Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка
1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
44. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное мнение. Понятие ментальности.
Индивидуальное сознание
— субъективный образ мира, формирующийся
у отдельного человека под влиянием
условий его жизни и
Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.
Общественное сознание имеет
сложную структуру. Выделяются два
уровня — обыденное и теоретическое
сознание. Обыденное сознание неоднородно
по своему содержанию. Оно включает
накопленный предшествующими
В понятии социальной психологии
мыслятся проявления психики человека,
социальной по своей сущности. Однако
как структурный элемент
Существенное место в социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или иной группы или общества в целом в определенный момент его истории. Социальные чувства динамичны и чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления и распространения. Таковыми являются взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение и пр.
Социальные чувства личности
могут резко отличаться от ее индивидуальных
пристрастий. Известно, что поведение
индивида в толпе характеризуется
сознанием анонимности и
Общественное мнение - субъективная
предпосылка социальных действий масс,
одно из средств социального контроля.
Это явное или скрытое
Общественное мнение может принадлежать как обществу в целом, так и отдельным социальным группам и находиться на различных уровнях - на уровне житейского или научного сознания, быть верным или ошибочным. Фактом общественного мнения может быть лишь то индивидуальное мнение, которое становится фактом общественного сознания. В общественном мнении не обязательно единство, фактически всегда имеются разнообразие мнений, расхождение взглядов и оценок.
Источниками общественного мнения могут служить различные каналы массовой коммуникации, прежде всего пресса, радио, телевидение, а также слухи, разные формы коллективного и индивидуального опыта, выраженные в тех или иных видах социальной информации.
Соотношение между обыденным
и теоретическим уровнями сознания
по-особому трансформируется в соотношении
между общественной психологией
и идеологией. Общественная психология
есть частичный аналог обыденного уровня
сознания, в котором представлены
разнообразные научные и
Понятие ментальности МЕНТАЛЬНОСТЬ- глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.
45. Общая характеристика
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
• законы диалектики
• категории
• принципы
Главная проблема диалектики – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и важнейший признак материи.
предмет диалектики: наиболее
общие законы функционирования, развития
природы, общ-ва и мышления. Закон
– это объективные (не зависящие
от воли человека), общие, стабильные, необходимые,
повторяющиеся связи между
основные принципы диалектики: 1) принцип взаимосвязи (мир един и в то же время многообразен) есть взаимосвязь-есть взаимовлияние, есть взаимовлияние-есть изменение, изменение-движение. Науку интересуют закономерн. связи. Закон есть отражение связей объективных, необходимых, существенных, повторяющихся. 2)принцип развития (качеств. изменение).
основные законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (например, день и ночь, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т.д.)
Этот закон вскрывает внутр. источник саморазвития.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Вскрывает механизм развития. т.е. развитие осуществляется в результате количественных изменений, которые накапливаются, и нарушается граница меры, тогда происходит смена старого качества новым.
1) категория качества. Гегель
«Качество есть бытие вещи».
Качество есть совокупность
3. Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым. Как осуществляется замена старого новым? 1) новое возникает на основе старого 2) в старом удерживается все ценное (-диалек. отрицание-удержание ценного в старом;-метафизич. отрицание-полное отрицание старого («нигилизм»)
46. Проблема источика развития. Закон противоречия. Типы противоречий, их роль в развитии.
Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.
Под диалектическим противоречием
при этом понимают отношение одновременного
взаимополагания и
___Диалектический характер
развития подразумевает также
наличие в его динамике резких
переходов от одной стадии
к другой, прерывов постепенности,
скачков. Последние всегда
47. Механизм развития. Диалектика количественных и качественных изменений.
Тут стоит говорить о законе перехода количественных изменений в качественные.
Данный закон вскрывает механизм развития. т.е. развитие осуществляется в результате количественных изменений, которые накапливаются, и нарушается граница меры, тогда происходит смена старого качества новым.
1) категория качества. Гегель
«Качество есть бытие вещи».
Качество есть совокупность
48. Тенденции, формы, цикличность
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым. Как осуществляется замена старого новым? 1) новое возникает на основе старого 2) в старом удерживается все ценное (-диалек. отрицание-удержание ценного в старом;-метафизич. отрицание-полное отрицание старого («нигилизм»)
Т. о., закон отрицания отрицания, синтезируя в своем содержании законы единства и взаимодействия противоположностей и взаимного перехода качественно-количественных изменений дает наиболее конкретное и правильное понимание смысла развития. Он позволяет определить общее направление развития, его существенные черты, предвидеть характер возможных изменений, их глубину, сознательно способствовать утверждению нового и преодолению устаревшего.
49. Категории диалектики общая характеристика, методологическая роль).
Категории диалектики, категории-форма логич. мысли, в которой фиксируется не просто существенные признаки предметов, а наиболее существенные, а то и всеобщие.
К основным категориям диалектики относятся: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание.
Специфика диалект. категорий.
-парные категории (одна без другой быть не может): причина(совокупность явл-ий, которые вызыв. др. явления, то есть следствия)-следствие(может стать причиной для др. следствия); причина может вызывать неск. следствий; в то же время несколько причин-и одно следствие.
необходимость(то, что происходит или должно произойти в силу внутр. причин) и случайность(происходит в силу внешних причин)
В любом процессе можно обнаружить и необходимость, и случайность, т.к. в любом процессе есть и внутр. и внешн. процессы, вызыв. его.
случайность-проявление необходимости.
50. Познание и его виды. Чувственная
и рациональная ступени
Учение о познании-гносеология. Познание традиционно определяют как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о тех или иных объектах. Виды познания: чувственное и рациональное.