Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка

Описание работы

1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

shpory_filosofia.docx

— 87.27 Кб (Скачать файл)

 

36Индивид, личность, индивидуальность. Единство биологического  и социального в человеке. Проблема  смысла жизни.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются  как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя  биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему  присущих качеств, которые позволяют  отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального  и культурного опыта данного  общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих ныне человеческих индивидов является уникальным, единственным, ибо неповторим набор генов, получаемых им от родителей (исключение составляют однояйцевые близнецы, наследующие  идентичный генотип). Эта неповторимость усиливается в результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе индивидуального развития человека, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом (даже однояйцевые близнецы по мере взросления становятся в чем-то отличными друг от друга).

Уникальность каждого  человека - факт первостепенной философско-мировоззренческой  важности. Признание бесконечного многообразия рода человеческого, а следовательно, и бесконечного разнообразия способностей и дарований, которыми могут обладать люди, есть один из основополагающих принципов  гуманизма.

Включенность человека сразу  в два мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением  самой природы человека. Из числа  последних рассмотрим две, которые  можно считать ключевыми.

Представление о смысле жизни  зависит от мировоззренческих установок. Он изменяется от человека к человеку, от ситуации к ситуации. Таким образом, объективный смысл жизни зависит  от того пласта реальности (контекста), в котором эта жизнь рассматривается. Бесполезно искать единственный, «самый правильный», смысл жизни: он зависит  от уровня рассмотрения, имеется многоступенчатая иерархия смыслов. Стремление придать  жизни смысл послужило одной  из главных причин возникновения  религии и предшествовавших ей верований, в том числе изложенных в легендах и мифах. По мере развития цивилизации  представления о высших смыслах  существования человечества сильно изменяются. 

37Мораль как  форма общественного сознания  и нравственность.

 

Человек — существо общественное. Потому непременным условием «допуска»  в жизнь общества является процесс  социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость  людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас  оказывается зависимым от того, как  сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют  свою обычную, рутинную работу. 
 
Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества.  
 
Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.  
 
Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены. Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей.  
 
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность. 

38Эстетическая  форма общественного сознания. Социальная  роль искусства.

ИСКУССТВО – это художественное творчество в целом, во всех своих  формах: литература, изобразительные  техники, музыка, архитектура, танец, театр, кино и т.д.

Искусство не только приобщает человека к духовным переживаниям и формирует его взгляды на эстетические ценности, но и развивает эстетический вкус, пробуждает высокие чувства, развивает творческие способности. Всё это в совокупности оказывает прямое воздействие на формирование эстетического сознания и эстетического идеала в его структуре.

Поскольку искусство обладает возможностью с огромной силой воздействовать на личность эмоционально и интеллектуально, то важнейшей функцией искусства является воспитательная, призванная обогащать духовный мир человека и формировать в нём идеалы высокой нравственности.

Таким образом, можно говорить о непосредственном взаимодействии эстетического сознания и этического сознания, в процессе которого нравственное сознание участвует в формировании эстетических идеалов, а эстетические идеалы формируют нравственное сознание общества.

 

39Происхождение,  структура и функции религии

Религия - форма мировоззрения, в основе которой лежит вера в существование трансцендентных сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Основными элементами религии являются культовая система и вероучение. Религия как форма мировоззрения носит духовно-практический характер. Религия - сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей. 
 
В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный и повседневный, "земной". Символизм мифа заменяется сложной, утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий — монотеизм. Вторая качественно новая черта — глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Новая трактовку природы человека как существа, с одной стороны, "греховного", погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования  
 
Религиозная доктрина не терпит критики. Любая религия предлагает человеку идеалы и сопровождается обрядами и ритуалами (конкретными действиями).  
 
Каждое развитое религиозное учение содержит отпечатки выраженной системности.  
 
Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами:  

  •  
    символизм (каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление Божественной воли), через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами, 
  •  
    носит ценностный характер отношения к действительности (действительность - это пространственно-временная протяженность борьбы добра со злом), 
  •  
    время также связано со Священной историей (время до и после Рождества Христова),
  •  
    откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога. 

 

40 Концепции общественного  развития: формационная и цивилизационная,  учение о постиндустриальном  и информационном обществе.

Термин «формация» Карл Маркс  заимствовал из геологии, где формациями называются пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого  общества. Экономические формации следуют  друг за другом в строго определенной хронологической последовательности, которая обусловлена характером развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая  и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от одной  формации к другой совершается через  социальную революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутреннюю логику мировой истории, определяемой степенью овладения человеком силами природы. В основе формационной теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения  человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в  итоге к общественному строю, построенному на началах равенства  и справедливости.

В структуру формации входят не только экономические, но и все  социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определенные формы быта, семьи, образа жизни.

Концепция цивилизационного развития представлена несколькими  теориями: теорией общественной типологии  Н.Я. Данилевского, согласно которой  нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивидуальный, замкнутый  характер развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей  цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими  ей признаками - распространением индустрии  и техники, деградацией искусства  и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и  др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из которых есть. живой и сугубо индивидуальный общественный организм, проходящий один и тот  же, неизменный жизненный цикл, от рождения до смерти. Все цивилизационные концепции - не линейные, а циклические, и все  они покоятся на далеко идущей аналогии законов истории общества с законами биологической эволюции.

Теории индустриального  и постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер) Концепция постиндустриального об-ва. Согласно этой концепции НТР делает излишней социальную революцию. Против “одностороннего детерминизма” - развитие об-ва к одному источнику. Монизм материалистического понимания истории. Правомерность марксистского анализа обществ, развития

только сквозь призму собственности  и выделение феодализма, капитализма  и социализма. Б. противопоставляет  ему свою интерпретацию всемирной  истории сквозь призму технологии и  знания (доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное об-ва). Постиндустриальное об-во, первоначально - технократическая утопия (Технократия), потом как новая стадия антагонистического об-ва, потом характерны переориентация экономики и культуры на культурные потребности, новый принцип управления (меритократия), позволяющий

устранить бюрократию и технократию (благодаря избранию на руководящие  посты лиц в зависимости от их заслуг и способностей). Книге  “Становление постиндустриального  об-ва” (1973) Б. обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. Против идеи об-ва как целостной системы отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"