Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

«Антропологический материализм  Фейербаха»-учение о человеке с точки зрения матер. философии. «Религия-связь человек и Бог. Не Бог создал чел-ка а чел-к Бога. человек-человек; я-ты (связь) –земная снова чел-ка. Отличительной особенностью человека является стремление к счастью. И тут он эгоист. Удовлетворить же свой эгоизм, более того, существовать как собственное «Я», человек может лишь общаясь с другим человеком, проявляя любовь к нему. Любовь, прежде всего любовь мужчины и женщины, позволяет человеку реализовать свою истинную сущность.

Что кас. вопросов теории познания, Ф. говорил, что для человеческого  ума нет преград в раскрытии  тайн природы. Правда, многих свойств  и явлений окружающего мира мы еще не знаем. Но из этого не следует  делать заключение о их принципиальной непознаваемости. Начало, исходный пункт познания - опыт, ощущения. Но чувственное познание не имеет возможности проникнуть в глубокие связи вещей. Для того, чтобы раскрыть эти связи, необходимо перейти к познанию разумом. При помощи чувств мы читаем книгу природы, а понимаем ее с помощью разума.

24. Философское учение К. Маркса (сер. 19 века) и Ф. Энгельса.

Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений – диалектику (изучение изменения мира) Гегеля и материализм(фил направление, которое решает основ вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи) Фейербаха, освобождённые соответственно от идеализма и метафизики. Они сохранили и развили в своём учении диалектику Гегеля как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика(выражается в системе категорий и законов), в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма. В качестве первичной признаётся диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей». Такова диалектика развития объективного мира и его познания. Учение о ней составляет важный раздел марксистской философии диалектического материализма. Другим важнейшим разделом марксистской философии является материалистическое понимание истории, то есть развития общества и в целом исторического процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития человеческого общества, каковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические отношения между людьми в конечном счёте определяют все иные общественные отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические отношения между классами и другими социальными группами. Общество предстаёт как некий более или менее устойчивый социальный организм – общественно-экономическая формация(тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ), развивающаяся по законам развития материального производства и прежде всего экономических отношений между людьми. Данные отношения рассматриваются как основное содержание общественного бытия людей, на базе которого формируются различные формы их общественного сознания – политическое, правовое, нравственное, религиозное, а также философское. Все стороны развития общества рассматриваются в их сложном и противоречивом взаимодействии. Тем самым раскрываются многие проблемы социальной диалектики, которые всесторонне анализируются в социальной философии марксизма.

Новое привнес К. Маркс: - диалект. материализм; -материал. развитие истории (В основе развития общества-производство матер. благ);-создается новое мировоззрение (пролетарское);-решает вопрос теории познания (в тер. о Фербахе)

 

 

25. Сущность материалистического  понимания истории. 

Другим важнейшим разделом марксистской философии является материалистическое понимание истории, то есть развития общества и в целом исторического  процесса. Оно заключается, прежде всего, в обнаружении и обосновании  материальной основы функционирования и развития человеческого общества, каковой, по мнению Маркса и его последователей, выступает производство материальных благ. Указывается на то, что производственно-экономические отношения между людьми в конечном счёте определяют все иные общественные отношения между ними, в том числе политические, правовые и идеологические отношения между классами и другими социальными группами. Общество предстаёт как некий более или менее устойчивый социальный организм – общественно-экономическая формация, развивающаяся по законам развития материального производства и прежде всего экономических отношений между людьми. Данные отношения рассматриваются как основное содержание общественного бытия людей, на базе которого формируются различные формы их общественного сознания – политическое, правовое, нравственное, религиозное, а также философское. Все стороны развития общества рассматриваются в их сложном и противоречивом взаимодействии. Тем самым раскрываются многие проблемы социальной диалектики, которые всесторонне анализируются в социальной философии марксизма.

26. Проблема начала русской философии.  Основные периоды ее развития, особенности и проблематика.

До 18 века  в России не обнаруживается самостоятельных философских трудов или набросков философского характера. Языковая и географическая изолированность обрекли Россию на «запоздалость» в гражданском развитии, в том числе философском.

Возникла в 18 веке после  преобразований Петра 1. В результате:

- Быстрый процесс формирования гражданского общества

- развитие светской культуры и наук

- преодоление языковой и географической изолированности

- начало изучения и преподавания философии в университетах.

Этапы развития:

1 этап: Начало русской  философии (конец 18 века начало 19 века). Зависимость от философии  французского Просвещения. Г.Сковорода  – первый профессиональный русский  философ.

2 этап: до возникновения  самостоятельных философских систем (1-я половина 19 века): Сильная зависимость  от немецкой классической философии.  Чаадаев.

3 этап: появление самостоятельных  философских систем (2-я половина 19 - начало 20 века). Наряду с немецкой  классической философией влияние  также западного материализма, позитивизма.

- слявянофилы (Хомяков, Киреевский, Самарин) и западники (Герцен, Огарев, Кавелин, Грановский);

- почвеничество (Григорьев. Страхов, Данилевский, Достоевский);

- консерватизм (Леонтьев, Победоносцев, Данилевский);

-  материалисты (Герцен, Чернышевский, Плеханов);

- «Русская идея» (Соловьев, Бердяев)

- «всеединство и вселенская теократия» (Соловьев)

- русский космизм (Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский)

- народники (Лавров, Михайловский)

4 этап: религиозно-мистическая  философия начала 20 века и периода  первой русской эмиграции (1917-1950 гг.). Бердяев, Франк, Флоренский, Трубецкие, Шестов, Булгаков, Франк, Ильин и др. Конец самостоятельности и независомости русской философии.

5 этап: советская марксистская  философия (1920-1990 гг.). Полная идеологическая  зависимость от марксизма в ленинской интерпретации и государства. Искоренение идеалистической религиозной направленности философии.

Особенности и значение русской  философии:

1.      Тесная связь с православием;

2. Противоречивое влияние западно-европейской философии:

- Первоначальная сильная  зависимость от западной философии;

- Ускорение философского  образования, готовая база созданные  ранее понятий и категорий;

3. Повышенное внимание к проблемам: нравственности, религиозности, судьбе человека и общества, глубокий гуманизм и внимание к личности человека;

4. Не борьба против христианства (как на Западе), а, наоборот, необходимость согласования веры и знания.

27. Западничество и славянофильство  как идейные течения в общественной  жизни России.

Два основных течения в  русской философии и общественной жизни середины 19 века.

Западники: а) революционное  направление (за републику, революционные  методы): Александр Иванович Герцен (1812-1870), Николай Платонович (1813-1877), Огарев, В.Белинский;б) умеренные либералы (за конституционную монархию и реформы): Грановский Тимофей Николаевич (1813-1855), Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885).

Славянофилы: Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Петр Васильевич Киреевский (1806-1856), Юрий Федорович Самарин (1819-1876), Иван Сергеевич Аксаков.

Спор (разногласия) шли вокруг двух вопросов: 1)Отношение к религии. 2.Пути развития России.

Отношение к религии.Западники: отождествляли религию с суеверием. Славянофилы: религия - источник знаний.

Пути развития России. Западники: выступали за тесный союз с Западной Европой, за использование лучших европейских достижений в культуре и в политическом устройстве (республиканство, парламентаризм, свободы и т.п.). Это позволит быстро догнать Европу, а затем Россия со своим мощным потенциалом возглавит прогресс и поведет Европу за собой.

Славянофилы: настороженно относились к опыту Европы, разлагающему нравы  и устои народов. Отрицали необходимость  парламентаризма и републиканских форм правления. Полагали, что он опасен для России, где сильны общинные (коллективистские), соборные настроения. Пусть Европы лишит Россию самобытности и приведет ее к прозябанию и гибели. Россия должна идти своим особым путем  на основе триады: «православие, самодержавие, народность» (формула, провозглашенная министром народного просвещения графом Уваровым).

 

 

 

 

 

 

 

28. Особенности религиозной философии  В.Соловьева.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - философ, поэт, публицист. Сын  крупнейшего русскою историка С.М.Соловьева.

Соловьёв считал, что для  раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с  всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного интуитивного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаются Соловьёвым в процесс познания как подчинённые моменты. Внешний опыт (и соответственно, положительная наука), по Соловьёву, могут давать лишь материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире даётся наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Цельное знание, у Соловьёва, выступает как синтез науки, философии и веры. Оно должно быть направленно на выработку универсальной теории, формирующей принципы единства мира. У Соловьёва олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. Всякое многообразие скреплено божественным единством. Материальное многообразие тоже одухотворено божественным началом, которое выступает мировой душой, или Софией, как результат божественного мастерства и творчества. Таким образом, Соловьёв ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания. Весь представляемый  Соловьёвым процесс движения к абсолютному всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Именно здесь философ видел решение всех проблем. Здесь достигается полнота человеческой жизни и замыкается круг развития, происходит соединение человека с абсолютным началом – Богом. Являясь частью учения о всеединстве. Этика Соловьёва утверждает, что источником абсолютного добра на земле является Бог. Из любви к Богу и людям вытекает полнота и целостность жизни. Человек выступает носителем нравственности в том случае, если он свободно подчиняет свою волю Богу, стремится к  «абсолютному добру» и устроению богочеловеческого царства на земле. Идея всеобщей, «общечеловеческой любви», призывавшая к самоотречению, к соединению в Боге, должна была привести к «совершеннейшему добру» не только для отдельной личности, но и для всего человечества.

29. Философия Н.Бердяева.

Николай Бердяев Начал  свое творчество как сторонник «критического  марксизма», но вскоре обращается к  философскому идеализму(обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление первично, основоположно, а материя, природа вторично). Один из его самых крупных трудов - «Истоки и смысл русского коммунизма». Эта книга обобщила социально-философские поиски автора, его размышления над путями русской и всемирной истории ХХ века. это своеобразная   философия русской истории, рассматривающая определенное политическое явление - русскую революцию - и стремящееся к осознанию ее смысла через специфику русских идейных, религиозных, политических, культурных традиций и вообще “русской души”. Особое место в творчестве Бердяева. Речь идет об идее исключительной роли России в мировом историческом процессе.  Эта роль связывается с духовным призванием. роль России видится Бердяеву в объединении общечеловеческого прогресса, в создании прообраза будущего общества, в котором религиозность людей будет гармонически сочетаться с их активным творчеством, а высокий уровень материальной культуры соединится не с высочайшей Богочеловеческой духовностью.В 1 главе Б.гов. об Образовании русской интеллигенции и ее характере,о Славянофильстве и западничестве. В этой главе автор исследует неповторимую специфику русской интеллигенции как социального явления, показывает ее  идейные истоки, ее уникальность и несопоставимость с интеллигенцией запада. Главное отличие русской интеллигенции в том, что это не профессиональное объединение людей, занимающихся интеллектуальным трудом,  а   идеологическое социальное образование, нацеленное не столько на осмысление мира, сколько на его преобразование. В работе также затраг.тема «Русского коммунизма». Это явление одновременно и мировое, и исключительно национальное, оно порождено не столько конкретными социальными обстоятельствами, сколько специфическим складом души русского народа. В ней противоречиво соседствуют православный аскетизм и стихийно-природное начало. Отсюда объяснимы и метания русского народа, и крутые повороты в его судьбе. Дело усугубляется еще и тем, что русская душа отличается беспредельностью своих устремлений. Она словно напоминает необъятность просторов той земли, на которой живет русский человек.

30. Философия «Русского космизма».  Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Наряду с доминирующей в России в XIX - XX веках рели¬гиозной философией, получает развитие русский  космизм. Глав.идея-органическое единство человека и космоса.В русском космизме 3 течения: естественно-научное (Вернадский, Циолковский), религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтическо-художественное (Одоевский). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания и др. Основатель-Федоров. Ярк.отличит.черт.рус.косм-он выступает своеобразным синтезом тех направлений космизма, которые ранее сложились в европейской философской мысли, и критической переработкой различных точек зрения во взглядах на мир./человек-земное существо. Но человек впадает в губительное заблуждение относительно своего земного бытия и вместо того, чтобы удерживать живительную связь с космическим целым, он все более теряет эту связь и связывает свою судьбу со случайностями прогресса. В противовес естественному космическому бытию, человек создает искусственную «машиноподобную» цивилизацию, которая отрывает человечество от космоса, людей друг от друга, нарушается понимание целостности мира и тем самым человек невольно разрушает свою собственную целостность ,что ведет к духовной деградации и вырождению. Можно преобразовать сознание человека и обратить деградацию вспять. Идея распадающегося бытия и поиск новой идеи, которая позволяла бы заменить ее идеей внеземных форм, в косм.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"