Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

 

 

17. Общественное сознание и его структура. Диалектическая взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

Общественное  сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система  общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

Особенностью  общественного сознания - оно в  своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания

В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов.

Формы общественного  сознания:

- политическое  сознание представляет собой  систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

- правовое сознание  в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

- мораль - система  взглядов и оценок, регулирующих  поведение индивидуумов, средство  воспитания и укрепления определенных  нравственных устоев и отношений;

- искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности  через художественные образы;

- религия и  философия - наиболее удаленные  от материальных условий формы  общественного сознания. Общественное  и индивидуальное сознание находятся  в тесном единстве. Общественное  сознание носит межиндивидуальный  характер и не зависит от  отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Индивидуальное  сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его  в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни  и общественного сознания. При  этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством  которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

2 основных уровня  индивидуального сознания:

1. Начальный  (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный  - «активный», «творческий». Человек  преобразует и организовывает  мир. С этим уровнем связано  понятие инителлекта. Конечным  продуктом этого уровня и сознания  в целом являются идеальные  объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление - ядро и системообразующий элемент.

 

 

18. Познание. Основные проблемы гносеологии.

Познание в  самом общем виде можно определить как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи  и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Субъектом  познания является человек, отражающийсвоем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на который направлена познавательная деятельность субъекта.

Познание –  это сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно  выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное и рациональное познание. Обе ступени тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Гносеология –  философская теория познания (от греч.Gnosis – знание, учение), в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает  решающее значение в философии на рубеже ХIХ-ХХ веков, когда она становится, с точки зрения

Л. Шестова, «душой философии». Эти оценки подтверждаются тем, что в центре внимания, начиная  с выдающихся философов Нового времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.), были проблемы гносеологии. Процесс становления  гносеологии как относительно самостоятельной науки начался с XVII века, завершение этого процесса произошло в ХХ веке.

Это обстоятельство обусловливает тот факт, что сам  термин «теория познания» появился только в ХIХ столетии у последователей И. Канта. В настоящее время наряду с понятием «теория познания» используются также его смысловые эквиваленты: «гносеология» (во французской, итальянской, испанской литературе), эпистемология - в английской.

 

 

19. Проблема истины в познании. Понятие объективной, абсолютной, относительной истины. Конкретность истины.Критерии истины.

Во многом проблема досто-верности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?». Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина – это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки Зрения эффективности его использования на практике.

Классическая  концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями  разных направлений. Современная трактовка  истины, которой придерживаются большинство  философов, состоит в следующем:

1. К действительности  относится как объективная реальность, существу-ющая вне и независимо от нашего сознании, так и субъективная реальность.

2. Познание вместе  с результатами и объектом  познания неразрывно связано  с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

3. Истина есть  бесконечный процесс, связанный  с переходом от неполного знания  к более полному знанию.

Последний тезис  связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина, которые с разных сторон характеризуют знание о предмете. Абсолютная истина –это: 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина – это 1) непол-ное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания.Т.о. процесс познания мира – это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолют-ным истинам. Релятивисты абсолюти-зируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Истину следует  ограничивать от заблуждения, для чего наука вырабатывает различные критерии истины. Критерием, непосредственно  связанным со знанием, развивающим знание, и в то же время не являющимся знанием, соединяющим в себе всеобщность с непосредственной действительностью, является практика. В ней проявляется единство субъективного и объективного при ведущей роли (в отражательном плане) объективного. Практика – объективный материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. В то же время познание не перестает быть субъектным, соотносясь с объективным. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью.

Помимо практики в познании существуют и другие критерии истины: логический, аксиологический, эстетический. При этом наиболее надежным критерием является все же практика.

 

 

20. Общество как предмет философского исследования. Специфика социального познания.

Общество –  это особая форма целенаправленной и разумно органи-зованной совместной деятельности больших групп людей. Общество не просто совокупность индивидов, это, прежде всего, система связей, отноше-ний и связей между ними. Общество включает в себя четыре взаимосвя-занных сферы или подсистемы:

- экономическую  (совокупность отношений по производству, распределению, обмену и потреблению  материальных благ);

- социальную  – систему внутрен-него устройства общества, включаю-щую в себя: а) большие и малые социальные группы (нации классы, слои и т.д., т.е. общности людей, объединенных по какому-либо призна-ку разделение труда, национальный фактор, собственности на средства производства и т.д.); б) социальные институты – формальные и неформа-льные объединения, организации, учреждения, выражающие волю и защищающие интересы людей и социальных групп;

- политическую  – совокупность учреждений и  организаций (государ-ство, политические партии и профсо-юзы, общественные организации), которые регулируют отношения в об-ществе. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Главный социально-политический институт - государство (система властных органов законодательных, исполнительных, судебных, осуществляющих руковод-ство обществом). Политические орга-низации (партии, движения, группы) призваны влиять на формирование государственных структур и выражать интересы различных социальных групп.

- духовную –  духовное произ-водство и духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, рас-пространение и хранение духовных ценностей. Ядром духовной жизни об-щества является общественноесозна-ние –совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, настрое-ний людей, присущих обществу на определенном этапе развития.

Когда речь заходит  о социальном познании как одном  из своеобразных видов научного познания, то следует иметь в виду два его аспекта:

- любое познание  в каждой из своих форм всегда  социально;

- один из видов  научного позна-ния, который имеет своим предметом социальные явления и процессы - общество в целом или его отдельные стороны: экономику, политику и др.

При исследовании недопустимо сведение социальных явлений  к природным и противопоставление природного и социального. Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующиеся единством и различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет свои особенности.

Специфика социального  познания проявляется в следующем:

- его предмет  - «мир человека», данный предмет  имеет субъективное измерение.  Гуманитарное познание имеет  дело не с реальными вещами  и их свойствами, а с отношениями  людей.

Социальное познание неразрывно связано с предметными и «субъективными» ценностями. Они определяют человечески весомое и культурное значение определенных явлений действительности. Характерной чертой социального познания является его ориентация на «качественную окраску событий».

В социальном познании важную роль играет «хорошая» философия и верный метод. Это тем более важно еще и потому, что для социального познания характерны отсутствие общепризнанных парадигм.

 

 

21. Философская антропология (общая характеристика).

Философская антропология- это современная философская школа, которая сочетает в себе научное и ценностное видение проблем человека. Оформилась в 20 веке (основные представители - М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер, П.Ландсберг и др.). Согласно философской антропологии ее задача ответить на вопрос «Что такое человек?». Она выдвигает программу познания человека во всей его полноте. Основатель этой школы немецкий философ М.Шелер (1874-1928) гово-рил, что философская антропология это «базисная наука о сущности и сущ-ностном строении человека; о его отношении к различным сферам при-роды и основы всех вещей; о его сущностном происхождении и его физическом, психическом и духовном начале в мире, о силах, которые движут им, об основных направлениях его биологического, психического, духов-но-исторического и социального разви-тия, а так же о сущностных возмож-ностях этого развития и о действительности этих возможностей».

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"