Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 вопросов по дисциплине "Философия",
Уровни научного познания
теоретический уровень: восхождение от абстрактного к конкретному, формализация, аксиоматизация
эмпирико-теоретический уровень: абстрагирование, анализ, синтез,
индукция, дедукция, моделирование, исторический, логический
эмпирический уровень: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент
Формы научного познания
1.Научное исследование
начинается с постановки
2.Для постановки проблемы необходимы факты. Фактом называют само явление (вещь, процесс объективной реальности), а также знание, обладающее своими особенностями.
Фактическое знание достигается эмпирическим путем. Кроме этого, для решения проблемы необходимы знания, объективная истинность которых установлена. Это достоверное знание является фактом, на который опираются в ходе исследования.
3.Стержнем, направляющей
программой научного
4.Научная идея находит
свою специфическую
а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана;
б) проверяемость;
в) приложимость к возможно широкому кругу явлений;
г) относительная простота.
5.Проверенная и доказанная
гипотеза переходит в разряд
достоверных истин, становится
37. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, аналогия и др.).
ОПЫТ - знание, приобретённое в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
НаблюдениЕ - общенаучный метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Зрительное наблюдение - наблюдение, осуществляемое невооруженным глазом или с помощью оптических приборов.
Эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
Дедукция – процесс логического вывода на основе перехода от общего положения к частному. Дедукция - основное средство доказательства.
Аналогия - познание путем сравнения. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез.
38. Специфика общества как
Социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их нормы и связи.
Социальная система может быть представлена в трех аспектах.
Первый аспект – как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.п.);
второй – как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют;
третий – как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения данной системы.
Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй – с понятием социальной организации и третий – с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон – социальной общности, социальной организации и культуры.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
статические (номинальные категории) - например, по прописке;
реальные - те же горожане, в реальной обстановке;
массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;
групповые - малые и большие социальные группы.
Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам.
1. Рабочий класс:
- высокообразованные, политически активные;
- средне-образованные (наиболее массовый тип);
- рабочие (берут от государства больше, чем дают);
2. Крестьянство:
- сельские рабочие;
- фермеры;
- колхозники;
3. Интеллигенция;
4. Военнослужащие;
5. Предприниматели;
6. Крупные хозяйственные руководители;
7. Государственные и партийные работники;
8. Высшее политическое руководство;
9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители...).
39. Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества.
С точки зрения материалистического понимания истории, материальное производство - первично. Чтобы делать свою историю, люди должны иметь для этого все необходимое, это обязательное условие должно выполняться ежедневно и ежечасно (сегодня, как и тысячи лет назад), хотя бы для того, чтобы люди могли жить.
Материальное производство, как производство необходимых для жизни человека продуктов, предполагает наличие вещественного (средств производства) и личного (рабочей силы) факторов, которые и образуют производительные силы общества.
Личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии составляют производительные силы общества.
Люди не свободны в выборе производительных сил, которые образуют основу всей истории, поскольку они (производительные силы) являются продуктом деятельности предшествующих поколений.
Средства производства (как вещественный элемент) включают в себя средства труда и предметы труда. Средства труда есть то, посредством чего (с помощью чего) человек воздействует на предмет труда. Их можно разделить на две части: активную (машины, механизмы) и пассивную (здания, сооружения). Предмет труда есть то, на что направлен человеческий труд, т.е. та часть природы, которая уже вовлечена человеком в процесс производства.
Рабочая сила есть способность к труду, совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек, и которые он использует для создания необходимых ему продуктов.
Люди не могут производить, не соединяясь, друг с другом определенным образом. Отношения, в которые вступают люди в процессе производства и по поводу производства называются производственные отношения.
Производственные отношения - отношения людей, которые складываются по поводу производства, и являются системой, включающей два уровня: организованно-технический (или собственно-производственный) и экономический.
Роль техники в развитии общества
Техника – это система искусственных органов (инженерные сооружения и машины), которые используются человеком в разных сферах его направленной деятельности – производственной, научной, педагогической, медицинской и т.д. Техника выступает определяющим элементом производительных сил, от нее, прежде всего, зависит производительность труда, качество и характер процесса труда, возможность использования сил и свойств природы.
"Экономические эпохи
различаются не тем, что
Освоение принципа природо-машинного производства и высокое развитие научно-технической мысли должны привести к такой ситуации, когда производство материальных ценностей будет происходить при минимальном непосредственном участии самого человека.
40.Природа и общество, основные этапы их взаимодействия.
Общество в XX в., пожалуй, впервые осознало свою реальную связь с географической оболочкой Земли, с ее биосферой. До этого, в ранние эпохи истории человечества, процветали идеи если и не абсолютного, то очень важного и в каких-то аспектах определяющего влияния географи<span class="dash041e_0