Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 17:45, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения и его типы. Роль М. в соврем. Обществ. жизни.
М–это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. М–это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом.
Ф. как наука имеет большую
практическую значимость. Она помогает личности ясно
судить о том, что происходит вокруг в
природе, в обществе и в сознании людей.
Эти знания базируются на основаниях,
пришедших из глубины веков, из них состоит
фундамент современной науки. Ф. показывает
и сокращает путь к истине. Важным моментом
является еще то, что существование философии
возможно только в демократическом обществе,
так как философия всегда должна быть
свободна от влияния власти.
6. Основной вопрос Ф. и его историческое развитие. Материализм, идеализм, реализм и их основные формы.
Издавна философы пытались выделить в универсальной проблеме Ф. – «мир – человек» главную, так называемую ОВФ. И хотя многие фил-ие школы считают выделение такого вопроса некорректным, ОВФ формулировался неоднократно.
В Ф. России советского периода утвердилось положение, сформулированное Энгельсом: «Великий ОВ всей, в особенности новейшей Ф., есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Такой подход к формулировке ОВФ базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: существуют материальные явления и духовные – сознание, воля, мышление; каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность. «Двойственный» характер человеческой практики, удвоение человеком себя и своего мира в сознании является базисом в выделении в качестве основного – вопроса об отношении духовного к материальному.
ОВФ в марксистской литературе традиционно делится на подвопросы или стороны. Энгельс выделил две стороны: что является первичным, дух или природа, и познаваем ли мир. Современная марксистская Ф. признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках ОВФ подпроблем оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному.
Примером иного подхода к выделению ОВФ может служить позиция фран. Мыслителя А. Камю. Сосредоточив основное внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает вопрос: а стоит ли жить? Камю считал, что вопрос осмысле жизни является самым важным.
Близко к аодходу Камю понимание ОВФ Н.А. Бердяевым – проблема человека, его сущности, природы, предназначения.
Филос-ая проблематика, концентрируясь вокруг ОВФ не исчерпывается им. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн. мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности целостную картину мира.
Существуют различные классификации проблем Ф. Это: проблемы устройства мира, бытия, т.е. проблемы онтологии – существует ли субстанция бытия и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место в мире занимает человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т.п. Проблемы гносеологии – познаваем ли мир в принципе, безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты – истина, а не заблуждение. Проблемы аксиологии – что есть благо, какова природа ценностей, как они связаны между собой, как соотносятся ценности и факты реальности и т.п. Проблемы преобразовательной деятельности человека или проблемы праксиологии – способен ли человек преобразовать мир, где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов и т.п. Проблемы логики, политики, эстетики и др.
ОВФ делит филос-в на материалистов, признающих первичн. эл-том материю, сущ-ю вне и незав. от созн-я, а созн. - вторичным, произв. от материи (материальным могут быть натурально-вещественные предметы – дерево, металл, земля и т.д. или абстракция атома, мельчайшей неделимой клеточки мироздания, или абстрактная материя) и идеалистов, счит. что дух, созн-е предшеств. материи, материальное продукт духовного (идеи, сознания, воли, абсолюттного духа и т.п.).
Среди разновидностей материализма – метафизический М (17-18 вв)., вульгарный М., диалектический М. (тесно связан с наукой, опир. на ее полож-я и выводы).
2 разновид. идеализма: объ. и субъ. О.И. признает основой всего сущ-го объ., духовное существует вне и не зависимо от сознания человека и природы, основа всего - мировой дух, внечел. разум. С.И. счит. первич. сознание ч-ка, кот. признается единств. реальностью, при этом действ-сть явл. рез-том дух. творч-ва субъекта. Объект. ид-м близок к религии, ф. интерпрет. Бога, но не искл. обоснов-я своих пол-й рац. ср-вами, исп. логич. приемы аргументации. Ф.
Сущ. дуалистич. сист., призн. мат. и дух. двумя независ. началами. Напр., ф-ы, матер-ски объясн. природу, идел-ски - обществ. явл-я.
Реализм это характерная черта древних
философов в отношении решения вопросов
о происхождения мира и человека.
7. Постановка проблемы бытия в истории Ф.
Любое Ф рассуждение начинается с понятия о бытии. Он возник вместе с зарождением Ф. Под бытием в самом широком смысле слова понимается предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия – это синонимы. Бытие это все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, биологические, психические, духовные, геологические, социальные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, бред больного воображения – это все тоже существует как разновидность бытия.
Впервые этот термин в Ф. Ввел Парменид (5-4 вв д.н.э.) для обозначения и одновременного решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которой были боги и традиция. Ф в лице Парменида, чтобы вновь дать опору людям, поставила на место богов власть разума, власть мысли. Но мысли не обычной о потребностях и нуждах повседневного существования, а абсолютной мысли. Воодушевленные этой идеей философы приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное, за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для Платона, характерно различение «бытия по мнению» - видимой, внешней реальности - и «истинности бытия», доступного лишь философскому разуму. Платон под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения. По Аристотелю, бытие - это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание; во- вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом; в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение; в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение.Но умаление роли человека приняли не все фил-фы. Так, софисты пытались сместить акцент с бытия на человека, как место обнаружения бытия. С их точки зрения человек есть мера всех вещей и он определяет статус существования чего бы то ни было. Он мера бытия, а потому в жизни и Ф. следует ставить в центр человека. Сократ (5 в д.н.э.) также не принял Парменидово учение, т.к. оно слишком возвеличивает притязания философов на статус представителей Божественного бытия и слишком умаляет субъективный разум, мысль. Сократ установил дистанцию между собой и истиной, которую и должен проходить человеческий рассудок нормами, правилами логического аргументирования. Если софисты пытались отстоять автономию человека вообще, то Сократ говорил об автономии человеческого разума. Он объявил высшей реальностью не бытие, а индивидуальное, но общезначимое сознание. Киники (5-4 вв д.н.э.) призывали людей попирать все нормы и правила общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях. Не признавая существования подлинного сущего за миром чувственных вещей, они освобождали человека от необходимости жить с оглядкой на трансцендентное, что порождало безразличие к проблемам Добра, Истины, Блага.
Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах. Аристотель, располагал мертвую материю в самом низу, затем мир растений, животных, человека – высшее из материальных существ, способных более других к свободе от физической материальности, далее следовали смертные духи и на вершине иерархической лестницы – Бог, абсолютно свободный от материи, а потому совершеннейший. В средние века Фома Аквинский также строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей к бытию. С его точки зрения, Бог и только он один есть бытие как таковое, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, напр., ангелы, - имеет ограниченное бытие, неподлинное бытие. Новое время отказалось от метафизики, а вместе с тем и от идеи абсолютного бытия. Фил-ие истоки упразднения понимания бытия как абсолютного и предельного основания мироздания лежат в средневековом номинализме, фил-ом учении отрицающем онтологическое значение универсалей. Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волей творит вещи, а затем уже в его уме возникают идеи этих вещей. Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, существую». Это означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: «быть - значит быть в восприятии».Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия-с чистого бытия. Чистое бытие связано с началом. Начало же связано с наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие, и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто - единство противоположностей, испытывающее «беспокойство», напряженность. Суммируя вышесказанное получаем: 1) начиная со средневекового номинализма на Западе нарастает тенденция отказа от метафизики. 1) утверждается точка зрения, согласно которой непосредственно нам дано только содержание нашего сознания, мышления. 3) это содержание есть именно то, о чем мы можем что-то знать. 4) мир не есть сумма многообразных, пребывающих в нем форм существования, он представляет самовосприятие сознания, содержание которого открывается с помощью рефлексии. 5) возникает новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. 6) человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения.
Совершенно отличная от западной точка зрения на бытие существовала в русской религиозной Ф. Так, Франк, Бердяев и др. мыслители не признавали познание, мышление необходимым средством проникновения в бытие: оно дано людям и вне этих интеллектуальных процедур в актах переживаний, сопровождающих саму причастность к Абсолюту. Сознание не есть нечто первичное, первично бытие, а укорененность человека в бытии делает возможным само сознание. Нельзя отождествлять содержание сознания, а тем более предметное с бытием. Наше я, наше сознание и познание есть проявление, выражение бытия через нас. Не бытие обязано нам своей возможностью открыться, а мы обязаны ему и лучше всего нас связывает с бытием процесс переживания, а не разумно-рассудочное сознание.
20 век развил
идею Гераклита о том, что бытие
есть изменение, процесс, развитие, движение.
В фил-их концепциях 20 в. акцент делается
на бытии прежде всего как человеческом
существовании: бытие есть наша жизнь.
Главное в этом бытии – сознание временности,
постоянный страх перед последней возможностью
– возможность не быть, а значит, сознание
бесценности своей личности.
8.
Понятие объективной
Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность – объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли, представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и проявлениях. Субстанция – это сущность, нечто неизменное. Субстрат – основа, носитель.
Материю нельзя противопоставлять отдельным вещам как нечто неизменное – изменчивому. Материю вообще нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают – это определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими, внутри или в основе их. Все существующие конкретные материальные образования и есть материя в различных ее формах, видах, свойствах, отношениях. Не существует безликой материи. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Единственным, относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.
Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей как проявление видимого начала. В древней Греции под субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона, Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в. господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о материи: о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие, в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил. Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений. Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно отождествление материи с веществом, с конкретными формами ее проявления; Не проводится различие м/у фил. пониманием материи и естественноисторическими взглядами на существующий мир. Маркс и Энгельс понимали под материей субстанцию. Материя - это всеобщая носительница св-в, отношений, изменений конкретных вещей. Но материя не существует вне конкретных вещей, а только через них. В начале 19-20вв. в естество знании было сделано ряд открытий, которые опровергли старую, мех. картину мира. Открытие рентгеновских лучей подрывает идею непроницаемости материи. Явление дефекта массы, открытое Беккерелем при изучении радиоактивного распада. Был сделан вывод, что материя превращается в материю. Материя исчезает. Материализм ложен. Открытие Томпсоном электрона отвергает идею о том, что атом не делим. Прежняя картина мира рушилась. В естествознании наступил методологический кризис. Новые открытия не вписывались в старую картину мира. Перед фил. стала задача уточнения понятия <материя>. Это сделал Ленин в работе <Материализм и эмпириализм>. Он дал следующее определение материи:
«Материя есть фил-ая категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них». Из этого определения можно сделать следующие выводы. Во-первых, главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания. Этим признается первичность материи по отношению к сознанию. Во-вторых, если признаком материальности является свойство «быть объективной реальностью», то никакие тела, вещи, процессы как природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Люди открывают все новые и новые свойства природных тел и процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей. Это дает возможность утверждать, что материя неисчерпаема. В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение между собой содержания законов мышления и законов объективного мира. Объясняется факт такого согласования следующим образом: мышление – продукт человеческого мозга; но и человек, и его мозг – продукты природы, которые развиваются вместе с ней. Следовательно, в конечном счете, мышление – продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира.
Ленин способствовал преодолению кризиса в физике, связанного с включением принципа структурности материи и делимости атомов в научную картину мира. В домарксисткой философии материя отождествлялась с конкретными ее видами, напр. атомами и тд. Отождествление на к.-л. этапе познания филос. понятия М. как объективной реальности с конкретными ест.-научными представлениями о ее структуре и формах по существу приводит к исключению еще неизвестных, но реально существующих объектов и систем из структуры М., что противоречит принципу материального единства мира. Это единство имеет множество конкретных форм проявления, последов. раскрываемых наукой и практикой.
Материя обладает след. св-ми: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность и отражение.
Все объекты материального и духовного мира могут быть рассмотрены как системы. Материальная система – это система предметов, вещей, объектов. Духовная система – это система ценностей, идеалов.
Структурность – внутренняя расчлененность реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум. Неживая природа представлена уровнями: а) субмикроэлементарный, б) микроэлементарный, в) ядерный, г) атомарный, д) молекулярный, е) макротел, ж) планет, з) систем планет, и) галактик, к) систем галактик, л) метагалактик, м) вселенной, мира в целом.