Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка

Описание работы

1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Файлы: 1 файл

shpory_filosofia.docx

— 87.27 Кб (Скачать файл)

Основы русской религиозной  философии заложил B.C. Соловьев (1853-1900 гг.), крупнейший русский философ. Он попытался создать целостную  мировоззренческую систему, которая  связала бы воедино запросы религиозной  и социальной жизни человека. Основой  такого мировоззрения, по замыслу Соловьева, должно стать христианство. Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Он попытался включить в  христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, истории  и философии, создать синтез религии  и науки. 
Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог.

Мир несовершенен, он лишь идет к совершенству. 
Нравственный смысл личности, являющийся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя к Абсолюту. Истинный предмет любви - это Вечная Женственность, личный образ всеединства. 
Другим видным представителем этого направления является ;Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.). Главной идеей его творчества была антропозиция, т.е. оправдание человека в творчестве и через творчество. Оно упраздняет откровение Ветхого Завета и возвещает о наступлении "творческой религиозной эпохи". Однако, по Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за пределами мировой данности. Творчество создает особый мир, оно уподобляет человека Богу-Творцу. 
Человек есть экзистенциальный центр мира, наделенный страшной и последней свободой. Однако свобода не выводима из бытия, она существует до бытия, она "вкоренена" в небытие, в ничто. Человек есть дитя Божие и дитя несотворенной свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является источником зла. Свобода отделена от Бога и человека. Поскольку творчество также проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьего откровения". 

17Русский космизм  (Н. Федоров, К. Циолковский,  В. Вернадский, Л. Чижевский).

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской  мысли конца XIX - начала XX века является космическая философия, или, как  ее чаще именуют, русский космизм. Русский  космизм - есть учение о неразрывном  единстве человека и космоса, о космической  природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса.

в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры  на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное  учение. Бурное развитие науки и  естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных  отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве, а также значительно продвинуться в биофизике и биокосмике. Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается отцом русского космизма. По сути, вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешение мертвых. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем он полагал, что надо вернуть жизнь и предшествующим поколениям. Он считал, что надо установить господство над природой и тогда челочество будет в состоянии победить и смерть. Человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится богом. Несмотря на то, что Федоров был глубоко религиозным человеком, а считал что воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть самого человека.Космизм Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых - естествоиспытателей, как Циолковский, Чижевский, Вернадский.

Основанием своей "естественной философии" Циолковский считал "познание Вселенной", а также "отречение  от рутины, которую дает современная  наука". Как подчеркивал сам  ученый "наука, наблюдение, опыт и  математика были основой моей философии". Циолковский разрабатывал собственную "космическую философию" (монизм", противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой - "пессимистическому" материализму, игнорирующему вопросы  о вселенских целях жизниЦиолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не являются единственным во вселенной, так как она безгранична. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи.

Выдающийся ученый - естествоиспытатель Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) - был основоположником гелиобиологии, науки о Солнце и его влиянии  на земные процессы. Он на богатом фактическом  материале доказывает существование  природных и космических ритмов, зависимость биологической и  общественной жизни на Земле от Пульса Космоса. Особое место занимает утверждение  Чижевского о том, что Солнце существенно  влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и социальные. Войны, бунты, революции во многом определяются поведением нашего светила.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) - русский естествоиспытатель и мыслитель. По новому подошел и  развил понятие "биосфера" и "ноосфера". Биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической жизнью. С  появлением человека разумного и  развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в  ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество овладевая законами природы и  развивая технику, все более преобразует  природу соответственно своим потребностям и поэтому ноосфера имеет тенденцию  к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в Космос и проникновение  в глубины планеты. 

18Материалистические  идеи в русской философии XIX-XX вв. (Г. Плеханов, В. Ленин).

Крупнейший знаток  и  теоретик  марксизма  —  Г.В.  Плеханов  (1856—1918)  — посвятил большинство своих трудов  историко-философскому,  гносеологическому и   социологическому   аспектам   материалистического   понимания   истории, справедливо  полагая,   что   именно   в   этом   теоретическом   построении сосредоточено  центральное  ядро  марксистского  учения  в  целом.  Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В.  И.  Ленин  и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая  на единстве  «трех  составных  частей»   марксизма   (философии,   политической экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с  тем,  что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъема, а  в период спада революционного движения, когда  перепроверки  требуют  коренные мировоззренческие  принципы,  па  которые  опирается  революционная  партия.

Именно в эти годы, последовавшие  после поражения первой  русской  революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.).  В  отличие от Плеханова, выступавшего в основном  но  социально-историческим  проблемам марксистской теории, Ленин в своем главном  философском  сочинении  в  центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями  в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы,  весьма  отдаленной  от политики  и  социальных  отношений  сфере  культуры  Ленин  требует   видеть столкновение  партийных,  классовых  интересов,  оценивая  любые  проявления идеалистической и  религиозной  мысли  как  выражение  идеологической,  а  в конечном счете — политической реакции.

 

19Основные направления,  проблемы и идеи философии  XX века. Позитивизм и его формы.

 

Позитивизм зарождается  в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст  Конт. Он сформулировал основную мысль: все достоверные (позитивные) знания даются конкретными науками. Единственная задача философии – анализ самого процесса познания. Он решал эту  проблему так: пытался выделить основные стадии исторического развития мышления, полагая, что это была сначала  религиозная стадия, затем стадия метафизическая с умозрительными попытками  находить причины сущего; затем научная  стадия. Причем научное мышление отличается от метафизического тем, что наука  строго придерживается фактов и старается  точно описать их взаимосвязь. Вопросы  же об общем характере бытия не являются предметом науки. Во 2-й  половине 19 века позитивизму симпатизировало  большое количество ученых. В 20 веке это направление получает название логического позитивизма (неопозитивизма).  
Неопозитивизм 
Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн, Р. Карнат (“Венский кружок”) 
Неопозитивизм выдвинул программу анализа научного знания с целью очистить науку от вненаучных и философских допущений.  

20 Иррационализм  как направление в философии  (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд).

 

Иррационализм как направление  в философии: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд

Иррационализм (т.е. не разумный, находящийся за пределами разума) – есть учение, которое считает, что главными источниками познания мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувства, любовь. А разум  лишь затем обрабатывает полученные в результате этого познания данные.

Иррационализм появился в 19 веке в противовес рационализму, пытавшему  все объяснить на основе разума. Позднее на этой базе стала формироваться  группа учений так называемой называемой «философии жизни».

Среди ее видных представителей - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд, О.Шпенглер, Ф.Шлегель и др.

Основы теории «философии жизни»:

Онтология:

- в основе развития  мира и человека лежит не  рациональное основание, а иррациональная  реальность – жизнь как творческая  эволюция, поток, порыв, длительность, в котором неразделимы материя  и сознание, сознательное и бессознательное,  логика и интуиция.

Этот поток жизни необъясним в рамках рационализма и позитивизма.

Жизнь это процесс, свободное, стихийное и интенсивное творчество, не поддающееся научному анализу.

Гносеология:

Главное в жизни не материя, а дух. Поэтому вместо логики и  рационального познания следует  опираться на интуицию, чувства, переживания.

 

 

 

21 Экзистенциальная  философия.

Existentia по-латински означает “существование”. Первым назвал свою философию “экзистенциальной” датский писатель Сёрен Кьйркегор (1813-55).

Философы-экзистенциалисты хотят понять человеческое существование  и отдельные его “феномены” –  смерть, страх, заботу, скуку и др., в их абсолютной уникальности. Разум  для этого не годится. Он способен понимать лишь повторяющееся, типичное. Крупной сетью всеобщих понятий, которыми оперирует разум, нельзя уловить то своеобразное и неповторимое, что образует существо человеческой личности, ее экзистенцию.

Разум всюду ищет причины  и следствия, он объясняет вещи, между тем экзистенцию нельзя объяснить – ее можно лишь описать. И вот Мартин Хбйдеггер (1889-1976), самый глубокий мыслитель-экзистенциалист XX века, всю жизнь придумывает специальный философский язык для описания подлинного бытия человеческого “я”.

Но лучше, адекватнее всего  понять экзистенцию позволяет художественный образ. Поэтов и художников Хайдеггер именует «хранителями бытия». Ведь образы искусства, в отличие от научных понятий, описывают не личность вообще, а всегда ту или иную конкретную личность. Такой образ позволяет в совершенстве передать уникальный внутренний мир личности.

Экзистенциальную философию  отличают настроение высокой тревожности, иногда и трагичности. Начало философии  не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию как inter-esse (бытие-между). Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром.

Внешний, предметный мир эта  философия рассматривает как  “отчуждённое бытие” человеческой экзистенции. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию. Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. О подлинном же, экзистенциальном бытии  человеку напоминают внеразумные эмоциональные состояния – безотчетный и беспричинный “страх” (Кьеркегор, Хайдеггер), “тревога” и “тошнота” (Жан-Поль Сартр), “скука” (Альбер Камю).

 

22 Проблема бытия  в философии. Структура бытия.

 

 

 Проблема бытия – важнейшая  проблема философии. Антология –  учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась  у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой. 

      Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

  • Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).
  • Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.
  • Есть только небытие (Чанышев).

Можно выделить следующие  основные формы бытия:

  • вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
  • человека — подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
  • духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
  • социальное, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"