Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка
1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
36Индивид, личность, индивидуальность. Единство биологического и социального в человеке. Проблема смысла жизни.
Понятия «индивид», «индивидуальность»,
«личность» нередко употребляются
как синонимы для описания человека.
Однако в них есть важные различия.
Эти понятия характеризуют
Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).
Уникальность каждого человека - факт первостепенной философско-мировоззренческой важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов гуманизма.
Включенность человека сразу
в два мира - в мир общества
и в мир органической природы
- порождает немало проблем, как касающихся
актуального существования
Представление о смысле жизни
зависит от мировоззренческих установок.
Он изменяется от человека к человеку,
от ситуации к ситуации. Таким образом,
объективный смысл жизни
37Мораль как форма общественного сознания и нравственность.
Человек — существо общественное.
Потому непременным условием «допуска»
в жизнь общества является процесс
социализации индивида, т. е. освоения
им специфически человеческого образа
жизни, основных ценностей материальной
и духовной культуры. А во-вторых,
потому, что современное индустриальное
общество опирается на широчайшее разделение
труда (материального и духовного),
порождающего теснейшую взаимозависимость
людей. Ведь самое обычное, нормальное
существование каждого из нас
оказывается зависимым от того, как
сотни и тысячи совершенно незнакомых
нам людей (производителей товаров,
их продавцов, транспортников, учителей,
врачей, военных и т. д.) выполняют
свою обычную, рутинную работу.
Таким образом, можно сказать, что сам
способ человеческого существования необходимо
порождает потребность людей друг в друге.
Возникающая в этом случав общественная
связь индивидов невольно заключает в
себе их априорное (доопытное) доверие,
благожелательность, сочувствие друг
другу — ведь без этого изначального доверия
к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам,
правителям и т. д.) никакая общественная
жизнь невозможна. Вот эта-то общественная
связь и взаимозависимость людей, возникающая
из простого факта их совместной жизни,
и являются объективной основой морали
— ведущего духовного регулятора жизни
общества.
Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему
норм, правил, оценок, регулирующих общение
и поведение людей в целях достижения
единства общественных и личных интересов.
В моральном сознании выражен некий стереотип,
шаблон, алгоритм поведения человека,
признаваемый обществом как оптимальный
на данный исторический момент. Существование
морали можно интерпретировать как признание
обществом простого факта, что жизнь и
интересы отдельного человека гарантированы
только в том случае, если обеспечено прочное
единство общества в целом.
Разумеется, совершая моральный или аморальный
поступок, индивид редко задумывается
об «обществе в целом». Но в моральных
установлениях как готовых шаблонах поведения
общественные интересы уже предусмотрены.
Конечно, не следует думать, что эти интересы
кем-то сознательно просчитываются и затем
оформляются в моральные кодексы. Нормы
и правила морали формируются естественно-историческим
путем, по большей части стихийно. Они
возникают из многолетней массовой житейской
практики поведения людей.
Моральные требования к индивиду в нравственном
сознании принимают самые разнообразные
формы: это могут быть прямые нормы поведения
(«не лги», «почитай старших» и т. д.), различные
моральные ценности (справедливость, гуманизм,
честность, скромность и т. д.), ценностные
ориентации, а также морально-психологические
механизмы самоконтроля личности (долг,
совесть). Все это элементы структуры нравственного
сознания, обладающего целым рядом особенностей.
Среди них стоит отметить: всеобъемлющий
характер морали, ее внеинституциональность,
императивность.
38Эстетическая форма общественного сознания. Социальная роль искусства.
ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих формах: литература, изобразительные техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.
Искусство не только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупности оказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.
Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.
Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которого нравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.
39Происхождение, структура и функции религии
Религия - форма мировоззрения,
в основе которой лежит вера в существование
трансцендентных сил, и признающая за
ними главенствующую роль в мироздании
и жизни человека. Основными элементами
религии являются культовая система и
вероучение. Религия как форма мировоззрения
носит духовно-практический характер.
Религия - сложное явление, в рамках которого
формируются нравственно-этические идеалы
и представления, которые помогали развитию
духовности человека, способствовали
формированию общечеловеческих ценностей.
В религиозном сознании, как и в мифологии,
духовно-практическое освоение мира осуществляется
через его раздвоение на священный и повседневный,
"земной". Символизм мифа заменяется
сложной, утонченной системой образов
и смыслов, в которой существенную роль
начинают играть теоретические, понятийные
построения. Важнейший принцип построения
мировых религий — монотеизм. Вторая качественно
новая черта — глубокая духовно-этическая
нагруженность религиозного мировосприятия.
Новая трактовку природы человека как
существа, с одной стороны, "греховного",
погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного
по образу и подобию Создателя. Главным
способом усвоения религиозного мировоззрения
выступает вера, воспринимаемая от предшествующих
поколений во всем исторически-культурном
контексте и опирающаяся на личный опыт
человека. А практика культовых действий
располагает механизмами подкрепления
и формирования этой веры применительно
к особенностям обыденного сознания. На
уровне теоретического сознания, теологии
совершается процесс систематизации и
обновления мировоззрения в соответствии
с происходящими изменениями как в самой
жизни, так и в области знаний и развития
культуры в целом. В содержании различных
религиозных мировоззрений имеется ряд
повторяющихся фундаментальных идей:
творения мира Богом (креационизм), предопределения
Богом происходящих в мире событий (провиденциализм),
целесообразности мирового устройства
(телеология), души как особой сущности
в человеке, связи человека и Бога, воскресения
и посмертного существования
Религиозная доктрина не терпит критики.
Любая религия предлагает человеку идеалы
и сопровождается обрядами и ритуалами
(конкретными действиями).
Каждое развитое религиозное учение содержит
отпечатки выраженной системности.
Религиозное мировоззрение также характеризуется
следующими чертами:
40 Концепции общественного
развития: формационная и
Термин «формация» Карл Маркс
заимствовал из геологии, где формациями
называются пласты горных пород, у Маркса
это - пласты истории человеческого
общества. Экономические формации следуют
друг за другом в строго определенной
хронологической
В структуру формации входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.
Концепция цивилизационного развития представлена несколькими теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно которой нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.
Теории индустриального и постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер) Концепция постиндустриального об-ва. Согласно этой концепции НТР делает излишней социальную революцию. Против “одностороннего детерминизма” - развитие об-ва к одному источнику. Монизм материалистического понимания истории. Правомерность марксистского анализа обществ, развития
только сквозь призму собственности и выделение феодализма, капитализма и социализма. Б. противопоставляет ему свою интерпретацию всемирной истории сквозь призму технологии и знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное об-ва). Постиндустриальное об-во, первоначально - технократическая утопия (Технократия), потом как новая стадия антагонистического об-ва, потом характерны переориентация экономики и культуры на культурные потребности, новый принцип управления (меритократия), позволяющий
устранить бюрократию и технократию (благодаря избранию на руководящие посты лиц в зависимости от их заслуг и способностей). Книге “Становление постиндустриального об-ва” (1973) Б. обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. Против идеи об-ва как целостной системы отношений.