Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"
Термин “Философия” (φιλοσοφια)
–происходит из древнегреческого языка
и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. “Философос”–
это человек, стремящийся к мудрости, к
пониманию сути вещей. Однозначное определение философии устроило бы
всех, но оно практически невозможно. Например,
в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы [1]о философии — опыт самопостижения»1.
В ней приведены высказывания о философии
более 270 выдающихся философов. У каждого —
свой угол видения, свое определение. Но все же
проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях».
(Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее»
(В. Соловьев)
«Философские проблемы становятся такими,
если они стремятся под луч одной проблемы —
конечного смысла». (М. Мамардашвили).
Во всех этих высказываниях прослеживается
одна стержневая идея: философия предстает
как мыслящее мировоззрение, вершинное
выражение смыслов и ценностей, указание
на цель нашего пребывания в мироздании.
Философия — это такая область духовной
деятельности человека, которая основывается
на особом, философском типе мышления
и на самостоятельности предмета философии. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности
- природы, обществ, человека, материального
и идеального, бытия и мышления. Предметом
является не индивидуальный субъект с
его особенными качествами, а субъект
как общее, как универсальная категория.
В этом смысле философия рассматривает
не только проблему “я”, но проблему соотношения
этого “я” с другими “я.
Философия как форма духовной активности
возникла с появлением нового предмета
и нового типа мышления — с перенесением
основного внимания с идеи бога на человека
в его отношении к миру, т.е. на человека,
познающего, преобразующего и творящего
этот мир. С течением истории наполнение
этой общей специфики философского предмета
неоднократно обновлялось, наполнялось
новыми смысловыми нюансами, но всегда
в глубине философского знания лежала
эта установка на выяснение связи между
человеком и миром, т.е. на выявление внутренних
целей, причин и способов познания и преобразования
мира человеком.
Основные элементы системы
философского знания.
По мере того, как философия в историческом
развитии понимала свое содержание, определяла
круг проблем, разрабатывала методы и
способы осмысления, ставила цель и задачу,
складывалась дисциплинарная структура
философского знания. Уже античная философия,
превращаясь в самостоятельную систему
знаний, приобретала свою внутреннюю структуру.
Этику и политику Аристотель относил
к практической философии, риторику и
поэтику - к творческой. Теоретические
науки Аристотель ставил выше практических
и творческих. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия
начиналась с логики. После логики шла
физика (учение о природе), а после физики
- этика (учение о человеке, о путях его
к мудрой осмысленной жизни). Однако, протоаристотелевая
структура знания стала основой дисциплинарной
схематизации философии в ее будущей истории.
То, что античные философы называли физикой,
в философии последующих столетий получило
название онтологии (учение о бытии, или
о первоначале всего сущего). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение)
учение о бытии как таковое, о фундаментальных
принципах и формах бытия. Человек живет
в реальном мире, наполненном разнообразными
вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются
и восстанавливаются. Поэтому люди издавна
ставят вопрос: что делает их всех живущими,
позволяет им взаимодействовать и соединяться.
Для определения источника жизни, того
начала, которое дает какой-нибудь вещи
возможность быть, существовать как множество,
появляться, и возникло понятие Бытия.
Онтологические проблемы - это проблемы
объективного бытия действительности,
того нерушимого фундамента, над которым
выстраивается повседневная реальность,
данная нам через органы чувств.
Для ранних греческих философов поиски
бытия - это поиски первовещества, из которой
сделаны все без исключения вещи (вода
Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра,
стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы
Демокрита, семя Анаксагора). Проблема
различия настоящего бытия и ненастоящего
существования оказалась актуальной в
античном обществе (V-IV в. до н.э.), когда
люди стали утрачивать веру в богов, начали разрушаться основы и нормы
мира, главной реальностью которого были
Боги и традиция. В противовес этому, философы
Элейской школы разработали онтологию
как учение о вечном, неизменном, едином,
разумном бытии. Следовательно, человек
находил в античном мире уверенность в
том, что всё будет подчиняться некоторому порядку.
Для средневековья бытие равно Богу,
потому, что именно Бог согласно с религиозным
представлением все творит и во всё вдыхает
жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия
рассматривалась как проблема материи
с простором, временем, движением и причинностью.
Второй раздел философского знания -
теория сознания и теория познания (гносеология). Теория
познания имеет свои истоки в стародавних
философских учениях. Уже у античных мыслителей
возникли вопросы о том, как человек сдерживает
впечатления об окружающем мире, правдивы
они или нет - можно ли вообще познать истину.
По их мнению, если мы будем целенаправленно
развивать свое теоретическое мышление,
то обязательно подружимся с истиной.
Теория сознания - более поздняя, нежели
гносеология, дисциплинарная область
философского знания. Она рассматривает
сознание как особую действительность,
специфический регион бытия, где законы
иные, нежели природная реальность. Особо
фундаментально идеи теории сознания
начинают развиваться в конце XIX - начале
ХХ столетия. Возникает учение феноменология,
которое прямо ставит своей задачей изучать
внутреннюю определенность сознания,
то, что делает ее отличной от внешнего
мира.
Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания
(эпистемология). Логика и методология
разрабатывают наиболее эффективные способы
и правила мышления, чтобы ученый уверенно
шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология
формулирует принципы, проявляет нормы
и идеалы, которыми руководствуется ученый
в познании мира. В ХХ столетии установилось
множество методологий: позитивистская,
диалектическая и т.д. Каждая из них - это
целый континент идей, книг, теоретических
споров. Обращение к философии открывает
возможность расширить методологический
кругозор, формирует культуру мышления,
которая отвечает современному уровню
науки. Методологическая проблематика
рассматривает место и роль науки и ученых
в жизни общества.
Четвертый раздел философии, который
сформировался ещё в XVIII в. - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология выясняет
место человека в мире, установливает
его особенное качество. Она пытается
выявить общие моменты и законы биологического,
психического, духовно-исторического
и социального развития человека. 'Кто
мы, куда идем, где наше место и назначение
во Вселенной?' - вот вопросы, которые занимают
разум философов - антропологов. И с этими
вопросами тесно связана тема культуры,
которая в первую очередь является "мерой
развития самого человека". Философия
изучает культуру как вторую природу человека,
как мир человеческих смыслов и ценностей.
Локальное и универсальное в культурах,
природа и взаимоотношения культуры и
цивилизации, культуры и свободы - это
круг проблем философии культуры.
Крупным и традиционным разделом философии
выступают социальная философия
Следующий угол зрения философии - философия политики и философия права. Классическая политическая философия
вытекает из Сократа и Платона. Ими четко
сформулирована главная цель политической
философии: жизнь каждого человека протекает
в обществе; ни один человек не может избежать
участия в политике; и только через это
участие лежит путь к философии, мировоззрению
и способу жизни, то есть к определенному
идеалу человека.
С философией политики связанна философия
права. Она изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческие
проблемы правоведения и государства
(взаимоотношения права и власти, права
и закона, положение права в иерархии социальных
ценностей).
Давним и традиционным предметным звеном
философии есть философия религии. Для религии характерны культ и действия
по установлению контакта с высшими силами.
Но помимо культа и обрядности, она имеет
собственную мировоззренческую сторону,
вокруг которой и продолжаются философские
споры. Философия религии в широком смысле
–это совокупность философских установок
по отношению к религии, философских размышлений
о его природе и отношение к миру и человеку.
Кроме религиозной философии существует
эзотерическая философия (тайная, закрытая
для непосвященных). Издавна в разных странах
возникали тайные общества, где искатели
истины отдавались сложным духовным практикам,
медитировали, проходили испытания, чтобы
им открывались тайны. Полученные переживания
оформлялись в теорию, которую и называют
эзотерической философией.
Два последних раздела в мире философии
- этика и эстетика.
Этика - это философская теория моральности,
которая изучает, характер, натуру человека
и как они соотносятся с представлением
о надлежащем. Этика интересуется, откуда
берется убеждение, что мы должны быть
добрыми, а не злыми, какова природа морали,
добрая и зла, что такое дом, совесть, вина,
почему ответственность - неотъемлемый
спутник свободы.
И, эстетика - это теория прекрасного. Она, как философская
дисциплина анализирует прекрасное в
жизни, в искусстве, задается вопросом,
где пребывает красота, старается выяснить
внутренние законы прекрасного.
Наконец сказать, что многочисленные
гуманитарные науки тесно связанны с философией
и переплетаются с ней: гуманитарная психология,
история, этнография, литературоведение,
филология.
Философия
« представляет собой размышление
о предметах, знание о которых
еще невозможно»- Бертран Рассел.
Философия занимается общими вещами,
«вечными» и «божественными первоначалами.
Философия- учение о первоначалах и
первосущностях вещей. Так думали мыслители
Нового времени: Декарт, Гегель. Философия
– не только наука, но и форма
общественного сознания ,а также
«учение о более общих
Философские
вопросы- вопросы об отношении человека
к объектам: природных и созданных людьми.
Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой
жизни- вот исходная точка зрения философского
сознания. Что я могу знать? На что надеяться?
Что я должен знать?- эти вопросы «придумывает»
сама жизнь. Философские вопросы- прежде
всего мировоззренческие вопросы, ответ
на которые цивилизованный человек ищет
в доводах и умозаключениях разума. Всякая
философия- есть рациональное построение
человеческого духа. Философское знание
по своей природе антидогматично, дух
философии-критика: критика наличного
знания, суд над ним. Философия тесно связана
с историческим временем. Философское
знание есть знание о всеобщем. Философское
знание имеет эвристическую и прогностическую
силу., имеет психический источник. Философское
знание необходимо нормальному человеку.
Маркс говорил духовно богатый человек-
всегда нуждающийся человек, ибо он всегда
жаждет эти богатства умножить. Каждый
человек –отчасти философ. Человек знает
о неизбежности собственной смерти и это
заставляет его думать о смысле жизни,
а это и есть философствование. Философия-
это «ответ» человека на вызов судьбы,
поставивший его- смертное, но единственное
в мире мыслящее существо- в положение
« один на один» с бесконечной, безразличной
по отношению к нему Вселенной. Специфика,
уникальность философии в том, что в ней
( и только в ней) оба способа человеческой
жизнедеятельности–научно - теоретический
и ценностный, духовно-практический - объединены.
Философские истины нужно выстрадать
сердцем, тогда они превращаются в убеждения.
2. Проблема основного вопроса философии (ОВФ)
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.
3 Философское понятие бытия. Основные формы бытия
Понятие бытия, его аспекты и основные формы
Категория бытия имеет большое значение и в философии и в жизни. Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, его существовании. Термин «Вселенная» - им обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означать бытие или мироздание.
На протяжении всего историко-философского процесса, во всех философских школах, направлениях рассматривался вопрос об устройстве мироздания. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое, а значит самое абстрактное понятие.
Со времен античности были
попытки ограничивать рамки этого
понятия. Одни философы натурализировали
понятие бытия. Например, концепция
Парменида, согласно которой бытие
есть «сфера сфер», нечто неподвижное,
самотождественное, в которую вмещается
вся природа. Или у Гераклита
– как постоянно становящееся.
Противоположная позиция
Прежде всего, термин «быть»
означает наличествовать, существовать.
Признание факта существования
многообразных вещей
Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы. Но в то же время, для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом. И естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего (то есть общего) для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие природных и духовных явлений объединяет то, что они существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования, они образуют целостное единство мира.
На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее есть мир, к которому мы принадлежим. Таким образом, мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира – предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.
Бытие – философская категория, означающая реальность, существующую объективно, независимо от человеческого сознания. Оно не сводится к предметно-вещественному миру.
Можно выделить 4 основные формы бытия:
1. первая форма – бытие вещей, процессов и явлений природы.
2. вторая форма – бытие человека
3. третья форма – бытие духовного (идеального)
4. четвертая форма – бытие социального
Первая форма. Бытие вещей, процессов и явлений природы, которая в свою очередь делятся на:
» бытие объектов первичной природы;
» бытие вещей и процессов, созданных самим человеком.
Суть состоит в следующем: бытие предметов, объектов самой природы первичны. Они существуют объективно, то есть независимо от человека – в этом коренное отличие природы как особой формы бытия. Становление человека определяет формирование предметов вторичной природы. Причем эти предметы обогащают предметы первичной природы. И отличаются от предметов первичной природы тем, что имеют специальное назначение. Отличие бытия «вторичной природы» от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного (созданного человеком) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» есть социально-историческое, цивилизованное бытие. Между первой и второй природой обнаруживается не только единство, взаимосвязь, но и различия.
Вторая форма. Бытие человека, которое подразделяется на:
» бытие человека в мире вещей («вещь среди вещей»);
» специфическое человеческое бытие.
Суть: человек – «вещь среди вещей». Человек является вещью, так как конечен, как и другие вещи и тела природы. Отличие человека как вещи от других вещей - в его чувствительности и разумности. На этой основе формируется специфическое человеческое бытие.
Специфика человеческого
бытия характеризуется
1) человек как мыслящая и чувствующая вещь;
2) человек как вершина развития природы, представитель биологического типа;
3) человек как социально-историческое существо.
Третья форма. Бытие духовного (идеального), которое делится на:
» бытие индивидуализированное духовное;
» объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Бытие индивидуализированное духовное –это результат деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека. Оно существует и основывается на внутреннем опыте людей. Бытие объективированное духовное - оно формируется и существует вне индивидов, в лоне культуры. Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что они возникают и исчезают с отдельным человеком. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую внеиндивидуализированную духовную форму.
Итак, бытие – это общее понятие, самое общее, которое образуется путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности. И это общее заключено в категории бытия – категории, отражающей факт объективного существования мира.
4. Ленинское определение материи и основной вопрос философии
5. Движение, пространство и время как атрибуты
материи, их специфика в природных и социальных
системах.
Способом существования материи является
движение. Этим сказано все. Движение есть
не некая замкнутая в себе сущность, существующая
параллельно и независимо от материи,
а способ бытия последней. Вне материи
движения нет. Говорить о движении - значит
вести речь о самом конкретном и основном,
что есть в материи. Ее существование есть
не что иное, как процесс последовательной
смены ее состояний, т.е. процесс реализации
ее движения . Материя выявляет себя во
всех своих видах и качествах через движение,
посредством него она приобретает свою
жизнь и целостность, выступает причиной
самой себя.
Движение представляет собой находящееся
внутри самой же материи условие ее самоопределения,
которое идет по двум линиям: с одной стороны,
материя раскрывает себя в бесчисленном
множестве качественно различающихся
вещей, с другой - выявляет себя в единстве
и целостности всего существующего. Выявить
сущность материи можно только через изучение
движения.
Всеобщими формами бытия движущейся материи,
ее важнейшими атрибутами являются пространство
и время. Пространство как форма бытия
материи характеризует ее протяженность,
структурность, существование и взаимодействие
элементов во всех материальных системах.
Время как форма бытия движущейся материи
выражает длительность ее существования,
последовательность смены состояний в
изменении и развитии всех материальных
систем. В истории философии и науки (например,
в классической физике) они нередко отрывались
от материи, рассматривались как самостоятельные
сущности или внешние условия существования
и движения тел, что составляло содержащие
субстанциальной концепции пространства
и времени.
Например, в теории Ньютона пространство
понималось как бесконечная протяженность,
вмещающая в себя всю материю и не зависящая
от каких-либо процессов, а время - как
текущая безотносительно к каким-либо
изменениям равномерная длительность.
В субъективно - идеалистических концепциях,
например, в философии И.Канта, пространство
и время трактуются как априорные (доопытные)
формы чувственного созерцания, формы
упорядочения наших опытных данных.
Более плодотворной в истории философии
и науки оказалась Реляционная концепция
пространства и времени, согласно которой
онипредставляют собою особые отношения
между объектами и процессами и вне их
не существуют. Согласно материалистической
реляционной концепции, пространство
и время не существуют сами по себе, вне
материи или независимо от нее. Достижения
современной науки не только подтверждают,
но и углубляют эту концепцию, раскрывая
новые аспекты зависимости пространства
и времени от материальных процессов.
В этом плане в первую очередь следует
выделить создание теории относительности.
Специальная теория относительности (1905
г.) показала, что при движениях со скоростями,
близкими к скорости света меняются пространственные
интервалы (расстояния между двумя близлежащими
точками) и временные интервалы (длительность
между двумя событиями): первые сокращаются,
а вторые растягиваются. Теория относительности
выявила также глубокую связь между пространством
и временем, показав, что в природе существует
единое пространство - время. Поскольку
само изменение пространственных и временных
интервалов зависит от характера движения
тела, то выяснилось, что пространство
и время определяются состояниями движущейся
материи. В общей теории относительности
(1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия
пространства-времени определяется характером
поля тяготения, которое зависит от расположения
тяготеющих масс. Вблизи них происходит
искривление пространства (его отклонение
от евклидовых параметров) и замедление
хода времени. Таким образом, теория относительности
фиксирует органичное единство пространства,
времени, движения, материи.