Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

фил.шпора.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

Аристотель колеблется между идеализмом и материализмом  и в конечном счёте склоняется к идеализму. Каждый предмет, каждая единичная вещь, по Аристотелю, состоит  из двух начал — материи и формы (так, статуя делается из меди, которой придаётся известная форма). В основе мироздания находится неопределённый, пассивный субстрат — «первая материя». Однако в таком виде материя существует только в абстракции; в действительности она определяется (и вечно определена) активностью самих по себе нематериальных форм. Материя - это возможность, способность вещи, идеальная форма её действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению: форма материализуется, материя формируется. Хотя формы и связываются Аристотелем с материей, тем не менее существует, по Аристотелю, одна чистая, т. е. отрешённая от материи, форма всех форм. Это мысль, разум, который «мыслит сам себя»,— это бог. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен. Вселенная, по Аристотелю, имеет форму шара с центром — Землёй, над которой движутся «сферы» с прикреплёнными к ним светилами.

 

В теории познания (так же как и в ряде вопросов натурфилософии и математики) Аристотель вплотную подходит к материализму, защищая в отличив от Платона  происхождение знания из чувств. Хотя Аристотель колебался между диалектикой и метафизикой, однако его философии в значительной мере свойственны элементы диалектического понимания действительности. Энгельс писал, что Аристотель «исследовал уже существеннейшие формы диалектического мышления». Критикуя элеатов за их отрицание движения, Аристотель говорил о них, как о «неподвижниках» и «противоестественниках». Он считал, что незнание движения необходимо влечёт за собой незнание природы. Элементы диалектики ярко проявились у Аристотеля в его постановке вопроса о соотношении возможности и действительности, формы и содержания и др.

Аристотель выступил в античной философии как создатель  логики. В своей логике он стремился  не отделить, а соединить формы  мышления с бытием, объяснить логические категории в соответствии с объективной реальностью. «У Аристотеля,— указывает Ленин,— везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная» («Философские тетради», 304). Однако логика Аристотеля в основных своих положениях является метафизической. По своим социально-политическим взглядам Аристотель был идеологом рабовладельцев. Рабство одних и господство других он считал «естественным» состоянием. Важнейшие сочинения Аристотеля: «Метафизика», «Физика», «О душе», «Этика», «Политика», «Категории», «Аналитика I», «Аналитика II».

 

 

35. Эллинистическая философия (общая характеристика, основные школы и проблематика).

Третий период античной философии – эллинистическо-римский (III в. до н.э. – VI н.э.). Он протекает в условиях крушения полисных идеалов и новых моделей космоса. Нарастание хаоса, основанное на социальной нестабильности, неуправляемости социальных конфликтов, политическом деспотизме приводит к тому, что отдельная личность, удаляясь от превратностей внешних влияний, сосредотачивается на самой себе, пытается спасти свою внутреннюю устойчивость и незыблемое счастье в тишине своей личной жизни. Исходной точкой зрения философии становится житейская мудрость, а сама она стремится стать путеводительницей в жизни, научить человека как ему освободиться от мира и опереться на самого себя. Поэтому основные течения данной эпохи – скептицизм, эпикуреизм, стоицизм – обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души. Философия отказывается от разработки фундаментальных проблем и сосредотачивается на проблемах индивидуальной этики.

Философия в  период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти  изменения были обусловлены  социально-экономическими и политическими процессами в  развивавшемся эллинистическом  обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы  периода эллинизма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного человека в мире. Две старые  авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет. Для философских школ, возникших и развившихся в период эллинизма, характерно признание за рабами их  человеческого  достоинства  и  даже возможности наличия у них высших моральных качеств и мудрости.   Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции  в  период  эллинизма  возникали  и   развивались   три   новые философские системы - стоиков, эпикурейцев и скептиков.

Для эпикурейцев  и стоиков - философия - учение о мудрости. Мудрость - не идеал знания, а нравственный образ жизни.

Скептицизм - “смотрю, рассматриваю, обдумываю, понимаю”.

Родился в академии Платона. (15 тропов скептиков)

Основное учение - постулат воздержания от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу  равносильных суждений. Родоначальник  Пиррон. По его учению, философ - человек, который стремиться к счастью. Счастье может состоять только в спокойствии и отсутствии страданий. О любом способе познания нельзя сказать истинный он или ложный. Истинно философский способ отношения к вещам - воздержание от суждений о них. Достоверны наши чувственные восприяти или впечатления, заблуждения - в суждениях.

Эпикурейство - философское направление основанное Эпикуром. Создал школу в Афинах под названием “Сад Эпикура”.

Э. обосновывает идею о возможности и необходимости достижения индивидом счастливой жизни. Нужно побороть страх перед богами, перед смертью, быть уверенным в возможности поступать по своим желаниям. Философия должна убедить, что не существует в мире такой силы, которая могла бы помешать мудрому человеку жить в соответствии со своими идеалами.

Предпосылка этики - учение о природе - натурфилософия.

Э. признает вечность и неизбежность бытия. Основные слагаемые  бытия - атомы и пустота. Он атомы  движутся не по заданной траектории, а  в сторону от нее.  Признание случайности направлено  против идеи господства в человеческой судьбе Рока. Одно из главных понятий этики - понятие свободы.  Боги не влияют на жизнь людей.

Высшим благом для человека Э. считал достижение блаженства, наслаждения. Цель не страдать телом и не смущаться душой. В связи с этим разделяет все желания на естественные и необходимые. Естественные надо удовлетворять умеренно, ибо удовольствие имеет свой предел. Действительно длительными и прочными могут быть духовные наслаждения.

Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенность от всех проблем - атараксия.

Основателем  стоической философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм  был  не  только  самой распространенной, но  и самой долговечной эллинистической философской школой. 

Основным достоинством стоики считали невозмутимость и  свободу от внешнего мира и от собственных  страстей. Разработали основные правила  “науки смерти” - настоящий мудрец не должен бояться смерти - это и есть философия. Другой принцип стоиков - зависимость от рока, бесполезность сопротивления. Свобода - признание и согласие с роком, необходимостью. Необходимость - Бог.  Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Человек постоянно стремиться быть свободным, но в его силе только духовная свобода, остальное не в его власти.

 

 

36. Социокультурная обусловленность средневековой христианской философии. Патристика. Философская система А. Августина.

Средневековая европейская философия представляет собой чрезвычайно важный, содержательный и продолжительный этап в истории философии, который охватывает период V - XV веков. В конце V века н.э. Западная Римская империя была завоевана вторгшимися с севера германскими племенами, которые создали на ее территории свои самостоятельные государства. С этого времени в Западной Европе зарождается и развивается новый общественный строй - феодализм, главным признаком которого является феодальная собственность на землю. Постепенно происходит закрепощение свободных крестьян и полное подчинение их классу земельных собственников - феодалов.

Официальной идеологией феодального общества становится христианская религия, которая в IV веке превратилась в официальную религию римской  империи. К этому времени уже  сложилось официальное христианское учение и официальная церковь во главе с папой римским. Развертывается ожесточенная борьба между светскими и духовными феодалами за доминирующую роль в обществе.

Развитие философской  мысли периода средневековья  было пронизано проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного знания. В таких условиях философия могла развиваться только в рамках религиозного мировоззрения. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

В истории средневековой  философии выделяется два этапа: патристика (Vl-Х века) и схоластика (XI-XV века). Патристика (от слова «падре» - отец) обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-III веков. Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.

В целом философия  средневековья характеризуется  следующими чертами: во-первых, ей был  свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность, поскольку Библия стала отправным источником имерой оценки любых теорий философии; во-вторых, поскольку Библия понималась как свод законов бытияи повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета; в-третьих, философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и учительству.

Основные положения  христианского вероучения принимают  в религиозной философии и  теологии форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия, осмысления и переработки мыслительного материала.

Главенствующей  идеей христианского мировоззрения  является идея Бога. Средневековое  мировоззрение теоцентрично, поскольку  реальностью, определяющей все сущее  в мире для христианства, является сверхъестественное начало - Бог. При этом развитие, смысл истории и мировоззрения, человеческие цели и ценности приобретают особый надмировой ракурс, возвышающийся над конечными житейскими и историческими ситуациями.

Теоцентризм характеризуется  также креационизмом - учением о сотворении мира Богом, антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений Бога; провиденциализмом - учением о предназначенности человека к сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и наступлении "царства божьего". Основной принцип религиозной гносеологии- принцип откровения.

Августин (354-430) – видный теоретик средневековой философии, теолог и философ. В произведении «О граде Божьем»рассматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т.е. государственность, которая основана на любви к себе, доведенной до презрения к Богу,и «град Божий», т.е. духовная общность, которая основана на любви к Богу.

Бог – высшее бытие, в нем прибывают вечные и неизменные идеи, обусловившие мировой порядок. Бог сотворил мир по своей воле, а не в силу необходимости. Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало.Две реальности; Бог и мир разделены абсолютно, онтологически. Бог – истинное бытие, абсолютное начало. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего не зависит. Все происходит по воле Бога. Человек действует свободно, но все, что он делает делает через него Бог. Своим предвечным решением одних людей Бог избрал для спасения, других – для осуждения на муки в аду.

 

 

37. Европейская средневековая философия( общий обзор).

Средневековье занимает длительный отрезок истории  от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти  целое тысячелетие. Раннее средневековье  в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования Европейских государств в результате падения Римской империи ( V в.), а зрелое средневековье ( начиная с XI в.) связано со становлением и утверждением феодализма , который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Религиозная ориентация философских систем средневековья  диктовалось основными догматами  христианства , среди которых наибольшее значение имели такие , как догмат о личностной форме единого бога.

В средневековой  философии проводится различение бытия , или существования ( экзистенции ), и сущности ( эссенции ). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса : 1.Есть ли вещь? 2.Что она такое? 3.Какова она? 4.Почему ( или для чего ) она есть? Первый вопрос , как видим , требует установить существование ,а второй и последующие -  сущность вещи. У Аристотеля, всесторонне исследовавшего категорию сущности , ещё не было проведено столь определённого различения сущности и существования , хотя некоторые подходы к нему и намечались. Чёткое различие этих понятий даёт Боэций ( ок. 480 – 524 ) , чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики.

Сущность вещи выражается в её определении, в понятии  этой вещи , которое мы постигаем разумом. О существование же вещи мы узнаём из опыта , то есть из прямого контакта с вещами , так как существование возникает не из разума , а из акта всемогущей воли творца , а потому и не в ходит в понятие вещи. Таким образом понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"