Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:14, шпаргалка
1.Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
Мировоззрение – это с-ма наиболее общих представлений и знаний о мире в целом и месте чел. в нем, его ценностей и убеждений.
Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная с-ма взглядов чел. на окр. мир, явления природы, общество и самого себя, а также вытекающие из общей картины мира основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания и оценки материальных и духовных событий; это своего рода схема мира и места чел. в нем.
3.экзистенционализм – не возможна полная свобода во внешнем мире. Человек не свободен, т.к. он смертен и существует свобода других людей. Свобода возможна только во внутреннем, духовном мире. Она есть выбор человека в той или иной ситуации.
марксистская. Свобода – это осознанная необходимость
28. Познание как предмет философского анализа
Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру, а возможность адекватного воспроизведения реальности—мировоззренческую проблему.
Знание, являющееся результатом познавательной деятельности человека, может быть понято как основа идеального плана деятельности. Именно реализация идеальных планов деятельности и позволяет провести мост между сознанием и действительностью, знанием и бытием.
Функционирование знания в качестве основы идеального плана деятельности обеспечивает возможность обратных связей от действительности к нашим знаниям о ней. В ходе осуществления таких связей уточняются, пересматриваются, совершенствуются человеческие знания о мире. Знание, таким образом, является не продуктом пассивного созерцания действительности. Оно возникает, функционирует и совершенствуется в процессе активной деятельности человека.
Будучи поначалу вплетено в ткань реальной человеческой жизни, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство. Особой формой духовного производства (наряду с искусством и др.) является научно-теоретическая деятельность, построение особой научной картины мира, отличающейся от картины мира, данной в обыденном сознании. Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру, несмотря на все эти сопровождающие познание факторы, состоит в достижении адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможны реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.
29. Проблема истины в теории познания
В истории философской мысли существовали разные понимания истины: «Истина — это соответствие знаний действительности»; «Истина — это опытная подтверждаемость»
Специфика диалектико-материалистической трактовки истины (по сравнению с иными ее трактовками) заключается в след моментах. Во-первых, отражаемая действительность трактуется как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; Если первый момент отграничивает диалектико-материалистич понимание истины от любых форм идеализма, а второй — от метафизики, то оба момента вместе взятые отграничивают это понимание от агностицизма.
Заблуждение представляет собой своеобразное теоретико-познават явление. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. Свойство непреднамеренности делает его существенно отличающимся от лжи. Заблуждение—это ложное знание, принимаемое за истинное. В основе заблуждений может находиться дезинформация, но они могут порождаться и другими факторами'
Критерии истины.В практике задействован субъект, его знание, воля; в практике — единство субъектного и объектного при ведущей роли (в отражательном плане) объектного. В целом практика — объективный, материальный процесс. Она служит продолжением природных процессов, развертываясь по объективным законам. Практика включает в себя знание, способна порождать новое знание, выступает его основанием и конечной целью.
В самой практике сплетаются и чувственная конкретность, и непосредственная действительность, и всеобщность (сущностность, законы сущности).
Среди др.
критериев выделяется логически
Аксиологический критерий - обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-этическим и эстетическим принципам
30. Специфика и структура науч познания. Формы научн знания
Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Процесс познания начался с распредмечивания. Процесс распредмечив – это выявление свойств предмета в определен позноват действиях (перцептивные). Пареллельно с перцептивными развиваются логич действия – действия, связанные с формированием понятий. Понятия – первичная и гл форма логич операций. Формулы абстропирования понятий: 1.Идеализация (объект в чистом виде), 2.Изолирующая.
Суждение – это связь 2-х и более понятий. Человеч мысль существует в форме суждений. Суждений бывают полож и отрицате. Умозаключение – это когда из нескольк суждений делаются новые выводы. Суждения могут быть: индуктивными (частноеàобщее) и дедуктивными (общееàчастное).
Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистичес, эмоциональн, инженерная.
После совершения вышеперечислнн познават действий возникает вопрос о том, насколько сформировавшаяся модель предмета соответствует реальн объекту – это процесс опрердмечивания.
Методы эмпирического познания:
наблюдение – целенаправлен организованн систематич восприятие предметов и явлений внеш мира. Сущ 2 вида: Непосредственное, С помощью приборов
эксперимент-дополнит изменение объекта, создание спец заранее определенных условий прохождения процесса.
сравнение – операция выявления сходства или различия объектов
описание-фиксация результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения.
Методы теоретического познания:
Формализация – отображение содержания знаний в знаково символьном виде (формализованный язык)
Аксиоматическое – в основе лежит аксиома, т.е. все утверждение выведенное чисто логическим путем
Гипотетико-дедуктивный – создается система дедуктивно связанных гипотез, из кот выводят утверждения об эмпирических факторах.
Анализ – деление целого на части с целью познания кажд из частей.
Синтез – проведение соединения отдельных элементов в единое целое с целью его познания.
Индукция – от частного к общему.
Дедукция – от общего к единичному.
Абстрогирование – процесс мысленного обделения от ряда свойств изучаемых явления с одновременным выделение интересующих исследователя свойств.
31. Методы научного познания
Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.
Классификация методов научного познания:
I. выделяют всеобщие,
общие и частные методы
II.с учётом уровней познания выдел методы эмпирич и теоретич исследования
III.в зависимости от структуры познавател деятельности выделяют обще логические методы познания.
Методы эмпирич исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение
Эксперимент -мысленный и с помощью приборов.
Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.
Методы теоретического исследования:
1.метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть
законы его развития. Выдел 2 этапа теоретического анализа:
-образование абстракций, в кот фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному;
-движ от абстракт к конкрет в мышлении, выявл сущности явления
2. исторический (описание истории реальн объектов) и логич (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве
3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем, логики
4. моделирование - исследование объектов на основании модели.
Модели - физические и знаковые
Обще логические методы познания:
- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части
- синтез - воссоединение целого из частей
- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер
- дедукция - рассуждения от общего к частному
- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах
- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств
- обобщение - установление общих признаков ряда объектов
32. Общество как динамически развивающаяся система. Структура общества
Бытие человека в общ-ве предполагает существование власти. В животном мире существует власть лидера, им является наиболее сильное животное. Дети нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна, естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в общественных отношениях. Общ-во не может быть без власти. Обществення власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть. Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. В следствии этого она начинает выполнять свои функции не считаясь со справедливостью, традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина возникновения государства.Гос. власть - особая власть. 1.Она предполагает наличия особой профессиональной группы,которая всю жизнь управляет общественными делами. 2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть.
Соц. структура общества – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных соц. институтов, групп и слоев. Основным элементом соц. культуры являются классы.
Классы – большие группы людей различающихся по их месту в историч определенной системе обществен произвва, по их отношению к средствам произвва, по их роли в общественной организации труда, по размерам доли обществен богатства, кот они располагают, классы – это группы людей, одна из кот может присваивать труд другой благодаря их различию в системе обществен уклада.
Это осн класообразующие признаки. К вспомогател относятся: уровень образования, характер и содержание труда, образ жизни…
В западной социологии с осн классообразующим признаком, т.е. отношение к средствам произвва, не согласна теория социальной стратификации. На этой основе она предлагает свои критерии:
1.В качестве ведущего критерия теория социальной стратификации предлагает соц. престиж.
2.Главными считаются самооценки людей и их социальные позиции.
3.При рассмотрении общества учитываются некоторые объективные критерии: профессия, доход, образование.
Социально классовая структура общества показывает, что общество любого типа неоднородно. Классы, соц. слои, группы, отдельные члены общества выступают в качестве субъектов различного рода деятельности, поэтому в социуме происходят перемещения из одних соц. групп и сфер в другие