Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка
1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
Основы русской религиозной
философии заложил B.C. Соловьев (1853-1900
гг.), крупнейший русский философ. Он
попытался создать целостную
мировоззренческую систему, которая
связала бы воедино запросы религиозной
и социальной жизни человека. Основой
такого мировоззрения, по замыслу Соловьева,
должно стать христианство. Соловьев
выступал за объединение всех христианских
конфессий. Он попытался включить в
христианское мировоззрение новейшие
достижения естествознания, истории
и философии, создать синтез религии
и науки.
Предельно высшим единством сущего, по
Соловьеву, является Бог.
Мир несовершенен, он лишь идет
к совершенству.
Нравственный смысл личности, являющийся
связующим звеном между божественным
и природным мирами, реализуется в акте
любви к другому человеку, к природе, к
Богу. В сущности акт любви есть нравственный
поступок, которым человек приближает
себя к Абсолюту. Истинный предмет любви
- это Вечная Женственность, личный образ
всеединства.
Другим видным представителем этого направления
является ;Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.). Главной
идеей его творчества была антропозиция,
т.е. оправдание человека в творчестве
и через творчество. Оно упраздняет откровение
Ветхого Завета и возвещает о наступлении
"творческой религиозной эпохи".
Однако, по Бердяеву, нельзя ждать третьего
откровения, его должен совершить сам
человек, это будет делом его свободы и
творчества. Творчество само является
религией, его целью становится поиск
смысла, который всегда находится за пределами
мировой данности. Творчество создает
особый мир, оно уподобляет человека Богу-Творцу.
Человек есть экзистенциальный центр
мира, наделенный страшной и последней
свободой. Однако свобода не выводима
из бытия, она существует до бытия, она
"вкоренена" в небытие, в ничто. Человек
есть дитя Божие и дитя несотворенной
свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен
над бытием, но не обладает никакой властью
над небытием, над несотворенной свободой.
Эта бездна первичной свободы, изначально
предшествующей Богу, является источником
зла. Свобода отделена от Бога и человека.
Поскольку творчество также проистекает
из свободы, то противоборство зла и творчества
составляет сущность новой религиозной
эпохи - эпохи "третьего откровения".
17Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, Л. Чижевский).
Одним из наиболее оригинальных
направлений в русской
в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве, а также значительно продвинуться в биофизике и биокосмике. Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается отцом русского космизма. По сути, вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешение мертвых. По мысли Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Причем он полагал, что надо вернуть жизнь и предшествующим поколениям. Он считал, что надо установить господство над природой и тогда челочество будет в состоянии победить и смерть. Человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится богом. Несмотря на то, что Федоров был глубоко религиозным человеком, а считал что воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть самого человека.Космизм Федорова оказал сильное влияние на творчество других представителей русского космизма, в том числе таких выдающихся ученых - естествоиспытателей, как Циолковский, Чижевский, Вернадский.
Основанием своей "естественной философии" Циолковский считал "познание Вселенной", а также "отречение от рутины, которую дает современная наука". Как подчеркивал сам ученый "наука, наблюдение, опыт и математика были основой моей философии". Циолковский разрабатывал собственную "космическую философию" (монизм", противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой - "пессимистическому" материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизниЦиолковский полагает, что жизнь и разум на Земле не являются единственным во вселенной, так как она безгранична. Возводя в абсолют идею постоянного совершенствования материи.
Выдающийся ученый - естествоиспытатель
Александр Леонидович Чижевский (1897-1964)
- был основоположником гелиобиологии,
науки о Солнце и его влиянии
на земные процессы. Он на богатом фактическом
материале доказывает существование
природных и космических
Вернадский Владимир Иванович
(1863-1945) - русский естествоиспытатель
и мыслитель. По новому подошел и
развил понятие "биосфера" и "ноосфера".
Биосфера, по Вернадскому, земная оболочка,
охваченная биологической жизнью. С
появлением человека разумного и
развитием человеческого
18Материалистические
идеи в русской философии XIX-
Крупнейший знаток и теоретик марксизма — Г.В. Плеханов (1856—1918) — посвятил большинство своих трудов историко-философскому, гносеологическому и социологическому аспектам материалистического понимания истории, справедливо полагая, что именно в этом теоретическом построении сосредоточено центральное ядро марксистского учения в целом. Вслед за Плехановым с критикой идей народничества выступили В. И. Ленин и «легальные марксисты» (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк). Настаивая на единстве «трех составных частей» марксизма (философии, политической экономии и социально-политической теории), Ленин считал, вместе с тем, что философские проблемы приобретают особую актуальность не в годы подъема, а в период спада революционного движения, когда перепроверки требуют коренные мировоззренческие принципы, па которые опирается революционная партия.
Именно в эти годы, последовавшие после поражения первой русской революции, выходит книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). В отличие от Плеханова, выступавшего в основном но социально-историческим проблемам марксистской теории, Ленин в своем главном философском сочинении в центр внимания поставил проблемы теории познания, связав их с новыми открытиями в области естествознания. Но даже в этой, казалось бы, весьма отдаленной от политики и социальных отношений сфере культуры Ленин требует видеть столкновение партийных, классовых интересов, оценивая любые проявления идеалистической и религиозной мысли как выражение идеологической, а в конечном счете — политической реакции.
19Основные направления, проблемы и идеи философии XX века. Позитивизм и его формы.
Позитивизм зарождается
в 30-е гг. 19 века. Основоположник Огюст
Конт. Он сформулировал основную мысль:
все достоверные (позитивные) знания
даются конкретными науками. Единственная
задача философии – анализ самого
процесса познания. Он решал эту
проблему так: пытался выделить основные
стадии исторического развития мышления,
полагая, что это была сначала
религиозная стадия, затем стадия
метафизическая с умозрительными попытками
находить причины сущего; затем научная
стадия. Причем научное мышление отличается
от метафизического тем, что наука
строго придерживается фактов и старается
точно описать их взаимосвязь. Вопросы
же об общем характере бытия не
являются предметом науки. Во 2-й
половине 19 века позитивизму симпатизировало
большое количество ученых. В 20 веке
это направление получает название
логического позитивизма (неопозитивизма).
Неопозитивизм
Представители: Б. Рссел, Л. Витгенштейн,
Р. Карнат (“Венский кружок”)
Неопозитивизм выдвинул программу анализа
научного знания с целью очистить науку
от вненаучных и философских допущений.
20 Иррационализм как направление в философии (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд).
Иррационализм как направление в философии: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд
Иррационализм (т.е. не разумный, находящийся за пределами разума) – есть учение, которое считает, что главными источниками познания мира является не разум, а инстинкт, интуиция, чувства, любовь. А разум лишь затем обрабатывает полученные в результате этого познания данные.
Иррационализм появился в 19 веке в противовес рационализму, пытавшему все объяснить на основе разума. Позднее на этой базе стала формироваться группа учений так называемой называемой «философии жизни».
Среди ее видных представителей - А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд, О.Шпенглер, Ф.Шлегель и др.
Основы теории «философии жизни»:
Онтология:
- в основе развития
мира и человека лежит не
рациональное основание, а
Этот поток жизни необъясним в рамках рационализма и позитивизма.
Жизнь это процесс, свободное,
стихийное и интенсивное
Гносеология:
Главное в жизни не материя, а дух. Поэтому вместо логики и рационального познания следует опираться на интуицию, чувства, переживания.
21 Экзистенциальная философия.
Existentia по-латински означает “существование”. Первым назвал свою философию “экзистенциальной” датский писатель Сёрен Кьйркегор (1813-55).
Философы-экзистенциалисты хотят понять человеческое существование и отдельные его “феномены” – смерть, страх, заботу, скуку и др., в их абсолютной уникальности. Разум для этого не годится. Он способен понимать лишь повторяющееся, типичное. Крупной сетью всеобщих понятий, которыми оперирует разум, нельзя уловить то своеобразное и неповторимое, что образует существо человеческой личности, ее экзистенцию.
Разум всюду ищет причины и следствия, он объясняет вещи, между тем экзистенцию нельзя объяснить – ее можно лишь описать. И вот Мартин Хбйдеггер (1889-1976), самый глубокий мыслитель-экзистенциалист XX века, всю жизнь придумывает специальный философский язык для описания подлинного бытия человеческого “я”.
Но лучше, адекватнее всего понять экзистенцию позволяет художественный образ. Поэтов и художников Хайдеггер именует «хранителями бытия». Ведь образы искусства, в отличие от научных понятий, описывают не личность вообще, а всегда ту или иную конкретную личность. Такой образ позволяет в совершенстве передать уникальный внутренний мир личности.
Экзистенциальную философию отличают настроение высокой тревожности, иногда и трагичности. Начало философии не удивление, как учил Аристотель, а отчаяние, писал Кьеркегор. Он определял экзистенцию как inter-esse (бытие-между). Человеческое существование разорвано надвое, оно протекает в промежутке между бытием и ничто, Богом и внешним миром.
Внешний, предметный мир эта философия рассматривает как “отчуждённое бытие” человеческой экзистенции. Этот безличный мир, управляемый фатальными законами природы и истории, отрицает всякую свободу воли и стремится поглотить и растворить в себе экзистенцию. Здесь протекает повседневное существование индивидуума, для жизни в этом мире и предназначен разум. О подлинном же, экзистенциальном бытии человеку напоминают внеразумные эмоциональные состояния – безотчетный и беспричинный “страх” (Кьеркегор, Хайдеггер), “тревога” и “тошнота” (Жан-Поль Сартр), “скука” (Альбер Камю).
22 Проблема бытия в философии. Структура бытия.
Проблема бытия – важнейшая
проблема философии. Антология –
учение о бытии. Философия с глубокой
древности билась над этой проблемой.
Впервые категория бытия
Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:
Можно выделить следующие основные формы бытия: |
|