Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

1. Понятие философии, ее предмет.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального  и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной  действительности, так и субъективному  миру человека. Предмет философии  необходимо отличать от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще  и не существовало как таковой. Что  касается проблем философии, так  это:

* Онтология (учение о  бытии)* Гносеология (учение о  познании)* Методология (учение о  методах познания)* Аксиология –  учение о природе ценностей*Антропология-проблема  человека*Социал. философия

Функции: 1)мировоззренческая, гносиологическая, методологическая,аксиолог.,праксиалогич. (направленность на практику)

Философская рефлексия –  обращение мысли на свой же разум  в ожидании ответа, мы задаем себе мировоззренческие  вопросы

2. Возникновение философии: предпосылки,  условия, духовные истоки.

Философия – любовь к мудрости. Социал. условия: античная философия  возникла в греческих городах  В 7-6 вв. до н. э., т.к. 7-6 в.- переход от первоб.-общинного к рабовладельческому строю. Произошло обществ. разделение труда: на физический и умственный. 1) Из общ. массы сельскохоз. племен выдел. скотоводческие; 2) появл. ремесленники, изгот. орудия труда; 3) появл. торговцы, заним. обменом. Постепенно происходит соц. дифференциация. Дифференц-я самого умств. труда: появл. юристов. Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н.э. Греция-совок. полисов. – Благопр. географ. положение-связи с др. странами, обмен культурой.-Возникает множество филос. школ. Философия Древнего Рима возникла в II–I вв. до н.э. и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.). Особенность древнегреческой философии это, прежде всего, противопоставление философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духов. предпосылки: Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. –Мифология (Теогония-1я попытка понять возник. мира и Богов)-Религ. влияние. –народная мудрость-народный эпос- влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения – материализм (филос. направление, согласно котор. первичное-матер. мир) и идеализм (объективный-вне зависимости от нашего сознания и субъективный-берется индивид. духовность). Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления – диалектики и метафизики. (метафизика говорит, что все явления в мире не взаимосвязаны друг с другом, каждое статично. новое целиком вытесняет старое; диалектика наоборот: все взаимосвязано, развивается, новое не вытесняет старое целиком, а удерживает в нем все ценное.)

Итак, 3 периода: Зарождение 7-6 вв. до н.э. (Милетская школа – Фалес, Анаксимен; школа Элеата – Ксенофонт, Парменид, Ксенон; школа Пифагора);   5-4 вв. до н.э. рассвет культуры и философии (школа Софистов (софист – мудрец) Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель);   конец 4 в-3,2 в. – Закат (Эпикур, школа скептицизма, последователи Платона, Аристотеля, Цицерон)

осн. проблемы:1)проблема первоосновы  бытия 2) познания 3)изменения (как меняются процессы в мире? (проблема диалектики) 4)космоса 5) проблема чел-ка 6)проблема добра, зла (филос. выходит на челов. отношения)

3. Философия и мировоззрение. 

Философия –тип мировоззрения, система выстроен. понятий, абстракций

Философское мировоззрение  отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

*Основано на знании (а  не на вере либо вымысле)

* Рефлексивно (имеет место  обращенность мысли на саму  себя) (Философская рефлексия –  обращение мысли на свой же  разум в ожидании ответа, мы  задаем себе мировоззренческие  вопросы)

*Логично (имеет внутреннее  единство и систему)

*Опирается на четкие  понятия и категории

Философии присущ! метод сомнения; критичность( критика предшеств. философов, попытка создать что-то новое), плюралистичность –существ-е различных независимых филос. школ, течений; индивид. сознание.

Мировоззрение –совокуп-ть взглядов, представлений, идей об окруж. чел-ка мире и месте чел-ка в нем.

структура миров.: -представления-взгляды-идеи-убеждения(те идеи, стали нашими достояниями) –ценности(духов., религ.)-принципы жизнедеятельности. Мировоззрение бывает 2-х уровней: 1)    обыденно-опытное мировоззрение - это примитивный взгляд на мир, на основе житейской мудрости. 2)    теоретическое или научно - философское мировоззрение - основывается на знаниях, убеждениях, включает синтез наук и саму философию. ( к нему относится мифология, религия, философия)

А) Мифология – учение о мифах, вымыслах человеческих. Как  правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле и человека; Объяснение природных явлений; Жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; Вопросы чести, долга, этики и нравственности

Чертами мифа являются: Одухотворение природы (анемизм ); Мир един, неразрывная связь чел-к и природа; Наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; Отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); восприятие окружающего посредством чуственно-образного. Мифология способств. общению. Объедин. функция мифологии.

Б) Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религия исследует вопросы те же, что и миф.  Особ-ти религии: 1) Вера в реал. существование какой-либо духов. сущности; 2) Единый мир из 2х  миров(небесный-творящий и земной-сотворенный); 3) Рацион. восприятие мира;4) Исполнение ритуалов; 5) Создание соц. институтов (церкви, костелы, мечети) Основными мировыми религиями являются:Христианство; Ислам; Буддизм;

Помимо мировоззренческих  религия имеет ряд иных функций:Объедин.(консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);  Культуролог. (способств. распр-ию опред. культуры); Нравственно-воспит. (культивирует в обществе идеал любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга)

4. Философский плюрализм, его  основания. Проблема основного  мировоззренческого вопроса. 

Основания и условия философского плюрализма

Проблема соотношения  единого и многого. Философы пытались объяснить, как и почему мир, будучи единым, имея единое основание, в своем  эмпирическом существовании представлен  в виде бесконечного многообразия форм, как единое порождает многое. Осознание этой проблемы пошло с Парменида, утверждавшего абсолютную самотождественность бытия, его вечную неизменность, исключающую всякое движение. Но тогда как это соотносится с многообразием? Для Парменида только сущее есть, несущего нет совсем, но сущее есть только одно и единое, следовательно, многое не есть сущее, поэтому много нет совсем. Его ученики раздвоили мир: мир сущего - истинен, а мир многообразия нет.

Натурфилософия - умозрительное истолкование природы и природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира. Материалистическая позиция. Т.о. попытка античных философов объяснить причины и начала вещей с помощью того, из чего состоят вещи (Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Эмпедокл - вода, воздух, огонь и земля одновременно и т.д.). В качестве первоначал т.о. была зафиксирована наличносущая вещность, которая по определению Гегеля и есть материя. Аристотель: возникновение вещи возможно, если есть 4 причины: материальная (то, из чего вещь делается), движущая (то, что движет деланием вещи), формальная (наличие формы, определяющей будущий вид вещи), целевая (ради чего вещь делается). Т.о. материя не может саморазвиваться. Материя, однако, заключает в себе признак формы (сравнить мрамор и песок).

Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Фил. учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Опирается на несколько условий: на многообразие и взаимодействие предметного мира; формы исторического познания и практической деятельности; на творч., репродуктивное воображение индивида и независимость мысли от предмета; на изменяющиеся системы идей и ценностей.

Монизм - учение, утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм - признающее равнозначными несколько онтологических начал (природа, космос, бог) - характерно для средневековой и современной философии.

Осн. вопрос философии. (Ф. Энгельс  «Людвиг Фер Бах и конец  класс. нем. филос-ии», глава 2) Вопрос об отношении сознания к материи; мышления к бытию. 1) Что первично? сознание или материя. 2 направления: материализм(филос. направление, согласно котор. первичное-матер. мир) и идеализм (объективный-вне зависимости от нашего сознания и субъективный-берется индивид. духовность)

2) Познаваем ли мир?  нет (агностики-отриц. знаний); да.

5. Понятие метода в философии.  Диалектика и её альтернатива.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых  осуществляется философское исследование) являются:

§ Диалектика,Метафизика,Догматизм,Эклектика,Софистика,Герменевтика

Диалектика – признанная  современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней  философский метод, при котором  вещи рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный  диалектике, при котором объекты  рассматриваются:

§ Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности)

§ Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития)

§ Однозначно (ведется поиск абсолютный истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство)

Догматизм – восприятие окружающего  мира через призму догм – раз  и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данные свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого  начала факторов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто электрика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно  и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически  истинной, но ложной по смыслу либо любой  иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цельнее получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод  правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями  в философии, и философскими методами являются:

§ Материализм,Идеализм,Эмпиризм,Рационализм

При материалистическом методе действительность воспринимается как  реально существующая, материя –  как первичная субстанция, а сознание – её модус – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской  философии и имеет широкое распространение в современной российской).

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной  от идеи, ее воплощением. Идеалистический  метод особенно широко распространен  в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и  направление в познании, согласно которому в основе познавательного  процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и  чувственных ощущениях»).

Рационализм – философских  метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно  достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния  опыта и ощущений. (Все можно  подвергнуть сомнению, а любое  сомнение – это уже работа мысли, разума).

К альтернативам диалектики относятся:

§ Метафизика,Негативная диалектика,Софистика,Эклектика,Догматизм

Метафизика – главная  альтернатива диалектики. Это объясняется  тем, что:

§ и метафизика, и диалектика являются всеохватывающими теориями

§ на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиции, противоположной диалектике

Отличия:

-Старое и новое –  диалектика признает наличие  между ними связей, а метафизика  полностью их отрицает, считая, что  новое целиком вытесняет старое.-Движение – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок.-Качество и количество – метафизика не видит связей между ними.-Отношение к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

6. Роль философии в системе  духовной культуры общества.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Принято выделять:

*Мировоззренческую заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

*Методологическую заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

*Мыслительно-теоретическую выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

*Гносеологическую одна из основополагающих  функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

*Критическую подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"