Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 01:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие философии, ее предмет.
2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.
3. Философия и мировоззрение.
...
72. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общественного развития.

Файлы: 1 файл

О философия.docx

— 163.32 Кб (Скачать файл)

*Аксиологическую- заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

*Социальную – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

*Воспитательно-гуманитарную - состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

*Прогностическую - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь  целостное представление о мире. Что же такое наш мир в целом, имеет ли он какой-либо смысл или  разумную цель? У науки нет ответа. Решение лежит в области философии.

Также значение философии  в духовной жизни человека и общества заключается в её функциях. Философия  дает ответ на вопросы: что есть сущее  и что есть должное? Как от должного перейти к сущему? И потому она  выступает как основа стратегического  программирования жизнедеятельности  человека, формирования идеалов и  жизненных планов личности, ее убеждений  в системе интеллекта, чувств и  характера.

7. Становление древнегреческой  философии. Основные философские  школы и течения 6-5 вв. до н.э.  

Ф. зародилась в странах Древнего Востока-Индии, Китае. Начало европ. фил.-в Древней Греции. Развивалась в тесной связи с зачатками знаний о природе. Ф. одновременно и естествоиспыт. Хотели объяснить  происхож. Земли, Солнца, звезд, животных, чел-ка. Стремились понять сущность природы, мира в целом, космоса. Первых фил. называли "физиками" (греч.-природа). Главный вопрос др. греч. ф. -о первоначале мира. В этом смысле ф. перекликается с мифологией. Но миф. решает вопрос по принципу -кто родил сущее, фил-фы ищут субстанциальное начало-из чего все произошло. Родонач-к-Фалес (+ основоположник Милетской школы). На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы. Разбил год на 365дн, 12 месяцев. Считал первоосновой мира воду (тк это очищение, она никем не создана). Все многообразие рассматривал как проявление единого, вечного начала -воды. Вещи возникают из воды, вновь превращаются в воду. Самой 1й философской школой Др. Греции принято считать Милетскую (7в.до н.э.)

Пифагор основал собственную  философскую школу (пифагорийцы). Он поставил вопрос о числовой структуре  мироздания. Пифагор учил, что основой  мира является число: Число владеет  вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

Крупный ф. -Гераклит Эфесский. Произведение- "О природе".-Мир не создан никем из Богов, никем из людей, был/есть/будет вечно живым огнём. В космосе существует «логос»=космическая закономерность. Мудрость в том, чтобы познать логос. «Все в мире постоянно меняется», «Дважды нельзя войти в одну реку». Все процессы в мире-через борьбу противоположностей. В основе нашего познания лежат данные органов чувств. Проблема соотношения м/д чуственным и рацион. познанием.

Крупный шаг в развитии ф. -Элейская школа Парменида (основатель),Зенона,Ксенофана. В школе элеатов было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие неподвижно лежит в пределах оков величайших. Проблема чувственного восприятия и разума. Ф.элеатов-этап на пути рационализации знания, освобождения мышления от метафорических образов. Элеаты перешли в истолковании субстанции от конкретных природных стихий -воды, воздуха ,огня к бытию как таковому. Центр.понятие-бытие."Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо)".Бытия не может быть ни чуточки больше, ни чуточки меньше. Оно однородно и непрерывно. Стало быть, нет и пустого пространства. Все заполнено бытием, которое бесконечно во времени, оно шарообразно.Ксенофан-"вечное,несотворенное и не уничтожаемое начало называет Богом".Бог-субстанция мира. Бог тождественен космосу. Элеаты были мудрецами. Они разграничивали истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. КЛАСС. ПЕРИОД (460-370 ГГ. ДО Н. Э.) Д.-материалист, считал, что мир  состоит из атомов. Атомы вечны и никем не созданы. Атомы движутся в пустоте, пустота однородна. Число атомов в мире бесконечно, они отличаются друг от друга: по форме, величине, порядку, положению. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления образуются вещи и миры. Проблема движения. Существует бытие – это наличие атомов, а небытие-пустота, пространство, следовательно возможно движение.

Другая школа-софисты (Протагор). Соф-ты- мудрецы, изобретатели. Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий. Сократ ( оппонент софистов, ученик) -человек единственное бытие. Человек только в себе самом может найти истину. Протагор-Человек есть мера всех вещей существующих, что они сущ., и что они не сущ. Начиная с софистов и Сократа , ф-фы впервые формулируют основной мировоззр. опрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. 1) Что первично? сознание или материя. 2 направления: материализм(филос. направление, согласно котор. первичное-матер. мир) и идеализм (объективный-вне зависимости от нашего сознания и субъективный-берется индивид. духовность) 2) Познаваем ли мир? нет (агностики-отриц. Знан ий); да.

Основополаг. способность человека по С.- разум, мышление. Именно разум способен дать высшее , общеобязательное знание. Но знание нельзя получить в готовом виде.Человек должен затратить усилия, чтобы приобрести его. Метод Сократа - моевтика (повивальное искусство))-помочь собеседнику самому придти к истине. Платон и Аристотель систематизировали др.греч.ф-ю, подводят итог класс.периоду.

Первые элементы филофософского мышления проявились уже в произведениях  древнегреческих историков - Гомера, Геродота. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении  мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.

8. Ионийская философия.

Ионийская школа — мысль  о единстве всего сущего, о происхождении  всех вещей из некоторого единого  первоначала, которое понималось при  этом как та или иная вещественная стихия (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) или как  «беспредельное», из которого выделились основные противоположности тёплого  и холодного (апейрон Анаксимандра). Ионийская школа, стихийно-материалистическое направление древнегреческой философии, возникшее и развившееся в  ионийских колониях Греции в 6—4 вв. до н. э. Зародилась в г. Милет; её представители  — Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (милетская школа),Гераклит Эфесский. Ионийская школа принято противопоставлять пифагорейской, элейской и аттической школам. Одна из основных идей, впервые выдвинутых философами Ионийская школа, — мысль о единстве всего сущего, о происхождении всех вещей из некоторого единого первоначала, которое понималось при этом как та или иная вещественная стихия (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита) или как «беспредельное», из которого выделились основные противоположности тёплого и холодного (апейрон Анаксимандра).

9. Италийская школа (школа Пифагора).

Если выделять в древнегреч. философии ранний период, то к нему могут быть отнесены 2 философские  школы — ионийская философия  и италийская философия. Философы италийской школы: Ксенофан, Пифагор, Парменид, Зенон. Италийская школа делилась на 2 школы: пифогорийцев во главе с Пифагором  и элеатов во главе с Парменидом. Эта школа возникла на окраинах греческого мира, в др. Италии, в Кротоне и  в Элее. Пифогорийцы. Основатель школы  – Пифагор. В учении Пифагора выделяется 2 основные части: теоретическая и практическая. Пифагорийцы отвергали наличие какого-либо материального начала в основании всего сущего, начало всех вещей – числа. Число- это начало всех вещей. Математические объекты, числа от 1 до 10 признавались универсальными объектами теоретического познания и первоосновами мира. Математика – лучшее средство очищения души и обретения бессмертия. Душа – божественная сущность, которая заключена в телесную оболочку, она бессмертна  Цель - освобождение души от оков тела, Пифагор разработал  учение о переселении душ. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон).  Ксенофан: признает единое первоначало всего сущего (Бог, к которому не применимо понятие «развития»), Бог- воплощение единства и абсолютной неизменяемости этого мира. Признает Бога вечным и неподвижным, принимает множественность и изменчивость  частей мира, выдвигает проблему единого и многого, тождества первоначал и многообразия вещей. Высшим и достоверным знанием обладает только бог, человеческое - мнение людей. Истина случайна, она не результат систематического мышления. Парменид: впервые заговорил о бытие и небытие. Единственно истинное положение - «бытие есть, небытия нет». Мысль изменчива и непостоянна в вечно изменяющемся мире, значит она лишь мнение. Мысль можно получить только за пределами чувственного восприятия . Сущее и мыслимое тождественны, т.е. никакого бытия нет, существует только бытие. Бытие однородно и непрерывно (? во времени и ограниченность в пространстве). Хар-ки бытия: возникает и не исчезает; непрерывно и однородно; равно самому себе. Бытие временно, у него нет не прошлого ни будущего.  Парменит выделяет чувственное  и рациональное познание, но предпочтение отдает разуму. Первым из западных философов обозначил проблему и категорию бытия.  Гл. вопрос о соотношении бытия и мышления: бытие и мышление тождественны. Зенон: ставит разумное познание выше чувственного.  Лишь разум м.б. истинным.  В доказательство своей т.з. приводит несколько опорий: «ахиллес и черепаха»(стремление к бесконечности), «стрела».

 

 

 

10. Поворот философского поиска  от природы к человеку и  социуму. Философия Сократа. Софисты (Протагор, Георгий)-основоположники  гуманистического начала в античной философии, первые платные учителя в период расцвета античной демократии. Главная цель софистов - обучение риторике (наука об ораторском искусстве), судопроизводство и т.д.  Софисты разработали не только риторические учения, но и переориентировали философию от проблем поиска первоначала к проблемам человека и общества. Гл. представитель софистов – Протагор, он провозглашает человека единственной мерой истинности суждения. Впервые в философии формулируют субъективистское понимание челов. знания, т.е. в познании нет и не может быть показателя, позволяющего отличить истину от лжи или заблуждения критерием этого может быть только конкретный индивид, т.е. все истинна, только 1 мнение м.б. более истинным, а другое менее истинным. Этот принцип распространяется также на гос.-правовые, нравственные от-я и религию.

Сократ (469-399 г. до н. э.) – представитель  объективного идеализма. Проблемы: нравств.воспитания человека, проблема метода познания. В осн.бытия – духовное начало. Душа чел.бессмертна, Бог существует. Даймонион-божеств. начало/разум. Совесть-весть о спасении души.

метод сократа: 1. сократовская ирония (состояла в том, что мудрый представлялся глупым перед невеждами, которые кажутся себе знающими и  мудрыми, для того чтобы они наконец  могли из своих заключений узнать о своем невежестве и глупости и направить свои усилия к истинной мудрости) 2. моевтика (повивальное искусство)-помочь собеседнику самому придти к истине.

В основе этики Сократа  лежат знания. Свое учение Сократ перенес  на государство: «Правитель не тот, кто  имеет скипетр и державу, не тот, кто захватил власть силой, не тот, кого выбрали люди, а тот, кто знает как управлять государством на основе добра и зла…»

Для С. Знание и человеческие поступки неразрывны, знание и мудрость неотделимы от справедливых дел и  добродетели.

«Познай самого себя», «я знаю только то, что ничего не знаю» - означает познание человека своего внутреннего  мира, воспитание в себе нравственных качеств. Осн. метод С. – диалектика (искусство спора). Диалектик- тот кто умеет ставить вопросы и давать ответы, беседа, как диалектический разбор вопроса - дружеское рассуждение собеседника

11. Демокрит как один из основоположников  античного атомизма.

Д.-материалист, считал, что  мир  состоит из атомов. Атомы  вечны и никем не созданы. Атомы  движутся в пустоте, пустота однородна. Число атомов в мире бесконечно, они отличаются друг от друга: по форме, величине, порядку, положению. Из разных атомов и разного их числа путем сцепления образуются вещи и миры. Проблема движения. Существует бытие – это наличие атомов, а небытие-пустота, пространство, следовательно возможно движение.

Гл. закон атомистов –  ничто не возникает без причины. Случайность субъективна каждая вещь возникает в силу причинной связи, из разумного основания по необходимости.

Познание. В основе нашего познания лежат данные органов чувств. Д. впервые в Ф. представляет развернутое  учение о познании. Чувственный опыт дает лишь «темное», т.е. неполное и  недостоверное знание. Подлинное  истинное  знание возможно получить только с помощью разума, опирающегося на чувства.

Назначение филос-ии в  том чтобы сделать чел-ка счастливым.- надо быть добродетельным.

 Душа – движущее  начало, орган ощущения и мышления, она приводит тело в движение, она материальна. Душа состоит  из атомов, поэтому она смертна,  после смерти атомы души рассеиваются, т.е загробного существования души нет. Главное – это состояние души. Атараксия – безмятежное состояние души.

12.Учение Платона о бытии и  познании. Теория идеального государства.

Платон  (427-347 до н.э.) древнегреч.ф., ученик Сократа, представ-ль объективного идеализма. Из аристокр. рода. 1. проблема первоначала всего многообразия мира. Между миром вещей и миром идей - божество – Демиург. Не мыслит вещей без их идей, или эйдосов. 2. проблема души. она бессмертна. вселяется при рождении в человека. Душа состоит из чувств. вожделения, воли, разума. Между ними борьба. 3.Познание (есть воспоминание). Вспомнить значит заставить душу трудиться. мышление должно быть гибким (диалектика-умение вести диалог/нахождение истины). 4. Идеал. гос-во Платона должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать благочестие, бороться против неверия.Укреплению Ид.гос-ва должна служить строгая система образования и воспитания.Каждому сословию свою подготовку , свой уровень образования.Представим пирамиду. верхняя ступень-правители, ниже воины, и потом ремесленники. так вот назначение правителей-достижение общего блага для всех.

13.Аристотель,его учение о сущности (субстанции), о причинах и началах бытия и знания.

Аристотель (384-322 до н.э.)ученик Платона, продолжил Платона в объяснении чувственного мира. Для него материя -первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное состояние, превращает ее из возможности в действительность. Ар. заменяет понятие идеи на понятие формы. Форма (Ар.) -это активное начало, начало жизни и деятельности. Ар. дает понятию сущности другое истолкование. Сущность-это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос "Что есть вещь?" и представляет собой субстанцию вещи. Ар. делит сущности на низшие, те , что состоят из материи и формы (все существа чувственного мира) , и высшие, чистые формы. Наивысшая сущность -чистая , лишенная материи форма, перводвигатель, который служит источником движения всего Космоса. Ар. Произвел разграничение наук, выделив для каждой из них специальные области исследований: теоретическая метафизика, практическая этика, творческие науки- поэтика, риторика, искусство ремесел. В соответствии с учением о сущности, Ар. проводит классификацию причин бытия. 4 причины:1. Материальные, то из чего состоят вещи, их субстракт.2.Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия.Каждая вещь есть то, что она есть.3.Действующие или производящие -рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей. 4.Целевая или конечная причина, Вопрос "почему", "для чего". У Ар. движение связано  с соответ. энергией. Энтелехия- внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево. Душа есть, по Аристотелю, первая энтелехия организма, в силу которой тело, располагающее лишь «способностью» жить, действительно живёт, пока оно соединено с душою..Каждое бытие содержит внутренние цели. Благодаря цели , заключенной в предмете, результат находится в бытии до его осуществления, когда процесс закончился  и движение достигло своего завершения, цели развития. Телеологизм находит свое высшее развитие в его учении о перводвигателе, вечном двигателе. Ар. Предполагал , что существует то, что приводит все в движение. Это и есть первый двигатель. Сам он не находится в движении, ибо тогда должен быть еще двигатель. Первый дв. Есть сама энергия, чистая деятельность. Не обладает материей, он есть чистая форма -цель. Душа (Ар.) -форма по отношению к материи, присуща лишь живому существу. Душа-проявление активности живительной силы. еЮ обладают и растения, но разумная душа только у человека. Разумная душа-часть души, которая познает и думает. Разум- основное начало этой души, не зависит от тела. Главное отличие человека от животного -способность к интеллектуальной жизни. Интел. жизнь предполагает нравственную позицию, следование определенным правилам и нормам. Только человек способен к восприятию понятий добра,зла,справедливости и несправедливости (работа "Политика"). Добродетель делится по Ар. - дианоэтическая (интеллектуальная) и этическая (волевая). Первая возникает преимущественно обучением, 2-я благодаря привычкам. Решающее значение имеют дианоэтические добродетели - мудрость, разумная деятельность, благоразумие. Добродетель не у каждого человека, а лишь у того, кто умеет ее активно обнаружить, тот, кто действует. Высшая форма деятельности-познавательная, теоретическая. Человек получает высшее наслаждение не от потребления материальных благ, не в почестях, не  в деятельности, а в самом процессе теоретической деятельности. В созерцании. Общий мотив этических предписаний Аристотеля- найти среднюю линию поведения. "Середина - принадлежность добродетели". Справедливость Ар.рассматривал в связи с понятием "равенства". Он строго различал проявление справедливости среди равных и среди неравных. Равенство, но не для всех, а для равных. Неравенство - это тоже справедливость. Но опять же не для всех, а для неравных. Неравенство -нормальное состояние людей (Аристотель).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"