Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

44. Общественное и индивидуальное  сознание. Общественное мнение. Понятие  ментальности.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся  у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических  особенностей. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом  культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть  индивидуального сознания. Каждый индивид  — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его  сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении  с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

Общественное сознание имеет  сложную структуру. Выделяются два  уровня — обыденное и теоретическое  сознание. Обыденное сознание неоднородно  по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями  опыт трудовой деятельности, моральные  нормы, обычаи, более или менее  жесткие предписания в сфере  быта, наблюдения над природой, некоторые  мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др. Оно обращено преимущественно  к труду, быту и связанным с  ними повседневным условиям жизни и  отношениям людей. Оно отличается эмоциональной  окрашенностью, стихийностью и практической направленностью.  Теоретическое  сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

В понятии социальной психологии мыслятся проявления психики человека, социальной по своей сущности. Однако как структурный элемент общественного  сознания социальная психология характеризует  особенности массового поведения  людей, определенный тип отношений  социальных общностей и групп  к явлениям общественной жизни. Они  выражаются в форме верований, убеждений, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т. д. Социальная психология включает также психический  склад, т. е. стабильную совокупность психических  особенностей и форм коллективного  поведения, типичных для конкретной социальной группы. В понимании психологии социальных общностей и групп  значительную роль играет учет социального  характера, который представляет собой  особое, отличающее именно данную группу единство некоторого множества черт (национальный характер, купеческая психология и т. п.).

Существенное место в  социальной психологии занимают социальные чувства, типичные для той или  иной группы или общества в целом  в определенный момент его истории. Социальные чувства динамичны и  чрезвычайно заразительны. Они отличаются по характеру и способам закрепления  и распространения. Таковыми являются взаимная психическая индукция, подражание, взаимоусиление, социальный контроль, внушение, эмоциональное заражение  и пр.

Социальные чувства личности могут резко отличаться от ее индивидуальных пристрастий. Известно, что поведение  индивида в толпе характеризуется  сознанием анонимности и снижением  самокритичности и самоконтроля, усилением эмоциональности восприятия информации, подавлением чувства  индивидуальной ответственности за свое поведение и повышением внушаемости. Индивид, включенный в социальное целое, разделяет групповые чувства  и представления в противовес собственным установкам. Это говорит  о значимости социальных чувств, которые  могут формироваться средствами массовой информации или митинговой стихией и стать причиной массовых беспорядков, разгула насилия, но могут  и служить консолидации общества.

Общественное мнение - субъективная предпосылка социальных действий масс, одно из средств социального контроля. Это явное или скрытое отношение  людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства, осуждение  или одобрение каких-либо явлений, входящих в компетенцию общественности. По утверждению Наполеона, последнее  слово всегда остается за общественным мнением. Приговор общественного мнения страшнее судебного: ни обжаловать, ни откупиться, ни отмахнуться от него нельзя.

Общественное мнение может  принадлежать как обществу в целом, так и отдельным социальным группам  и находиться на различных уровнях - на уровне житейского или научного сознания, быть верным или ошибочным. Фактом общественного мнения может  быть лишь то индивидуальное мнение, которое  становится фактом общественного сознания. В общественном мнении не обязательно  единство, фактически всегда имеются  разнообразие мнений, расхождение взглядов и оценок.

Источниками общественного  мнения могут служить различные  каналы массовой коммуникации, прежде всего пресса, радио, телевидение, а  также слухи, разные формы коллективного  и индивидуального опыта, выраженные в тех или иных видах социальной информации.

Соотношение между обыденным  и теоретическим уровнями сознания по-особому трансформируется в соотношении  между общественной психологией  и идеологией. Общественная психология есть частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены разнообразные научные и ненаучные  взгляды и оценки, эстетические вкусы  и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла.

Понятие ментальности МЕНТАЛЬНОСТЬ- глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное; относительно устойчивая совокупность установок и предрасположенностей индивида или социальной группы воспринимать мир определенным образом. Ментальность формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур и всей среды жизнедеятельности человека, и сама в свою очередь их формирует, выступая как порождающее начало, как трудноопределимый исток культурно-исторической динамики.

45. Общая характеристика диалектики. Основные принципы и законы  диалектики.

Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики

• категории

• принципы

Главная проблема диалектики – что такое развитие?

Развитие – общее свойство и важнейший признак материи.

предмет диалектики: наиболее общие законы функционирования, развития природы, общ-ва и мышления. Закон  – это объективные (не зависящие  от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями  и внутри сущностей.

основные принципы диалектики: 1) принцип взаимосвязи (мир един и в то же время многообразен) есть взаимосвязь-есть взаимовлияние, есть взаимовлияние-есть изменение, изменение-движение. Науку интересуют закономерн. связи. Закон есть отражение связей объективных, необходимых, существенных, повторяющихся. 2)принцип развития (качеств. изменение).

основные законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы  противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных  начал, которые, будучи едиными по своей  природе, находятся в борьбе и  противоречат друг другу (например, день и ночь, черное и белое, зима и  лето, молодость и старость и т.д.)

Этот закон вскрывает  внутр. источник саморазвития.

2. Закон перехода количественных  изменений в качественные.

Вскрывает механизм развития. т.е. развитие осуществляется в результате количественных изменений, которые накапливаются, и нарушается граница меры, тогда происходит смена старого качества новым.

1) категория качества. Гегель  «Качество есть бытие вещи».  Качество есть совокупность наиболее  существенных структурно оформленных  признаков предмета. Свойство есть  внешнее выражение качества. Количество-отражает качество с помощью числа. Мера-единство кол-ва и кач-ва. Скачок-способ перехода от одного кач-ва к другому. скачок подготавлив. количеств. изменениями.

                      3. Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым. Как осуществляется замена старого новым? 1) новое возникает на основе старого 2) в старом удерживается все ценное (-диалек. отрицание-удержание ценного в старом;-метафизич. отрицание-полное отрицание старого («нигилизм»)

46. Проблема источика развития. Закон противоречия. Типы противоречий, их роль в развитии.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип  противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся  предметов.

Под диалектическим противоречием  при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения  хаоса и порядка в неживой  природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны  противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок  рождается из хаоса, добро крепнет  только в преодолении зла и  т.д.).

___Диалектический характер  развития подразумевает также  наличие в его динамике резких  переходов от одной стадии  к другой, прерывов постепенности,  скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Различают следующие противоречия: Внутренние противоречия — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта, например, внутри данного вида животных (внутривидовая борьба). Процесс развития объекта характеризуется не только развертыванием внутренних противоречий, но и постоянным взаимодействием его с внешними условиями, со средой. Внешние противоречия — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам, например между обществом и природой, организмом и средой и т. п. Антагонистические противоречия — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами. Термин " антагонизм " распространен в биологии и медицине: антагонизм ядов, лекарств, микробов, антагонизм мышц, зубов и т. п. Математики рассматривают антагонизм как такую противоположность интересов (имеется в виду теория игр), при которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то есть равенство по величине и противоположность по знаку. В своем чистом виде антагонизм проявляется редко — в ситуации рыночной конкуренции, войны, революции, спортивных состязаниях и т. п.

47. Механизм развития. Диалектика  количественных и качественных  изменений.

Тут стоит говорить о законе перехода количественных изменений  в качественные.

Данный закон вскрывает  механизм развития. т.е. развитие осуществляется в результате количественных изменений, которые накапливаются, и нарушается граница меры, тогда происходит смена старого качества новым.

1) категория качества. Гегель  «Качество есть бытие вещи».  Качество есть совокупность наиболее  существенных структурно оформленных  признаков предмета. Свойство есть  внешнее выражение качества. Количество-отражает качество с помощью числа. Мера-единство кол-ва и кач-ва. Скачок-способ перехода от одного кач-ва к другому. скачок подготавлив. количеств. изменениями.

48. Тенденции, формы, цикличность   развитии. Отрицание отрицания

                      Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым. Как осуществляется замена старого новым? 1) новое возникает на основе старого 2) в старом удерживается все ценное (-диалек. отрицание-удержание ценного в старом;-метафизич. отрицание-полное отрицание старого («нигилизм»)

Т. о., закон отрицания отрицания, синтезируя в своем содержании законы единства и взаимодействия противоположностей и взаимного перехода качественно-количественных изменений дает наиболее конкретное и правильное понимание смысла развития. Он позволяет определить общее направление развития, его существенные черты, предвидеть характер возможных изменений, их глубину, сознательно способствовать утверждению нового и преодолению устаревшего.

 

49. Категории диалектики общая характеристика, методологическая роль).

Категории диалектики, категории-форма логич. мысли, в которой фиксируется не просто существенные признаки предметов, а наиболее существенные, а то и всеобщие.

К основным категориям диалектики относятся:  причина и следствие; необходимость и случайность; возможность  и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание.

Специфика диалект. категорий.

-парные категории (одна  без другой быть не может): причина(совокупность явл-ий, которые вызыв. др. явления, то есть следствия)-следствие(может стать причиной для др. следствия); причина может вызывать неск. следствий; в то же время несколько причин-и одно следствие.

необходимость(то, что происходит или должно произойти в силу внутр. причин) и случайность(происходит в силу внешних причин)

В любом процессе можно  обнаружить и необходимость, и случайность, т.к. в любом процессе есть и внутр. и внешн. процессы, вызыв. его.

случайность-проявление необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Познание и его виды.  Чувственная  и рациональная ступени познания, их формы.

Учение о познании-гносеология. Познание традиционно определяют как деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о тех или иных объектах. Виды познания: чувственное и рациональное.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"