Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 06:35, шпаргалка
Описание работы
Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ Софистический образ жизни и учения софистов. Одновременно это было и требованием времени. Расцвет полисов сделал философию элементом общественной жизни. Быть мудрым и обладать знанием стало как престижным, так и необходимым. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса
1) Отчуждение
деятельности человека от человека
в процессе труда, из которого
человек выходит опустошённым
и обеднённым.
2) Отчуждение
условий труда от самого труда.
3) Отчуждение
результатов труда от рабочего.
4) Отчуждённость
социальных институтов и норм,
предписываемых ими.
5) Отчуждение
идеологии от жизни.
11) Экзистенциализм о сущности
человека и феномен отчуждения
Экзистенциализм
в значительной мере исходит из "мироощущающего"
знания. Подчёркивая целостность и уникальность
внутреннего мира человека, экзистенциализм
протестует против его порабощения различными
силами общественного развития. В рамках
экзистенциализма существование (экзистенция),
а не мышление, есть то основное, что определяет
человека. Единственно подлинной реальностью
с этой точки зрения является переживаемая
реальность, а не познаваемая. Сартр утверждает,
что человек не может выйти за пределы
человеческой субъективности и именно
в этом и состоит, по его мнению, глубочайший
смысл экзистенциализма. Достоверно лишь
то, что переживает отдельный индивид.
Существование
– это специфически человеческая характеристика.
Существование – это то, что никогда не
может стать внешним для индивида. Посредством
существования "я" включается в этот
мир и осуществляет свою собственную реальность,
но одновременно, благодаря ему, постигаются
и вещи этого мира, получая смысл и значение.
По сути, получается сведение существования
к самосознанию (сознанию) индивида, которое
творит себя и тем самым весь мир.
Ортега выдвинул
экзистенциалистическую концепцию бытия
в качестве противоположности дуализму
Декарта (его учению о чистом разуме). Идеи
чистого разума позволили человеку нового
времени считать, что «все достижимо»
и лишили его способности «ощущать историю».
Философия должна вернуть «Я» в реальный
мир. Сущность человека не в мышлении а
в экзистенции.
Хайдеггер:
экзистенция проявляется в безотчётных
действиях и настроениях и является тем.
Что есть в этом всём единого.
Ясперс: экзистенция
~ свобода. Велика роль смерти, так как
это – единственно индивидуальное действие
человека. Вещь можно определить (зафиксировать),
человека – нет. Человек всегда не есть
то, что он есть и есть то, что он не есть.
Человек – это проект, его задача – реализовывать
этот проект, то есть жить подлинно. Неподлинная
жизнь – это растворение человека в обществе
(~ потря индивидуальности).
“Бытию-в-себе”
противопоставляется мир “бытия-для-себя”,
которое и является творческим, активным,
образующим началом, т.е. речь идет, по
сути, о сознании. Именно сознание вносит
смысл и значение, являясь источником
и носителем смысла жизни. “Бытие-в-себе”,
как мы уже отмечали, есть лишь то, что
оно есть. В отличие от него “бытие-для-себя”
есть то, что оно не есть и не есть то, что
оно есть. Сущность “бытия-для-себя” (сознания)
заключается в том, что оно постоянно само
себя создает, непрерывно себя утверждая
и отрицая. “Бытие-для- себя” противоречиво
и суть его в противоречии и отрицании.
Противостояние
“бытия-в-себе” и “бытия-для-себя” порождает
столкновение сознания с миром (природа,
общество, история) и порождает отчуждение,
которое неотделимо от человеческого
существования. Отчуждение проявляется
в отчужденности человека от мира вообще,
в разобщенности личности и общества,
во встрече с “другим”, в отчужденности
от собственного самосознания. Отчуждение
начинает выступать основой человеческого
бытия. Отсюда и такие характеристики
существования, как беспомощность, безнадежность,
тревога, страх. Мир – это нечто чуждое
и враждебное, но в то же время и то, без
чего невозможно существование человека,
ибо “быть – значит быть в мире”. Но в
этом мире человек совершенно одинок,
он заброшен в этот мир и заброшен в этом
мире.
12) Феномен массы и характеристики
массового человека
В современных
исследованиях все более и более говорят
о феномене массы, массовой психологии
и культуре. Характеризуя складывающуюся
ситуацию, испанский философ Х. Ортега-и-Гассет
в работе "Восстание масс" пишет:
"Массы внезапно стали видны, они расположились
в местах излюбленных "обществом".
Они существовали и раньше, но оставались
незаметными, занимая задний план социальной
сцены; теперь они вышли на авансцену,
к самой рампе, на места действующих лиц.
Герои исчезли, остался хор". Причина
тому, по его мнению, все более снижающееся
качество цивилизации и культуры.
Смысл понятия
"масса" у различных исследователей
различен, как различны и определения
данного феномена. Американский социолог
Д. Белл в работе "Конец идеологии"
среди различных значений данного термина
выделил пять основных.
Массы как недифференцированное
множество. При таком понимании масса
не имеет ни социальной организации, ни
обычаев, ни установленного руководства.
Подобные массы анонимны и конформны.
Стереотипное мышление, приспособленчество,
несамостоятельность суждений – вот характерные
черты "человека массы". Конформизм
приводит к стадной экзальтации, к безответственности,
к потере индивидуальности. Масса является
лишь потребителем информации, распространяемой
с помощью СМИ. Причем стандартизированный
материал передается всем группам населения
одинаково, единообразно, а индивиды, из
которых состоят эти группы, "атомизированы".
Д. Белл приходит к выводу, что средства
массовой информации создают "своего"
человека массы, отличного от реального
индивида.
Массы как синоним
невежественности. Современная культура,
по мнению Х. Ортеги-и-Гассета, не является
моделью или стандартом для массового
человека. Он не в состоянии стать образованным
и овладеть культурными ценностями. А
отсюда торжество сведущих невежд, т.е.
специалистов высшей квалификации или
элитных специалистов.
Массы как бюрократизированное
общество.Такое понимание прослеживается
в работах М. Вебера, К. Маннгейма, Р. Липсета,
Д. Рисмана, Э.Фромма. Суть здесь в том,
что все решения принимаются "наверху",
человек как бы отчужден от управления
и принятия решений, а это лишает его инициативы,
приводит к потере самоуважения и личность
начинает утрачивать свои черты в пользу
стадности. М. Вебер однозначно определил,
что новейшее управление – это бюрократия.
Бюрократия, по сути, есть воплощение рациональной
организации управления, без которого
ни одно общество существовать не может.
Отсюда и основные черты бюрократии: знания
и профессиональная выучка, безличность
и иерархия. Здесь каждый хорошо знает
свое дело и является хорошим специалистом.
Однако в действительности все несколько
не так – в рамках иерархии действует
контроль высших чиновников: высший может
тебя либо поднять, либо запросто столкнуть
с твоей ступеньки и т.п.
Масса как толпа.
В данном случае понимание массы сведено
к сугубо психологическому феномену. В
основу такого понимания положены закономерности
"психологии масс", сформулированные
Г. Лебоном, а затем и З. Фрейдом. По Лебону,
поведение людей в толпе есть форма массового
психоза. Толпа не рассуждает, а повинуется
страстям. Отдельный человек сам по себе
может быть и культурным человеком, но
"в толпе – это варвар, т.е. существо
инстинктивное". Героями толпы могут
быть любые отбросы общества. Становясь
частью толпы, человек спускается вниз
по лестнице цивилизации. Лебон считает,
что главной чертой нынешней эпохи является
замена сознательной деятельности индивидуума
бессознательной деятельностью толпы,
ибо, по сути, толпой управлять много проще,
чем сознательными индивидами, да и претензий
у нее много меньше и удовлетворить их
много проще.
Массы как механизированное
общество. Здесь за основу взяты идеи индустриального
общества, где у власти инженеры и техники,
а человек лишь функция, причем механическая.
В большинстве
исследований масса предстает воплощением
стадности, суммой однотипных представлений,
шаблонности, унифицированности и зачастую
беспомощности. Отдельный человек теряет
собственное "Я". Верх берет инстинктивное,
иррациональное. Итак, типичными признаками
человека как части массы являются следующие:
1. Обезличенность.
Индивидуальная манера поведения
отступает и заменяется импульсивными
инстинктивными реакциями. Разум
уступает место чувству и инстинкту.
Отсюда следует, что масса необычайно
подвержена влиянию. При этом
она действует, повинуясь не голосу
рассудка и благоразумия, а исключительно
эмоциям.
2. Утрата
интеллекта. Интеллект массы всегда
ниже интеллекта составляющих
ее единиц. Кто хочет заслужить
одобрение массы, должен ориентироваться
на самый низкий уровень интеллекта
и отказаться от логической
аргументации.
3. Утрата
личной ответственности. В той
мере, в какой отдельный человек
способен отказаться от контроля
над своими страстями, он теряет
чувство ответственности и может
быть побужден к таким действиям,
которые он был бы не в
состоянии совершить, будучи один.
13) Общество
и его структура: экономическая, социальная,
политическая и духовная сферы.
Общество –
это совокупность людей и взаимоотношений
между ними. Общество может быть рассмотрено
как система, где главным элементом являются
люди, но люди, находящиеся в различных
отношениях друг с другом.
Экономическая
сфера.
Экономическая
(производственная) сфера и представляет
собой ту область общественной жизни,
которая связана с производством материальных
благ. Основными элементами экономической
сферы являются производительные силы
и производственные отношения.
Производительные
силы содержат в себе все компоненты человеческой
деятельности: субъект и предмет (объект)
деятельности, средства деятельности,
так же цели, мотивы и программы, являющиеся
духовно-идеальным обоснованием деятельности.
Производственные
отношения – это различные взаимосвязи
людей, складывающиеся в процессе производства.
Сущностью производительных
сил является человеческая деятельность,
а производственных отношений – отношения
людей в процессе производства. Производительные
силы и производственные отношения неотделимы
друг от друга и составляют две стороны
единого общественного процесса производства.
По мнению Маркса,
все сферы жизни общества, как бы вырастают
из экономической.
Социальная
сфера.
Совокупность
различных социальных групп, имеющих место
быть в данном обществе, и составляют его
социальную структуру.
Исторически
первыми социальными общностями были
род и племя. Родоплеменные образования
могут быть охарактеризованы следующими
признаками: 1) общее имя, 2) общий язык,
3) общие обычаи и традиции, 4) общие религиозные
представления. Совокупность нескольких
соседних родов образуют племенную общность,
а родоплеменная общность выступает основой
для возникновения народности или этноса
Политическая
сфера.
Основное назначение
политики состоит в осмыслении, выражении,
защите и реализации интересов различных
социальных групп и общества в целом. Политическая
сфера, таким образом, включает в себя
политическое сознание, политические
организации и учреждения, политические
отношения и действия. Отсюда можно дать
следующее определение политики: политика
– это область в основном целенаправленных
отношений между различными социальными
группами по поводу использования институтов
публичной власти в целях реализации их
запросов и потребностей.
Политическое
сознание – это воззрения и идеалы, цели
и программы, ценности, нормы и установки,
имеющие место быть в данном обществе.
Политические
организации – это совокупность органов
законодательной, исполнительной и судебной
властей, партий, общественных движений
и организаций.
Политические
отношения – это отношения, выражающие
взаимосвязи общественных групп и институтов
власти, короче говоря, отношения между
людьми по поводу власти (гражданский
мир или война, стабильность или кризисность,
непримиримая борьба за политическое
господство или сотрудничество в использовании
институтов власти).
Духовная сфера.
Долгое время
духовная сфера определялась через сознание,
т.е. это сфера общественного сознания.
Затем ее стали связывать лишь со специализированным
духовным производством, причем профессиональным,
т.е. это идеологические и научные учреждения,
театры, музеи, школы и т.п., где создаются,
воспроизводятся и распространяются духовные
ценности.
На различных
этапах развития общества вообще и каждого
конкретно-исторического типа общества
в частности, ведущими или доминирующими
элементами духовной сферы выступают
религия, философия, искусство, идеология,
наука и почти никогда образование и воспитание.
14) Основные идеи философии истории
И. Канта
Кант, создал
вторую после Декарта теорию естественно-исторического
развития солнечной системы, которая опиралась
на принципы механики и натурфилософии
Ньютона.
Отвергая теологическое
объяснение истории, наличие каких-то
трансцендентных сил в ней, Кант утверждает
развитие мира во времени и отрицает акт
мгновенного творения. Однако для начала
творения, чтобы привести в движение материю
с ее механическими свойствами, как и у
многих предшественников и современников
Канта, необходим был первый толчок, чтобы,
однажды получив движение, природа могла
развиваться сама. И Кант призывает на
помощь бога. Но как только все завертелось,
бог становится ненужным. Согласно Канту,
все небесные тела, вселенная происходит
из вращающихся туманных масс, расширяясь
от центра, где однажды был дан толчок.
Задачу истории
как науки Кант видит в открытии закономерного
хода развития в многообразии проявления
свободы воли человека.
Во-первых, история
рассматривается философом как история
всего человеческого рода. Поэтому желательно
описывать историю не какого-либо народа
в отдельности, но всего человечества
в целом. Далее, история имеет начало и
конец, что и задает телеологическую направленность
исторического развития. Цель определяется
Кантом как полная реализация человеческой
сущности. Однако такая реализация возможна
в роде, но не в индивидууме. Поскольку
же все народы объединены между собой,
естественно, что развитие рода понимается
не как развитие отдельного народа, но
как становление всего человечества в
целом, и только в таком развитии возможна
реализация цели.