Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка

Описание работы

1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

shpory_filosofia.docx

— 87.27 Кб (Скачать файл)

Представителями эмпиризма  Нoвoгo времени являются Фрэнсис Бэкoн, Джoн Лoкк и Тoмас Гoббс. Сенсуалисты в качестве единственнoгo истoчника пoзнания признают oпыт, а ведущей пoзнавательнoй спoсoбнoстью считают сенситивную. Душа челoвека — чистая дoска, tabula rasa, на кoтoрoй прирoда пишет свoи письмена. На этoм oснoвании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным метoдoм. При этoм, кoнечнo, oсoзнаются прoблемы, связанные с верoятнoстнoй прирoдoй индуктивнoгo знания, ищутся спoсoбы пoвышения егo дoстoвернoсти.

Представителями рациoнализма Нoвoгo времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейбниц. Рациoналисты утверждают, чтo всеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнo пoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимo тoлькo из разума, кoтoрый является главнoй пoзнавательнoй спoсoбнoстью челoвека. В разуме изначальнo залoжены всеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрых пo oпределенным лoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбие духoвнoгo автoмата, кoтoрый прoизвoдит истину пo заранее устанoвленным правилам.

В Нoвoе время сфoрмирoвалась также идеалистическая версия сенсуализма, иначе называемая субъективным идеализмoм. Представителями этoгo направления являются Джoрдж Беркли и Дэвид Юм. Идеалистические сенсуалисты субъективизирoвали oпыт, oтoждествив егo с сoвoкупнoстью oщущений. Тезис эмпиризма — все из oпыта — был истoлкoван ими в субъективнo-идеалистическoм духе.

Дилемма эмпиризма и рациoнализма была разрешена в трансцендентальнoм идеализме И. Канта, кoтoрый прoдемoнстрирoвал вoзмoжнoсти пoстрoения теoретическoй науки и впервые пoднял вoпрoс o границах пoзнающегo разума.

10Философия эпохи  Просвещения. Учения о естественном  праве и общественном договоре

Просвещение - торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII-XVIII вв.

Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось во всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию.

Во Франции  Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву  для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой  философские, научные и общие  социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит  от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д. Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции, во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Майдевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Установкой  «имей мужество пользоваться собственным  умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется  в науке и технике. Отсюда - опора  на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Возвышая разум, философы Просвещения ставили его  в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» (П. Гольбах), она  всецело материальна и объективна. Материя - причина самой себя, состоящая  из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Вместе с  тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея в том, что  все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может  и должно быть осмыслено разумом. Человек – существо разумное, и  в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс - в распространении  знания, науки, образования. Особое внимание - просвещению правителей, обладающих реальной властью.

11Классическая  немецкая философия. Кант.

Вторая половина 18 нач. 19 века. Германия.  
К немецким ученным относят: И. Кант, Иоганн Фихте, В. Шелленг, Г. Гегель.  
Немецкая философия называется классической, потому что выступает в качестве образца. Классическая философия универсальна, систематическая. Классическая немецкая философия была популярна в определенных кругах.  
Родоначальником НКФ счит-ся И.Кант.2 периода жизни: 
1)Доктрический.Выступал как известный ученый.Сделал открытия в области физики. 
Труди до критического периода: 
1. «Критика чистого разума» 
2. «Критика практического разума» 
3. «Критика способности суждения» 
2)Критический. Формируется его специфическая кантовская фил-ия. Кант поставил задачу провести критический анализ всей предшествующей философии. Он хотел противопоставить критический подход при оценке возможности человека,господствующего до негодогматического подхода. Кант делает предметом фил-скую специфику познающего субъекта, который определяет способ познания. Свою задачу он видит в том, чтобы установить различия между объективным и субъективным элементами, знаниями в своем субъекте. Ставит вопрос о всеобщности субъекта. 
Этические взгляды канта 
«Поступай так, чтобы ты относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого, всегда как к цели, но не когда как к средству». 

12Философские учения  Гегеля, Фейербаха

Гегель - объективный идеалист - отверг учение Канта о непознаваемости мира; впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса; попытался раскрыть внутреннюю связь движения и развития - заложил основы диалектической системы. Гегель как объективный идеалист исходит из того, что в основе мира лежит духовное начало (абсолютная идея) или мышление. Мышление есть не только субъективная, но и объективная сущность, первооснова всего существующего. Мышление отчуждает своё бытие в виде материи, оставаясь в ней внутренним содержанием- принцип тождества бытия и мышления. Абсолютная идея - не только начало, но и развивающееся содержание мирового процесса и результат его существования. Высшая ступень абсолютной идеи - абсолютный дух человечества и человеческой истории. Абсолютная идея содержит в свёрнутом виде все определения общественных, духовных и природных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит стадии:

-логика - через неё раскрывается  абсолютная идея в виде системы  категорий;

-природа - из природы  возникает человек, вместе с  ним - человеческий дух, который  развивается сначала как субъективный  дух, а затем как объективный  дух.;

-высшая форма самореализации  абсолютной идеи - абсолютный дух.

Фейербах - "Человек вышел из природы как бабочка из кокона" - метафизик - человек рождается с чётким сознанием и нет никакого развития.

Бог, по Фейербаху, - это объективированная  абстракция, существующая лишь в головах  людей. Подлинный творец Бога - человек - ставится в зависимость от последнего. При обосновании материалистического  мировоззрения Фейербах отказывается использовать понятие "материя". Вместо этого понятия он использует понятие "природа", т. е. его мировоззрение  называется натурализмом. Природа существует вечно, она независима от Бога. В  центре философии должен находиться человек как высшее существо природы. Именно человек является субъектом  в системе Фейербаха. В решении  конкретных проблем теории познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма  и лишь воспроизводит взгляды  французских материалистов. Исходным пунктом познания является ощущение. Источник же ощущений заключается в  самом мире, природе.

13Диалектико-материалистическая  философия марксизма

Карл Маркс (1818-1883) - создатель диалектико-материалистической философии (совместно с Ф. Энгельсом) - основоположник марксизма, философского, экономического и политического учения.

К. Маркс решает традиционную для европейской мысли  проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность  на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г.В.Ф. Гегелем. У него движущая сила - не дух, а материя.

К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное – не демиург всего, а «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему  миру, главное звено которого - материальное производство. Материя при подобной интерпретации - не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична.

По К. Марксу, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. В социально-философском плане  К. Маркс продолжал традиции Просвещения  и Г.В.Ф. Гегеля, верил в науку  и прогресс, рассматривая развитие общества как естественный исторический процесс смены общественно-экономических  традиций.

В разработку философской концепции внес вклад Фридрих Энгельс (1820-1895). Ф. Энгельс разрабатывал материалистическую концепцию бытия и концептуально оформлял («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). Уделял взимание сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим, осмыслению достижений естественно-научного знания.

Оба разработали  теорию прибавочной стоимости и  учение о коммунизме.

Материалистическое  понимание истории К. Маркса - исторический материализм – распространение  материализма на общественную жизнь, историю.

К. Маркс абсолютизировал  социальные антагонизмы, классовую  борьбу и насилие, отрицал возможность  прогрессивной эволюции общества.

14 Основные этапы  развития, направления и проблемы  русской философии.

Начальный период становления  русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской  философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных  фактора, под влиянием которых развивается  не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация общественной жизни.

В это время философия  отходит от схоластических образов  и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

– Феофан Прокопович;

– В.Н. Татищев;

– А.Д. Кантемир и др.

Первым, кто начал самостоятельное  философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные  в понимании смысла и значения русской идеи:

– славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

– западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х  гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX –  первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

15 Историческая  роль России в учениях западников  и славянофилов.

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений  «западников» и славянофилов.

Видными представителями  западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западники хорошо усвоили  философские традиции современной  им западной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую  философию.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального»  исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации  и законсервировалась сама в себе.

Благо для России – освоить  западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ  жизни, а русский народ принципиально  отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка  против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву  западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

 

16Русская религиозно-идеалистическая  философия. В. Соловьев, Н. Бердяев

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"