Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Основные проблемы философии Конфуция.
Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран. Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры, Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни: «Если на рассвете познаешь правильный путь (Дао), то на закате Солнца можешь и умереть». И в центре его учения оказался человек – венец природы, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.
Главные принципы конфуцианства.
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция «Управлять – значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего времени.
Учение Конфуция излагалось
его учениками, поскольку сам
он ничего не писал. В одной из книг
его учеников «Лунь-Юй» («Суждения
и беседы») записаны в форме вопросов
и ответовмудрые мысли и
Отличие конфуцианства от даосизма.
Конфуцианство
было элитарным учением
26. Древнеиндийская философия (общий обзор). Индуизм и буддизм.
В первых священных книгах Индии – Ведах (с санскр. – знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в ХVI в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно – философские комментарии к Ведам – Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).
Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии – эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты «Не делай другому того, что было неприятно тебе самому» затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, касающиеся многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.
Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В началеI тыс. возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестает устраивать жителей бурно развивающихся городов. Изменились состав и характер богов, хотя четкой иерархии еще не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений – лишь майя – иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа.
Со времен раннего
средневековья сложилась традиц
1) ортодоксальные
(т.е. признающие авторитет
2)неортодоксальные (не признающие авторитет Вед): червака-локаята, джайнизм, буддизм.
Движением, которое поставило под сомнение ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н.э.). Основателем джайнизма считается МахавираВардхамана «Джина» (Победитель). Он победил себя путем духовного самосовершенствования и отказа от страстей и желаний и указал путь другим людям. Этика джайнизма – этика аскетизма.
Среди критиков
брахманизма иведической
После Vв.до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение буддизм. Его основатель – Сиддхартха Гаутама (Будда, 560-483 гг. до н.э.). Согласно его учению, все в мире«преходяще», не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не приходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизмабыло освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.
Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана – великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т.е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь.
Главные идеи философии Будды.
Как понимать эти основные положения буддизма?
«Четыре благородные истины»:
Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.
Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного,все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек является причиной этих страданий.
«Средний путь». Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.
«Восьмеричный путь». Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.
Именно этот
путь, согласно Будде, ведет к
цели. Исполняя эти заповеди, по
учению Будды, человек
Можно сказать, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма – «Дхаммападе».
В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н.э. царь Ашока провозгласил буддизмгосударственной религией. В I в. н.э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии ( в Тибете, Китае, Японии и др.).
Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшееразвитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н.э. Центральное место в пантеоне богов занимает «троица», или триединый образ («тримурти»:Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных этнических групп Индии. Индуизм принял форму повседневности. Дж. Неру – глава государства и выдающийся гуманист ХХ века считал, что смысл его можно выразить так: живи и давай житьдругим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Индирой Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.
Таким образом, в развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:
Характерные понятия индийской философии: