Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.

Файлы: 1 файл

shpory_po_filosofii.doc

— 747.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие мировоззрения  и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.

М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М - личность, социальная группа и общество в целом. Основа М. – знания. Они составляют информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф, т.к. Ф возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая Ф выполняет М функцию, но не всякое М философично. Ф-это теорет. ядро М. Ф–это с-ма основополаг-х идей в составе М. чел-ка и общества.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность. Ц. ориентации – система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить Ц.О. человека – значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей не имеющих в своей душе определенных иерархически выстроенных Ц. О.

Проблема Ц.О. в составе М. тесным образом связана с такими понятиями вера, идеалы, убеждения. Вера – сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода ясновидение, в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам. У человека существует нравственно-психологическая необходимость веры: без нее жить не только духовно, но и практически невозможно. При этом нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист может быть преисполнен веры – в самого себя, в свои убеждения.

Важной составляющей М. являются идеалы. И.–это мечта о самом совершенном устройстве общества, где все «по-справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение. Человек постоянно стремится к идеалам, без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечества. Знания входят в М. в виде убеждений. У.-это та призма через кот. видится действительность. У.-это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже–в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. У. составляют стержень М. и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений–это еще не личность в высоком смысле этого слова. У.зарождаются и развиваются в ходе нашего становления в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к культуре. И по собственной воле их изменить нельзя: это нечто укорененное в глубинах души.  Однако У. могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей.

Формы М.–мифологическое, религиозное, философское. М.М.–это М, основанное не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Миф в отличие от науки объясняет все, т.к. для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней формой М. Религиозное М.-форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. В отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса.  Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм,политеизм), которые стоят над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Отличие от мифа в том, что у религии есть свои книги и организац.орган. Р ближе к Ф, чем мифология–взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Различие Ф и Р:религия-массовое сознание, а Ф-сознание теоретическое. Р.не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума.Ф-всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Ф.М.-это система самых общих теор взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др.форм М не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхода к ним.

В разные эпохи складывались различные типы М-х систем.

  1. Космоцентризм – отличительная черта наиболее древней (досократической) философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы древние мудрецы (VII – VI в. до н.э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общественный мир, и их нравственность.
  2. Для философии и культуры средних веков (как в Европе, так и на Востоке) характерен теоцентризм (Теос – бог). Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы создания были подчинены ей.
  3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм) означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь.
 

2. Особенности мифологического  М. и его роль в историческом  становлении человека. Место мифологии  в современном  мире.

Исторически первой формой мировоззрения являлась мифология, она возникла, когда в силе были еще родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни. М. являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал, это результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Но, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувство удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки, боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, мстительными.

В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.д. Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже представляет языческую форму религиозного сознания. В качестве нерасчлененного, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и Ф., политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героические эпосы, легенды, исторические предания.

Миф характеризуется следующими сущностными характеристиками:

принадлежность: миф всегда о чем-то (о мироздании, о человеке, об обществе, о социальных отношениях, о ценностях)

синкретизм: в мифе отсутствует явное и отчетливое разграничение мысли о предмете и самого предмета, идеального и вещественного, знаний и художественных образов. В мифе все это слитно и не расчленено содержание мифа – предмет веры. Оно критике не подвластно и в логических обоснованиях не нуждается.

функциональность: миф выполняет определенные функции:

познавательную – миф описывает, рассказывает интересующее человека;

коммуникативную – через усвоение мифа индивид приобщается к той или иной общности;

аксиологическую – миф передает, закрепляет, воспроизводит определенную систему ценностей, принятую в той или иной общности.

Для миф. мировоз-я хар-ны след. черты: эмоционально-образная форма, очеловечивание природы, отсутствие рефлексии, утилитарная направленность. Эмоционально-образная форма проявляется при передаче образов героев, богов, духов. Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, художественных образов и научного знания. Рефлексия в мифолог. Мировоз-и отсутствует. Рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием, над своими взглядами, их оценка, т.е. размышление над собственными размышлениями. Утилитарная направленность проявляется в том, что решаемые ею мировоз-ие проблемы тесно связаны с практическми задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период Ф., конкурентными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Так, к мифологическим идеям в настоящее время можно отнести идеи о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости некоторых политических партий и бесконечной мудрости вождей. Никакая Ф. И никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли, для мифологии нет непознанного и неизвестного. Мифологией преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности. Кроме того миф выполняет регулятивную функцию в настоящее время – через различные образы передаются, закрепляются общественные нормы поведения, действия. Миф – это практическое руководство к действию.

Таким образом, мифология это такое мировоззрение (или такая система взглядов на объективный мир и на место в нем человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.  

3. Религиозное  мировоззрение, его особенности  и роль в историческом становлении человека. Происхождение добра и зла, природа Бога.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него стало религиозное мировоззрение. Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare–связывать. Как и мифология религия аппелирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Религия есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы могучи, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Отличие религии от мифа еще в том, что у религии существуют свои книги и организующий орган. Религия ближе к Ф, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия–сознание массовое. Ф–сознание теоретическое. Религия не требует док-ва, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Ф–всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Вера–это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. По существу, религия являет собой выражение признания абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу волю с волей абсолюта. В каждой религии можно найти две стороны–теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Существенной функцией религии является нрав.-соц. служение–сеять мир, любовь и согласие в душах народа. В атмосфере религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями, в связи с этим мыслители обращают внимание на различные стороны религии. Так, Кант ставил религию в теснейшую связь с нравственностью, религия–это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Если не соединять религию с моралью, она обращается в снискание милости.  Гегель характеризует религию как объективацию Абсолютного духа, как самооткровение его в человеке в форме идем, она выражается в чувствах и поступках, рождает и питает высокий образ мыслей. В целом в религ. сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания. Принципы, лежащие в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы: супернатуралистические и рационалистические. Первые говорят о врожденности религ. сознания и указывают на откровение как на его источник. Вторые–или сознательное намерение и рефлексия человека при образовании религии, или чисто прагматические стремления определенных лиц ради удержания власти, или олицетворение известных сил природы, или объективирование известных душевных качеств, или почитание предков.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"