Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:25, шпаргалка
1возникновение философии, культурно-исторические предпосылки философии
Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.
Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.
Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.
29 Общество как саморазвивающаяся система, ее основные элементы. Социальная структура общества.
Общество состоит из сознательных существ, обладающих свободой выбора, и соответствующее поведение которых неоднозначно.
Внутренняя структура и динамика общественной жизни сложнее любых других живых систем, так как здесь в качестве субъектов выступают отдельные люди, группы, нации, классы, государство, культуры и т.д.
Общество – это исторический процесс, где все события индивидуальны и неповторимы
Возникает вопрос о наличии законов в общественном развитии.
Общество имеет два аспекта своей структуры: статический и динамический
Статическая структура
Духовная сфера (смысл, религия)
Политическая сфера (власть)
Социальная сфера (нация, сословия, классы)
Материальная сфера (экономика)
Динамическая структура предполагает выделение исторических эпох, меняющих друг друга. Здесь возникает вопрос о человеке как о едином целом или как цели отдельных культур и цивилизаций.
В любом современном обществе
функционируют социальные группы и
слои, а также национальные сообщества.
Они взаимосвязаны друг с другом.
Между ними существуют экономические,
социальные, политические и духовные
отношения, которые и образуют социальную
структуру общества.
К основным элементам социальной структуры
следует отнести классы, город-деревня,
физический -умственный труд, сословия
(соц группы, место которых в обществе
определяется не их положением в системе
соц-экономических отношений, а сложившимися
традициями и правовыми актами), соц-демографические
группы -молодежь, муж, женщ, тинэйджеры,
пенсионеры, национальные общности - нации,
этнические группы.
Почти все эти группы неоднородны по составу
и делятся на отдельные слои и группы собственными
интересами.
Определяющим элементом социальной сферы
в любом классовом обществе являются классы
- большие группы людей, различающиеся
по их месту в исторически определенной
системе общественного производства,
по их отношению к средствам производства,
по их роли общественной организации труда.
Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.
Различают философские подходы к изучению общества:
1. Материалистический (исходным
пунктом объяснение всех
2. Идеалистический (исходит
из духовных и социально –
политических процессов как
Философские учения в понимании общества отличны тем, что выступает исходной точкой анализа: отдельный человек или общество в целом. Например, марксизм исходит из того, что общество формирует и определяет сознание, культуру отдельных людей и динамику всей общественной жизни
Общество – это прежде
всего социальные связи, закрепленные
социальными институтами (религия,
армия, наука, образование и т.д.),
сложившаяся при прежних
Экзистенциализм исходит из отдельного человека, как обладающего свободой выбора и способного определить свою жизнь и жизнь общества
Трактовка общественных процессов обусловлена ценностями ученого, его свободой выбора, а также эпохой, культурной ситуации, в которой он живет
Согласно неокантианству, в природе действуют законы и поэтому ее можно объяснять, а в обществе действуют нормы и правила, которые устанавливает сам человек, которые меняются от эпохи к эпохе, которые можно только описывать.
Проблема соотношения фактов и теоретической схемы при исследовании человека.
Трактовка одних и тех же фактов, их оценка зависит от общей философ – теоретич. позиции, которая занимает тот или иной исследователь
30Экономическая
сфера жизни общества, ее специфика
и взаимосвязь с другими
Материальное производство сопровождается складыванием определенных производственных отношений между людьми.
Производство общественной
жизни есть постоянное воспроизведение
условий существования
Человеческий пот и
человеческий труд добывают для человека
средства удовлетворения его потребностей.
Можно сказать, что потребности
создали человека. Удовлетворяя их,
он превратился в существо, наделенное
разумом, способное творить вторую
природу, используя сырьевые ресурсы
первой. Потребность есть запрос личности,
социальной группы, нации, общества в
целом к объективной
Общественное производство
– это прежде всего реальное воздействие
человека на природу, в процессе которого
он создает необходимые вещи. В
своих усилиях человек
Экономическая сфера жизни общества – это материальная жизнь людей, их общественное бытие, заключающееся в производстве и потреблении материальных благ, а также те отношения, в которые люди вступают в процессе общественного производства – производственные отношения.
Материальное производство
есть процесс трудовой деятельности
людей, которые с помощью
Структуру способа производства
составляют производительные силы общества
и производственные отношения. Производительные
силы – это силы, участвующие
в осуществлении общественного
производства. Человек является одухотворяющим
началом всего процесса общественного
производства, впитавшего в себя опыт
всемирной истории
31Общественное сознание и его уровни. Общественная психология и идеология
Сознание - способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с предметами, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения.
Термин «общественное
сознание» характеризует и
В структуре общественного сознания обычно выделяются следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становится на его обыденно-психологическом уровне.
Обыденное сознание возникает
в процессе повседневной практики людей,
стихийно, как эмпирическое отражение
внешней стороны
Уровни общественного сознания по Егорову
А) Теоретический уровень
1.Научное мышление / Отражает природное и социальное бытие.
2.Идеология / Механизм поведения человека в обществе.
В) Эмпирический уровень
1.Массовое сознание / Реакция на действия государства.
2.Обыденное сознание / Обычаи
3.Общая психология / Оценка событий
32Политическая
сфера жизни общества, ее специфика
и взаимосвязь с другими
Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.
Структура политической системы:
– политическая организация общества, включающая в себя государство;
– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;
– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
33Правовая сфера
жизни общества. Понятие правового
государства. Неотчуждаемые
НЕОТЧУЖДАЕМЫЕ ПРАВА ЛИЧНОСТИ
- - комплекс принадлежащих человеку
от рождения прав и свобод, определяющий
его правоспособность и меру личной
автономии по отношению к действиям
других лиц или общественных институтов.
Н. п. л. в современной социально-
34Духовная сфера общества. Культура и цивилизация.
Понятие «Цивилизация» первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в рамках теории прогресса и употреблялось только в единственном числе. В частности, просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.
Кризис прогрессистских иллюзий просветителей, богатый этноисторический материал, полученный в «эпоху путешествий» и обнаруживший огромное разнообразие нравов и культур вне Европы, привели к тому, что в начале XIX в. возникла Этнографическая концепция цивилизаций, в основу которой было положено представление о том, что у каждого народа – своя цивилизация (Г. Жуффруа).
В целом во второй половине XVIII - начале XIX вв. утвердились Три подхода к пониманию цивилизации:
1) Унитарный (цивилизация - идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);
2) Стадиальный (цивилизация - этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
3) Локально-исторический (
В это время Ф. Гизо, заложивший основы этноисторической концепции цивилизаций, предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и реалиями культурно-исторического многообразия народов. Он считал, что, с одной стороны, существуют локальные цивилизации, а с другой - над ними есть еще и цивилизация как прогресс человеческого общества в целом.
35Человек как объект познания в истории философии
Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д.
Одной из важнейших философских
проблем, связанных с человеком,
является проблема соотношения природного
и социального в его |
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свой язык и речь, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных, увеличившее его силы в его отношениях с природой. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный — Homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития. |
Сложились две концепции о природе человека: |
|
Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде. |