Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 197.94 Кб (Скачать файл)

 

 Термин “Философия” (φιλοσοφια) –происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. “Философос”– это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей.    Однозначное определение философии устроило бы всех, но оно практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы [1]о философии — опыт самопостижения»1. В ней приведены высказывания о философии более 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход: 
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель). 
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев) 
«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы — конечного смысла». (М. Мамардашвили). 
Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на  цель нашего пребывания в мироздании. 
      Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи действительности - природы, обществ, человека, материального и идеального, бытия и мышления. Предметом является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, а субъект как общее, как универсальная категория. В этом смысле философия рассматривает не только проблему “я”, но проблему соотношения этого “я” с другими “я.  
      Философия как форма духовной активности возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир. С течением истории наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала эта установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. 
Основные элементы системы философского знания. 
    По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю структуру.  
      Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к творческой. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и творческих. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Однако, протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории.  
     То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном разнообразными вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.  
     Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.  
      Для ранних греческих философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которой сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.э.), когда люди стали утрачивать веру в  богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. В противовес этому, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Следовательно, человек находил в античном мире уверенность в том, что всё  будет подчиняться некоторому порядку.  
      Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с простором, временем, движением и  причинностью. 
      Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей возникли вопросы о том, как человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину. По их мнению, если мы будем целенаправленно развивать свое теоретическое мышление, то обязательно подружимся с истиной.  
     Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область философского знания. Она рассматривает сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где законы иные, нежели природная реальность. Особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.  
      Третий раздел философии - логика, методология, философия науки и научного познания (эпистемология). Логика и методология разрабатывают наиболее эффективные способы и правила мышления, чтобы ученый уверенно шел вперед, а не блуждал в сумерках. Методология формулирует принципы, проявляет нормы и идеалы, которыми руководствуется ученый в познании мира. В ХХ столетии установилось множество методологий: позитивистская, диалектическая и т.д. Каждая из них - это целый континент идей, книг, теоретических споров. Обращение к философии открывает возможность расширить методологический кругозор, формирует культуру мышления, которая отвечает современному уровню науки. Методологическая проблематика рассматривает место и роль науки и ученых в жизни общества. 
      Четвертый раздел философии, который сформировался ещё в XVIII в. - это философская антропология и философия культуры. Философская антропология выясняет место человека в мире, установливает его особенное качество. Она пытается выявить общие моменты и законы биологического, психического, духовно-исторического и социального развития человека. 'Кто мы, куда идем, где наше место и назначение во Вселенной?' - вот вопросы, которые занимают разум философов - антропологов. И с этими вопросами тесно связана тема культуры, которая в первую очередь является "мерой развития самого человека". Философия изучает культуру как вторую природу человека, как мир человеческих смыслов и ценностей. Локальное и универсальное в культурах, природа и взаимоотношения культуры и цивилизации, культуры и свободы - это круг проблем философии культуры.  
     Крупным и традиционным разделом философии выступают социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает организацию общества, его взаимоотношения с природой, взаимоотношения между социальными группами, роль и положение человека в системе социальных связей и отношений. Философия истории обращает внимание на проблему движущих сил истории, ее источников, целей, начала и конца.  
      Следующий угол зрения философии - философия политики и философия права. Классическая политическая философия вытекает из Сократа и Платона. Ими четко сформулирована главная цель политической философии: жизнь каждого человека протекает в обществе; ни один человек не может избежать участия в политике; и только через это участие лежит путь к философии, мировоззрению и способу жизни, то есть к определенному идеалу человека.                 
     С философией политики связанна философия права. Она изучает наиболее общие теоретико-мировоззренческие проблемы правоведения и государства (взаимоотношения права и власти, права и закона, положение права в иерархии социальных ценностей).  
      Давним и традиционным предметным звеном философии есть философия религии. Для религии характерны культ и действия по установлению контакта с высшими силами. Но помимо культа и обрядности, она имеет собственную мировоззренческую сторону, вокруг которой и продолжаются философские споры. Философия религии в широком смысле –это совокупность философских установок по отношению к религии, философских размышлений о его природе и отношение к миру и человеку. Кроме религиозной философии существует эзотерическая философия (тайная, закрытая для непосвященных). Издавна в разных странах возникали тайные общества, где искатели истины отдавались сложным духовным практикам, медитировали, проходили испытания, чтобы им открывались тайны. Полученные переживания оформлялись в теорию, которую и называют эзотерической  философией.  
     Два последних раздела в мире философии - этика и эстетика.  
     Этика - это философская теория моральности, которая изучает, характер, натуру человека и как они соотносятся с представлением о надлежащем. Этика интересуется, откуда берется убеждение, что мы должны быть добрыми, а не злыми, какова природа морали, добрая и зла, что такое дом, совесть, вина, почему ответственность - неотъемлемый спутник свободы.  
      И, эстетика - это теория прекрасного. Она, как философская дисциплина анализирует прекрасное в жизни, в искусстве, задается вопросом, где пребывает красота, старается выяснить внутренние законы прекрасного.  
     Наконец сказать, что многочисленные гуманитарные науки тесно связанны с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. 

Философия « представляет собой размышление  о предметах, знание о которых  еще невозможно»- Бертран Рассел. Философия занимается общими вещами, «вечными» и «божественными первоначалами. Философия- учение о первоначалах и  первосущностях вещей. Так думали мыслители  Нового времени: Декарт, Гегель. Философия  – не только наука, но и форма  общественного сознания ,а также  «учение о более общих принципах  бытия и познания, об отношениях человека к миру».То есть , философия - и наука, и учение, и форма  общественного сознания, и мировоззрение, и способ постижения мира. Дословно- «любовь к мудрости». Предмет  философии- «человеческая мораль»,»  истинное познание вещей», «мировое целое», «сущность и законы общества», «познание  Универсума»- мнение философов различно. Философия не изучает объекты, главное  в философии- философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает  мир через призму субъект-объектных  отношений. 
Философские вопросы- вопросы об отношении человека к объектам: природных и созданных людьми. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни- вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? На что надеяться? Что я должен знать?- эти вопросы «придумывает» сама жизнь. Философские вопросы- прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые цивилизованный человек ищет в доводах и умозаключениях разума. Всякая философия- есть рациональное построение человеческого духа. Философское знание по своей природе антидогматично, дух философии-критика: критика наличного знания, суд над ним. Философия тесно связана с историческим временем. Философское знание есть знание о всеобщем. Философское знание имеет эвристическую и прогностическую силу., имеет психический источник. Философское знание необходимо нормальному человеку. Маркс говорил духовно богатый человек- всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить. Каждый человек –отчасти философ. Человек знает о неизбежности собственной смерти и это заставляет его думать о смысле жизни, а это и есть философствование. Философия- это «ответ» человека на вызов судьбы, поставивший его- смертное, но единственное в мире мыслящее существо- в положение « один на один» с бесконечной, безразличной по отношению к нему Вселенной. Специфика, уникальность философии в том, что в ней ( и только в ней) оба способа человеческой жизнедеятельности–научно - теоретический и ценностный, духовно-практический - объединены. Философские истины нужно выстрадать сердцем, тогда они превращаются в убеждения.

2. Проблема основного вопроса  философии (ОВФ)

Чел-к пытается найти  ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и  каково место и предназн. ч-ка в  мире? Что лежит в основе всего  существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир  к-л законам? Может ли ч-к познать  окр. мир, что предст. собой это  познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош. мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Любое ф. учение основыв. на его реш-ии, опир. на него как на исх. принцип при ответах на др. вопр.: о сущности, отн-ии матер./дух. о прир. истинного знания, о жизни/смерти и др. ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи, и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, творит ее. 2 разновид. идеализма: объ./субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., незав. от ч-ка дух. начало - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф. матер-м: осн. формы: стихийн. мат-м древних/метафиз. м. 17-18 вв/диалект. Тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы. Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.

3  Философское понятие бытия. Основные формы бытия

Понятие бытия, его аспекты и основные формы

Категория бытия имеет  большое значение и в философии  и в жизни. Содержание проблемы бытия  включает в себя размышления о мире, его существовании.  Термин «Вселенная» - им обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означать бытие или мироздание.

На протяжении всего историко-философского процесса, во всех философских школах, направлениях рассматривался вопрос об устройстве мироздания. Исходным понятием, на базе которого строится философская  картина мира, является категория  бытия. Бытие – это самое широкое, а значит самое абстрактное понятие.

Со времен античности были попытки ограничивать рамки этого  понятия. Одни философы натурализировали понятие бытия. Например, концепция  Парменида, согласно которой бытие  есть «сфера сфер», нечто неподвижное, самотождественное, в которую вмещается  вся природа. Или у Гераклита  – как постоянно становящееся. Противоположная позиция пыталась идеализировать понятие бытия, например, у Платона. У экзистенциалистов  бытие ограничивается индивидуальным бытием человека. Философское понятие  бытия не терпит никакого ограничения. Рассмотрим, какой смысл вкладывает философия в понятие бытия.

Прежде всего, термин «быть» означает наличествовать, существовать. Признание факта существования  многообразных вещей окружающего  мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения  человека. Бытие есть, то есть нечто  существует как реальность и с  этой реальностью необходимо постоянно  считаться человеку.

Третий аспект проблемы бытия  связан с признанием единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с  другими людьми, существовании природы. Но в то же время, для него не менее  очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом. И естественно, возникает  вопрос о возможности всеобщего (то есть общего) для всех явлений  окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие природных и духовных явлений  объединяет то, что они существуют,  несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования, они образуют целостное единство мира.

На основе категории бытия  в философии дается самая общая  характеристика мироздания: все существующее есть мир, к которому мы принадлежим. Таким образом, мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира – предпосылка  его единства. Ибо мир сначала  должен быть, прежде чем можно будет  говорить о его единстве. Он выступает  как совокупная реальность и единство природы и человека, материального  бытия и человеческого духа.

Бытие – философская категория, означающая реальность, существующую объективно, независимо от человеческого  сознания. Оно не сводится к предметно-вещественному  миру.

Можно выделить 4 основные формы бытия:

1.        первая форма – бытие вещей, процессов и явлений природы.

2.        вторая форма – бытие человека

3.        третья форма – бытие духовного (идеального)

4.        четвертая форма – бытие социального

Первая форма. Бытие вещей, процессов и явлений природы, которая в свою очередь делятся  на:

»          бытие объектов первичной природы;

»          бытие вещей и процессов, созданных самим человеком.

Суть состоит в следующем: бытие предметов, объектов самой  природы первичны. Они существуют объективно, то есть независимо от человека – в  этом коренное отличие природы как особой формы бытия. Становление человека определяет формирование предметов вторичной природы. Причем эти предметы обогащают предметы первичной природы. И отличаются от предметов первичной природы тем, что имеют специальное назначение. Отличие бытия «вторичной природы» от бытия природных вещей – это не только отличие искусственного (созданного человеком) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» есть социально-историческое, цивилизованное бытие. Между первой и второй природой обнаруживается не только единство, взаимосвязь, но и различия.

Вторая форма. Бытие человека, которое подразделяется на:

»          бытие человека в мире вещей («вещь среди вещей»);

»          специфическое человеческое бытие.

Суть: человек –  «вещь среди вещей». Человек является вещью, так как конечен, как и другие вещи и тела природы. Отличие человека как вещи от других вещей - в его чувствительности и разумности. На этой основе формируется специфическое человеческое бытие.

Специфика человеческого  бытия характеризуется взаимодействием  трех бытийных измерений: 

1)      человек как мыслящая и чувствующая вещь; 

2)      человек как вершина развития природы, представитель биологического типа; 

3)      человек как социально-историческое существо.

Третья форма. Бытие духовного (идеального), которое делится на:

»          бытие индивидуализированное духовное;

»          объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие индивидуализированное  духовное –это результат деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека. Оно существует и основывается на внутреннем опыте  людей. Бытие объективированное  духовное  -  оно формируется и существует вне индивидов, в лоне культуры. Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что они возникают и исчезают с отдельным человеком. Сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую внеиндивидуализированную духовную форму.

Итак, бытие – это общее  понятие, самое общее, которое образуется путем отвлечения от различий между  природой и духом, индивидом и  обществом. Мы ищем общее между всеми  явлениями и процессами реальности. И это общее заключено в  категории бытия – категории, отражающей факт объективного существования  мира. 

4. Ленинское определение  материи и основной вопрос  философии

5. Движение, пространство и время как атрибуты материи, их специфика в природных и социальных системах. 
Способом существования материи является движение. Этим сказано все. Движение есть не некая замкнутая в себе сущность, существующая параллельно и независимо от материи, а способ бытия последней. Вне материи движения нет. Говорить о движении - значит вести речь о самом конкретном и основном, что есть в материи. Ее существование есть не что иное, как процесс последовательной смены ее состояний, т.е. процесс реализации ее движения . Материя выявляет себя во всех своих видах и качествах через движение, посредством него она приобретает свою жизнь и целостность, выступает причиной самой себя. 
Движение представляет собой находящееся внутри самой же материи условие ее самоопределения, которое идет по двум линиям: с одной стороны, материя раскрывает себя в бесчисленном множестве качественно различающихся вещей, с другой - выявляет себя в единстве и целостности всего существующего. Выявить сущность материи можно только через изучение движения.  
Всеобщими формами бытия движущейся материи, ее важнейшими атрибутами являются пространство и время. Пространство как форма бытия материи характеризует ее протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время как форма бытия движущейся материи выражает длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. В истории философии и науки (например, в классической физике) они нередко отрывались от материи, рассматривались как самостоятельные сущности или внешние условия существования и движения тел, что составляло содержащие субстанциальной концепции пространства и времени. 
Например, в теории Ньютона пространство понималось как бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от каких-либо процессов, а время - как текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномерная длительность. В субъективно - идеалистических концепциях, например, в философии И.Канта, пространство и время трактуются как априорные (доопытные) формы чувственного созерцания, формы упорядочения наших опытных данных. 
Более плодотворной в истории философии и науки оказалась Реляционная концепция пространства и времени, согласно которой онипредставляют собою особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Согласно материалистической реляционной концепции, пространство и время не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Достижения современной науки не только подтверждают, но и углубляют эту концепцию, раскрывая новые аспекты зависимости пространства и времени от материальных процессов. 
В этом плане в первую очередь следует выделить создание теории относительности. Специальная теория относительности (1905 г.) показала, что при движениях со скоростями, близкими к скорости света меняются пространственные интервалы (расстояния между двумя близлежащими точками) и временные интервалы (длительность между двумя событиями): первые сокращаются, а вторые растягиваются. Теория относительности выявила также глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство - время. Поскольку само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. В общей теории относительности (1916 г.) А.Эйнштейн показал, что геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения, которое зависит от расположения тяготеющих масс. Вблизи них происходит искривление пространства (его отклонение от евклидовых параметров) и замедление хода времени. Таким образом, теория относительности фиксирует органичное единство пространства, времени, движения, материи.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"