Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка
1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
23 Философское
понятие материи. Системно-
Понятие материи служит для
обозначения объективной
Системно-структурная
Этот тип организации может быть описан с помощью следующих философских категорий: «система», «элемент», «структура», «часть», «целое». В этих категориях отображается взаимосвязность и взаимовлияние частей материального мира. Категория «система» отображает отграниченное множество взаимодействующих элементов, обусловливающих ее организацию. Системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые системы не имеют обменных процессов со средой, изменяются в сторону прогрессирующего внутреннего хаоса, что ведет к дезинтеграции и гибели системы. Такого рода системы являются скорее абстракцией и чаще используются применительно к физическим объектам в качестве модели. Для открытых систем характерны целостность и взаимозависимость входящих в нее элементов, их иерархическая организация, саморегуляция и корреляция состояний системы со стороны меняющейся внешней среды, наличие обменных процессов (вещественных, энергетических, информационных, - обусловливающих устойчивость и развитие систем), способность к гомеостазу с учетом наличия обратных связей системы как положительных, так и отрицательных. Такими системами являются природные и социальные системы. Системы: суммативные (св-ва сист = сумма св-в элем-в), целостные (св-ва сист >сумма св-в элем-в) Парной категории «система» является понятие «элемент». Элемент как таковой, вне системы не существует. Вне системы он является самостоятельным материальным образованием. Элементы в системе в процессе ее развития образуют определенные относительно самостоятельные группы, называемые подсистемами. Подсистемы входят в систему как ее части. Часть обозначает и компоненты системы, и их взаимодействие между собой, и свойственные им отношения и связи. Категория «элемент» применима лишь к компонентам, находящимся в определенной взаимосвязи и образующим в результате этого целостную систему. Категории «часть» и «элемент» совпадают по смыслу при рассмотрении простой системы. Способом связи элементов системы является структура. Она расчленяет целостный объект на части, но в то же время связывает их в одно целое, превращая части в элементы системы. Таким образом, структура, по сути, есть строение системы и вне системы не существует. Категория «организация» В основе современных научных представлений о материи лежит идея ее сложной системно-структурной организации. Однако при этом наука выделяет такие сферы реальности, как неживая, живая и социальная материя. Каждая из них структурирована
достаточно сложным образом и
включает различные уровни организации,
которые следует рассматривать
как виды материи. Так, виды неживой
материипредставляют: |
24 Философская проблема сознания. Формирование сознания, его структура, функции.
Существуют различные историко – философские проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.
В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.
В культуре христианства под
сознанием понимали прежде всего
знание о собственном духовном опыте.
В его содержании включены инстинкты
и страсти, рефлексы и рассуждения,
и наконец, слияние с Богом. Сознание
– это центр между первым и
вторым, т. е. это способность воспроизвести
переживания, поднявшись до уровня Бога
и свидетельства о ничтожности
человека. – геоцентрическое
В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царём природы, опираясь на свой Разум. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира. Человек своей деятельностью творит мир. Сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т. е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т. е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так как сознание тождественно предметному миру.
В настоящее время под
сознанием понимают высшую форму
отражения действительного
25 Познание как предмет философского анализа, его формы и методы
В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
гностицизм;
агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
идеалисты считают познание
материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма ибазируется на следующих принципах:
диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;
историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;
практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;
активности творческого отображения действительности;
конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.
Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое
за свою историю накопило громадный
объем материальной и духовной культуры
— носителей результатов
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное
отражение познающим субъектом
окружающей действительности, искаженный,
не соответствующий
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
26 Учение об истине. Проблема истины в философии и науке.
Большинство проблем философской
теории познания так или иначе
концентрируются вокруг проблемы истины,
конкретизируют и дополняют ее. Часто
истину отождествляют с сущностью.
Истина является также важнейшим
мировоззренческим понятием, находясь
в одном ряду с понятиями Добро,
Красота, справедливость. смысл жизни.
Проблема истины достаточно сложна. Вспомним
атомистическую концепцию Демокрита:
«Все тела состоят из атомов, атомы неделимы».
Она была бесспорной на протяжении почти
двух с половиной тысячелетий. Теперь
она предстает не как истина, а как заблуждение.
Но, скорее всего, таким же заблуждением
является значительная часть существующих
ныне научных теорий, которые могут быть
опровергнуты с течением времени. В силу
подобных коллизий в истории философии
сложились несколько пониманий, способов
толкования истины.
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
27 Структура научного знания, научная картина мира, рост научного знания, типы рациональности
научное познание, как все формы духовного производства, в конечном счете, необходимы для того, чтобы регулировать человеческую деятельность. Различные виды познания по разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания. Деятельность может быть рассмотрена как сложно организованная сеть различных актов преобразования объектов, когда продукты одной деятельности переходят в другую и становятся ее компонентами. Предметная структура деятельности - взаимодействие средств с предметом деятельности и превращение его в продукт благодаря осуществлению определенных операций. Субъектная структура включает субъект деятельности , осуществляющего целенаправленные действия и использующего для этих целей определенные средства деятельности. С одной стороны средства могут быть представленны в качестве скуственных органов чеовеческой деятельности, с другой, они могут расматриваться в качестве естественных объектов , которые взаимодействуют с другими объектами. Деятельность всегда регулируется определенными ценностями и целями. Ценность отвечает на вопрос “ Для чего нужна та или иная деятельность” Цель на вопрос “ что должно быть получено в деятельности?” Мы имеем дело с предметной стороной изменения человеком природы , когда в функции предметной деятельности выступают фрагенты природы, а если в функции ее предметов выступают люди и свойства то мы имеем дело с предметной стороной практики , направленной на изменение социальных объектов.. Человек сэтой точки зрения может выступать и как субъект и как объект практического действия материальных предметов. Соединяя идеальные объекты с соответствующими операциями их преобразования, ранняя наука строила таким путем схему тех изменений, которые могли быть осуществлены в производстве данной конкретной исторической эпохи (прибавление в математике др. Египта). Знания уже не формулируются только как предписания для наличной практики, они выступают как знания об объектах реальности “самой по себе”, и на их основе вырабатывается рецептура будущего практического изменения объектов. Поскольку научное познание ориентируется на поиск предметных структур, которые не могут быть выявлены в обыденной практике и производственной деятельности, оно уже не может развиваться, опираясь только на эти формы практики. Возникает потребность в осбой форме практике – эксперементе.
28История общества,
взаимодействие природы и
Человеческое общество —
это часть природы. В организме
любого человека протекают природные
химические, биологические и другие
процессы.
Обычно происходящие в обществе природные
процессы имеют социальную форму, а природные,
прежде всего биологические, закономерности
выступают как биосоциальные, которые
выражают взаимные влияния биологического
и социального начал в развитии общества.
Роль природы в жизни общества всегда
была большой, потому что она выступает
в качестве естественной основы его существования
и развития. Почти все свои потребности
человек удовлетворяет за счет природы,
прежде всего внешней природной среды.
Развитие каждого общества, всего человечества
включено в процесс развития природы,
в постоянное взаимодействие с ней, в конечном
счете — в существование Вселенной.
Природа является объектом внимания философов
и философского осмысления на протяжении
всей истории философии.
Философские вопросы по отношению к природе:
— взаимодействие природных (материальных)
и духовных начал в развитии человека
и общества;
— отношение природы и человеческой культуры;
— как изменяется характер взаимодействия
общества и природы на разных этапах исторического
развития человека;
— каков характер взаимодействия общества
и природы в современную эпоху.
Органическая связь с природой является
фундаментальной закономерностью развития
общества. Ее можно увидеть не только в
области удовлетворения потребностей
людей, но и в функционировании общественного
производства, в конечном счете — в развитии
всей материальной и духовной культуры.
И понятно, что вне взаимодействия с природой
общество существовать и развиваться
не может.
Наличие у человека не только природных,
но и социальных свойств, прежде всего
способности мыслить и осуществлять сознательную
трудовую и иную деятельность, качественно
отличает его от других природных существ
и заставляет воспринимать его и общество
в целом как специфическую часть природы.
Природа является естественной средой
и предпосылкой существования и развития
общества. Кес-тественной среде относятся
земной ландшафт: горы; равнины; поля; леса;
реки; озера; моря; океаны и т. д.
Земной ландшафт составляет так называемую
географическую среду жизни людей. Однако
естественная среда не ограничивается
этим, в нее входят также:
— недра земли;
— атмосфера;
— космос.
Конечно, природа, не исключая и географическую
среду, оказывает то или иное влияние на
экономическое, политическое и духовное
развитие общества. Но более сильное влияние
на них оказывает практическая деятельность
человека, которая направляется его потребностями,
интересами, целями и идеалами.
За последнее столетие сильно повысилась
степень воздействия общества на природу
в связи с бурным развитием науки и техники.
Среда обитания людей в самом широком
понимании становится средой активного
воздействия разума — ноосферой. Вследствие
чего биосфера как сфера живой природы,
которая включает в себя и человеческое
общество, под его воздействием превращается
в ноосферу, пределы которой многократно
расширяются и определяются каждый раз
пределами проникновения в природу человеческого
разума.