Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка
1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.
Федоров,религизн.напр: обеспокоенность
судьбами человечества, вовлеченного
в трагический ритм бесконечного становления
истории. История-череда ступеней./только
конечное обладает полнотой бытия, совершенством
и смыслом. В стремлении к конечному космосу
необходимо «сойти» со ступеней прогресса
и тем самым прервать последовательность
превращений настоящего в средство для
будущего и «увидеть» космос истории-это
значит воскресить всё когда-либо жившее
на Земле и этим победить смерть как необходимое
условие бесконечного прогресса. Воскрешение-общее
дело человечества, ведущее к всеобщему
братству и родству, к всеединству. Естеств.-науч.напр.
(Умов, Циолковский, Холодный,Чижевский,Вернадский)
31. Особенности и тенденции
20 в. своей культурно-
Неопозитивизм - задача философии
в логическом анализе "языка науки".
Своими методологическими и конкретно-
Неотомизм - восходит к идейным принципам Фомы Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытался использовать достижения наук для доказательства существования Бога.
Экзистенциализм (философия существования) - иррационалистическое направление (отрицает как материальное, так и идеальное) возникло в конце первой мировой войны, основатели - Шестов, Бердяев. Затем развивался в Германии (Хайдеггер, Ясперс), после 2 мировой войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х получил распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: французский персонализм (Лакруа, Недонсель), немецкая диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн. проблемы: 1) онтологические проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни человека называются модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Религиозный экзистенциализм: смысл бытия- Бог; атеистический экзистенциализм: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс): отвергают, что свобода - осознанная необходимость, и что свобода - раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия. Религиозный экзистенциализм: свободным может быть верующий; атеистический экзистенциализм: только человек может определять свою жизнь, человек принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если человек не свободен - он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни.
34. Неотомизм.
Неотомизм – учение Фомы
Аквинского в совр. условиях. Наиболее
известные представители
Развитие науки, прежде всего естествознания стремительно исходящее с Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания, проявлений духовного творчества. Личность самоценна; все люди имеют одинаковую нравственную ценность, независимо от их социального происхождения, положения в обществе, национальности, цвета кожи и т.п.
Неотомизм стремится
возродить и сохранить
35. Философия фрейдизма.
Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, Ф. в дальнейшем возвел свои положения в ранг общего учения о человеке, обществе и культуре, приобретя большое влияние. Ядро Ф. образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны последней (создающие "цензуру" сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т.п. Психические процессы и явления рассматривались во Ф. с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической. Первоначально топическая система душевной жизни была представлена у Фрейда тремя инстанциями: бессознательным, предсознательным и сознанием, взаимоотношения между которыми регулировались цензурой. С начала 20-х гг. Фрейдом выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние системы локализовались в слое "бессознательное". Динамическое рассмотрение душевных процессов предполагало их изучение как форм проявлений определенных (обычно скрытых от сознания) целенаправленных влечений, тенденций и т.п., а также с точки зрения переходов из одной подсистемы душевной структуры в другую. Экономическое рассмотрение означало анализ психических процессов с точки зрения их энергетического обеспечения. Энергическим источником, согласно Фрейду, является Оно (Ид). Ид - средоточие слепых инстинктов агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Эго, которое воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения. Супер-эго включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется в виде совести и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с помощью "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии. Важную роль в формировании мотивации Ф. отводит детству, которое якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. новидений, метод "свободных ассоциаций" и др. В процессе психотерапии врач наталкивается на сопротивление пациента, которое сменяется эмоционально позитивной установкой пациента по отношению к врачу, трансфером, благодаря чему возрастает "сила Я" пациента, который осознает источник своих конфликтов и изживает их в "обезвреженной" форме. Ф. ввел в психологию ряд важных проблем - бессознательной мотивации, соотношения нормальных и патологических явлений психики, ее защитных механизмов, роли сексуального фактора, влияния детских травм на поведение взрослого, сложного строения личности, противоречий и конфликтов в психической организации субъекта.
36. Герменевтика.
Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Название «герменевтика» от «Гермес»-посланник Богов, интерпретировал волю Зевса. Таким образом Г-интерпретация текста, выявление смысла. основоположник Г-Гадамер. В словах много заблуждений =>эти заблуждения дошли до нас с античных времен. «Кажде зерно не есть куча», «Казнить нельзя помиловать»-в этих фразах есть противоречие. Идея «Герменевтического круга»,предполагающая, что смысл части зависит от смысла целого. По мере уточнения смысла части может проясниться и смысл целого, а его уточнение приведет к уточнению смысла этой и других частей, и таким образом совершается круговое движение от частей к целому и вновь к частям.
В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта - традиций философии, искусства и самой истории. Одним из ведущих представителей современной герменевтики является Гадамер.
37. Бытие как философская
Бытие-существование объек.
и субъек. реальности. проблема бытия
есть проблема онтологии. мир существует.
бытие-категория реально
38. Философское понятие материи.
Современные научные
Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания. Термина “материя” происходит от лат. materia - вещество. “Вещественное” значение термина удерживалось вплоть до XX века, когда произошла революция в физике. Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.
Материалистическая философия всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Само понятие материи не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного.
Любой материальный объект обладает сложной структурой, некоторыми свойствами, которые являются предметом исследования частных наук.
Материя, как объективная реальность характеризуется определенной организацией, существует в виде упорядоченных материальных систем с взаимодействующими элементами. Изменение одного из элементов системы нередко влечет за собой изменение других ее элементов, а иногда перестройку системы как целостного образования. Системы существуют объективно как внутренне организованные целостные объединения.
Уже в XIXв. ученые выделяют различные структурные уровни материи и осуществляют классификацию материальных объектов. Этот подход в своей принципиальной основе не утратил значения до сих пор. Ныне мы различаем такие уровни организации материи как:
1) неживая природа
2) живая природа
3) социальная жизнь
Эти уровни в свою очередь сами обладают сложной структурой.
Неживая природа включает в себя поля, вакуум, элементарные частицы, атомы молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик, метагалактику.
Каждый объект природы
обладает активностью и, в силу этого,
способностью к движению, изменению,
взаимодействию. До открытия элементарных
частиц и их взаимодействий выделяли
такие формы материи как
Ранее полагали, что поле – это непрерывная материальная среда, а вещество состоит только из дискретных частиц. Однако оказалось, что эти свойства сохраняют свое различие не всегда.