразный эталон, в соответствии с которым он «изготовлен». Например, стол существует потому, что существует идея стола, дерево – потому, что есть идея дерева, человек – потому, что есть идея человека. Но между вещью и ее образом есть и принципиальное различие. Если первая существует лишь в течение определенного срока, то второй – вечен и неподвержен разрушению.
Однако, с точки зрения Платона, еще более важно другое: такими же идеями-эталонами являются главные этические принципы – благо, добро, справедливость. В окружающем нас мире могут попиратьсяих конкретные и несовершенные воплощения, но не они сами. Идеи неподвластны никакому человеческому произволу.
Платона принято
считать основоположником объективного
идеализма – философской
В учении об идеях находит свое отражение важная для Платона проблема – вопрос о соотношении идеала и действительности. Платону было очевидно, что мир, в котором возможно осуждение и казнь Сократа, не знает справедливости и не живет в согласии с ней. Идеи блага, прекрасного, справедливости не могут быть его порождением. Но если они присутствуют в сознании людей, значит, этот мир не может быть настоящим, поистине реальным миром. Следовательно, кроме него должен существовать какой-то иной мир, мир подлинных ценностей и незыблемого порядка, не нарушаемого никаким человеческим произволом.
По-гречески идея – эйдос – означает образ, внешний вид. Речь идет не о мыслях, а о моделях, об идеальных предметах, облик которых копируют вещи.
Несмотря на абсолютное противопоставление Платоном идей вещам, у них, как это ни странно, обнаруживаются и некоторые общие черты. Идеи Платона обладают свойством, присущим предметам, - они занимают место в пространстве. Платон называет его «умным местом». В нем и пребывают идеи, причем, образуя строгую иерархию – частные идеи, т.е. идеи вещей, подчинены более общим. Во главе же мира идей находится идея блага.
Мир идей вечен, не подвержен воздействию времени, Он неподвижен относительно чувственного мира, но в нем есть свое «движение» - движение логическое, мыслимое. Вечный и совершенный мир идей есть модель, образец космоса в целом, включая и чувственно воспринимаемую часть. В чувственно воспринимаемом мире все происходит по той же схеме, но в ином, огрубленном виде. Мир идей есть план, чувственно воспринимаемый – его реализация.
Мир идей служит Платону для объяснения мира, доступного органам чувств. Этот мир не самостоятелен в том, что своюоформленность он не может обрести иначе, чем через приобщение к идеальному миру. Поэтому необходим Демиург, создающий чувственный мир по образу мира умопостигаемого. Демиург – божественный мастер, знаток и умелец, скульптор, художник. Его задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на идеи, как на образцы, из материи создавать вещи, подобно тому, как гончар, имея в голове образ кувшина, лепит из глины отдельные, единичные кувшины.
Демиург «пересаживает» структуру идеального мира в материюи делает это мастерски, поскольку он мастер. Он вселяет в мир душу – душу принципиально логическую, «умную». Но, вселившись в материю, душа подвергается воздействию страстей.
Платон развивает понимание человека из двух составляющих: души и тела. В душе основную роль играет ум. Душа есть «становящийся ум». Имеется в виду, что в процессе развития души и ее созревания ум приобретает все большую власть и способность доминировать над страстями.
Отношения души и тела мыслятся Платоном как противоречивые. Тело есть обиталище души. Благодаря душе тело живет, поэтому оно должно находиться на службе души. Однако для души тело – не самое лучшее место обитания, и является оно «темницей» души, из которой она стремится вырваться. Однако отсюда не следует, что смерть есть благо. Достойная жизнь есть «попечение о душе», которое Платон считает высшим моральным долгом человека.Тело – корень всех зол, ибо оно источник страстей, которые порождают враждебность, несогласие, невежество и т.д., вплоть до безумия и психических болезней. Поэтому «забота о душе» означает ее очищение через разрыв с чувственным и соединение с родственным миром идеального и сверхчувственного. Для понятия очищения души Платон применяет специальный термин – «катарсис». Катарсис достижим исключительно путем рационально-логического познания и состоит в просвещении страстей светом ума.
Платон – сторонник переселения душ: после смерти тела душа отделяется от него, чтобы затем, в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в земном мире, - вновь вселиться в какое-то другое тело (человека или животного). И только самые совершенные души совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей.
С учением о
предсуществовании души связано
представление Платона о
С учением о человеке и душе тесно связана теория государства Платона. В социальной структуре государства Платон выделяет класс философов, класс воинов(стражей) и класс ремесленников, земледельцев и работников. При этом он полагает, что в каждом из людей от природы преобладающей является одна из трех частей души. У очень немногих преобладает разумная часть – они становятся философами. Другие отличаются волей – им суждено стать воинами. Наконец, третьи – их большинство, - чьей добродетелью является умеренность и терпеливость, должны заниматься ремеслом и земледелием.
В идеальном государстве Платона все должно быть четко фиксировано, все построено по определенному плану, который не может нарушаться никем из граждан. Исходный принцип концепции государства Платона: это идея справедливости. Однако справедливость в понимании Платона «состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял также свое». Иными словами, каждому человеку надлежит знать свое место и не посягать на чужое.
Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство ради человека. В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.
Воздействие Платона на позднейшую философскую мысль было многогранным и противоречивым. Философы, религиозные и социальные мыслители черпали у него то, что было созвучно их собственных построениям: одни – учение об идеях, другие – космологию, третьи – концепцию государства.
В целом, влияние
платоновской традиции, принимавшей
различные конкретно-
33.Философия Аристотеля. Метафизика.Учение о душе.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Аристотель был учеником Платона, но по ряду принципиальных вопросов расходился со своим учителем. Известно высказывание Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.
Признавая объективное существование материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Аристотель первым ввел понятие «материя» в философию. Однако сама по себе материя инертна, пассивна, она содержит лишь возможность возникновения действительного разнообразия вещей. Чтобы превратить эту возможность в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Форма - это активный творческий фактор, это причина становления вещей из однообразной материи. Основным двигателем мира является Бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Проблеме материи и формы посвящено произведение «Метафизика». Метафизикой ( мета – сверх, физика – природа; сверхприродное знание) Аристотель называл собственно философию. Метафизика – теоретическая наука, изучающая бытие, а не деятельность. Изучение бытия возможно только с помощью логики, считал Аристотель. Он разрабатывает логику, которая имеет методологическое значение для познания, поскольку является орудием,«органоном» познания. Учение о формах мышления Аристотеля носит название «Органон».В нем обосновываются методы: выведения общего из частного – индукция;и получение производных частных суждений из общего- дедукция.
На учении о душе человека основана аристотелевская этика. Душе человека присущи разум, речь, знание и воля. Этим она отличается от души животного. Разум обусловливает действие человека,его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает нравственный выбор. Следовательно, чем лучше развит разум, тем лучше развита воля, тем нравственнее является человек. Человека Аристотель определял как «политическое животное», подчеркивая его социальную сущность. Наряду с материей и формой философ признает высшее начало, которое обеспечивает единство мира.Бог, по Аристотелю, есть первая причина, начало всех начал. Он сообщает миру цель и заданность. Наряду с этим, в основании вещей лежат причины - материальная, формальная и движущая. Фактически, целевая причина в противостоянии материальной, охватывает и движущую, и целевую. Однако Бог у Аристотеля не вездесущ и не предопределяет событий. Человеку дан разум и, познавая мир, человек должен сам найти разумную меру своей жизни. Эти идее позволяют определить философскую позицию Аристотеля как дуализм (признание материальной и идеальной субстанций, лежащих в основе мира).
Основные труды Аристотеля: «Метафизика», «Органон», «Топика», «Категории», «Аналитики», «Никомахова этика», «Большая Этика», «Евдемова этика», «О душе», «Физика», «О небе», «О движении животных», «Политика», «Поэтика», «Искусство риторики», «Экономика». В своих трудах Аристотель не только охватил все области знания, известные на тот период времени, но и осуществил их классификацию, впервые выделив специальные науки из сферы философии. Названные произведения свидетельствуют об энциклопедичности учения философа. Ф.Энгельс назвал Аристотеля «самым энциклопедически развитым умом среди греков».
На основании взглядов Аристотеля, развиваемых его учениками и последователями, позднее возник аристотелизм: в узком смысле - учение, в широком - истолкование, распространение и влияние сочинений Аристотеля. Это понятие означает также толкование его учения в различных средневековых, теологических традициях.
34. Философия Аристотеля.
Аристотель (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ, «величайший мыслитель древности». Аристотель был учеником Платона, но он отверг идеалистическую теорию идей своего учителя, подвергнув её суровой критике. В этой критике уже содержится понимание теоретико-познавательных корней идеализма вообще. Платон, по мнению Аристотеля, отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратив тем самым общее (понятие) в отдельное существо; он создал особый идеальный, сверхчувственный мир наряду с миром чувственным, реальным.
Идеи, по Платону,
являются прообразами вещей,
«Критика Аристотелем «идей» Платона есть критика идеализма, как идеализма вообще...». В противоположность Платону Аристотель утверждает, что сущность заключена в самих вещах, что не существует всеобщего наряду и отдельно от единичного. В противном случае, замечает Аристотель, «должно будет существовать какое-то небо помимо чувственного неба, а также и солнце и луна, и одинаковым образом все остальные небесные тела. Но как же возможно отнестись с доверием к подобным утверждениям?». Ленин указывал, что Аристотель не сомневался в реальности внешнего мира. Он путается именно в диалектике общего и отдельного, понятия и ощущения, сущности и явления. По Аристотелю, идея (форма — по его терминологии) и вещь неразрывны.