Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 06:35, шпаргалка
Описание работы
Антропологический поворот в античной философии: софисты и Сократ Софистический образ жизни и учения софистов. Одновременно это было и требованием времени. Расцвет полисов сделал философию элементом общественной жизни. Быть мудрым и обладать знанием стало как престижным, так и необходимым. Рабовладельческая демократия давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать в делах полиса
Формулируя
суть материалистического понимания истории,
Маркс делает вывод, что способ производства
материальных благ определяет сам процесс
и направление исторического развития.
Когда способ производства изменяется,
изменяется также и общество вообще. Поэтому
история развития общества есть, прежде
всего, история смены способов производства.
Общественно-экономическая формация отражает
такие ступени исторического процесса,
которые характеризуются своим способом
производства, своим историческим типом
производственных отношений и организацией
общественной жизни в целом. Общественно-экономическая
формация выделяет и фиксирует в историческом
процессе то, что превращает его ступени
в общественные системы, отличные от всех
других.
Общественно-экономическая
формация – это исторически определенная
ступень развития не отдельной страны
или региона, а всемирной истории.
История, согласно
Марксу, знает пять общественно-экономических
формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и в перспективе,
согласно Марксу, коммунистическая. О
наличии еще одной (азиатской) Маркс высказывался
весьма смутно и неоднозначно.
19)Культурно-исторический тип: законы
его движения и развития. Н.Я. Данилевский
По Данилевскому
в истории человечества каждая цивилизация
имеет свой собственный путь развития.
Нет никакого общего процесса развития,
который охватывает все человечество,
есть лишь особые культурно-исторические
типы развития разных народов, которые
порождают существующие отдельно друг
от друга цивилизации.
Согласно Данилевскому,
различия между культурно-историческими
типами определяются особенностями психического
строя, нравственности и условиями исторического
воспитания народов, которые их создают.
Этими особенностями обусловлены и созданная
ими культура, и их роль в истории.
Историю принято
делить на древнюю, среднюю и старую. Но
события, одинаково важного для всего
человечества, разделяющего историю человечества
на разные периоды, попросту не существует.
Даже к христианству разные народы приходят
в разное время. Все исторические племена
имели свою древнюю, свою среднюю и свою
новую истории. Конечно, можно и не ограничиваться
только этими тремя периодами (их может
быть и больше) развития исторических
племен. Данилевский приходит к понятию
культурно-исторического типа, то есть
“формы исторической жизни человечества,
как формы растительного и животного мира,
как формы человеческого искусства (стили
архитектуры, школы живописи), как формы
языков (односложные, приставочные, сгибающиеся),
как проявление самого духа, стремящегося
осуществить типы добра, истины и красоты”.
И только для конкретного типа (цивилизации)
можно ввести понятия древней, средней
и новой истории. Общечеловеческой же
цивилизации просто не существует.
Рассматривая
историю отдельного типа, возможно, определить
возраст его развития. Можно также попытаться
предсказать историю типа, жизнь которого
еще не завершилась. Но сказать что-нибудь
о развитии человечества вообще мы не
можем; так, же невозможно определить и
возраст всемирной истории.
Существуют
следующие культурно–исторические типы
(или самобытные цивилизации), выделяемые
в хронологическом порядке:
1) египетский,
2) китайский,
3) ассирийско-вавилоно-финикийский,
4) индийский,
5) иранский,
6) еврейский,
7) греческий,
8) римский,
9) ново-семитический,
10) германо-романский,
или европейский,
11) мексиканский,
12) перуанский.
20) Культура и цивилизация. О. Шпенглер
Культурологическая
концепция Шпенглера строится на сопоставлении
и в большей части на противопоставлении
культуры и цивилизации. Единство идеи
всемирно-исторического процесса Шпенглер
предлагает заменить циклической историей
возникновения, расцвета и гибели многочисленных
самобытных и неповторимых культур. В
мировой истории Шпенглер выделяет восемь
типов культур, достигших полноты своего
развития, - это античность и Западная
Европа, арабская культура, Египет, Вавилон,
Индия, Китай и культура майи.
Термином цивилизации
Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную
фазу всякой культуры. Цивилизация как
исключительно технико-механическое явление
противоположна культуре как царству
органически-жизненного. Цивилизация,
обладая одними и теми же признаками во
всех культурах, есть выражение отмирания
целого как организма, затухание одушевляющей
его культуры, возврат в небытие культуры.
Для Шпенглера
все культуры равноправны; каждая из них
уникальна и не может быть осуждена с внешней
позиции, с позиции другой культуры. Феномен
других культур говорит на другом языке.
Для других людей существуют другие истины.
Шпенглер считает, что каждая культура
имеет не только своё искусство, но и своё
собственное естествознание и даже свою
уникальную природу, т.к. природа воспринимается
человеком через культуру.
По Шпенглеру,
в основе каждой культуры лежит душа, а
культура - это символическое тело, жизненное
воплощение этой души. Но ведь всё живое
когда-нибудь умирает. Такова судьба всех
культур. Шпенглер не объясняет истоки
и причины рождения культур. Культура
рождается в тот момент, когда из первобытно-душевного
состояния вечно-детского человечества
пробуждается и выделяется великая душа.
Кризис в культуре наступает тогда, когда
ее душа осуществит всю совокупность своих
возможностей, в виде народов, языков,
религиозных учений, искусств, государств
и наук. Вследствие этого культура вновь
возвращается в объятья первобытной души.
Культура происходит
от культа, она связана с культом предков,
она невозможна без священных преданий.
Цивилизация есть воля к могуществу, к
устроению поверхности земли. Культура
- национальна. Цивилизация - интернациональна.
Культура - органична. Цивилизация - механична.
Культура основана на неравенстве, на
качествах. Цивилизация проникнута стремлением
к равенству, она хочет обосноваться на
количествах. Культура - аристократична.
Цивилизация – демократична.
Культура жива
до тех пор, пока она сохраняет глубоко
интимную, сокровенную связь с человеческой
душой. Душа культуры живёт не сама по
себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами
и ценностями данной культуры. Если культура
перестанет притягивать и вдохновлять
человеческие души, она обречена. Отсюда
Шпенглер видит опасность, которую несёт
с собой цивилизация. Нет ничего дурного
в благоустройстве жизни, но когда оно
поглощает человека целиком, то на культуру
уже не остаётся душевных сил. Он ничего
не имеет против удобств и достижений
цивилизации, но он предупреждает против
цивилизации, вытесняющей подлинную культуру.
21)П.Я. Чаадаев
об исторической судьбе России. Россия
и Европа.
Проблема России,
т.е. характеристика её настоящего осознания
и уяснение будущего, была для Чаадаева
главной темой.
Россия является
страной аномальной, её история и деятельность
складывается вопреки, в противоречии
с законами развития и существования народов.
Чаадаева не занимают положительные стороны
жизни русского народа – его внимание
устремлено на поиск, выявление её пороков,
несовершенств, заблуждений. Почему Россия
так сильно отличается от современных
западных стран, где как он полагает, уже
заложены основы царства божьего на земле.
Многое в России
зависит от её географического положения,
но не оно является главной причиной изолированности
русской цивилизации от общечеловеческого
развития. Россия не принадлежит не Востоку,
ни Западу, она пребывает не только вне
пространства, но и вне времени, и как бы
выпала из исторического прогресса. В
России сложились такие условия, которые
невозможны для нормальной жизни человека.
Все общества пережили бурные эпохи перехода
от юности к зрелости, и только в России
ничего не меняется.
По мнению Чаадаева
Россия обделена вниманием провидения,
которым наделены другие народы. Россия
выведена из–под действия закона о единстве
народа, единства нет ни между русскими
людьми, ни между русскими и другими народами.
Рассуждая о
роли христианства в истории Запада и
России, Чаадаев утверждает, что уничтожением
крепостничества Запад обязан католицизму,
а русский народ наоборот, попал в рабство
после того, как он стал христианским,
и православие не возражало против этого.
В России, по
Чаадаеву, даже умы, одаренные от природы,
изящные и истинные по своей направленности
и те не далеко ушли. Истинное общественное
развитие не начиналось еще для народа,
если его глушь не сделалась правильнее,
легче, удобнее, неопределенной жизни
первых годов его существования. Как может
процветать общество, которое даже в предметах
ежедневности колеблется еще без убеждений.
По Чаадаеву
в России только открываются истины, давно
известные у других народов, а то, что у
других народов вошло в жизнь для нас до
сих пор еще только умственная теория.
Чаадаев смотрит
на будущее России с оптимизмом. При всем
своем критицизме, он считает, что у России
не одни только пороки. Его мнение однозначно:
“Настанет пора рассуждений, мы вновь
обретем себя среди человечества, хотя
трудно сказать когда.”
Самодержавие
и крепостничество – вот главные пороки
русской жизни, её темные, позорные пятна.
По мнению Чаадаева Русские одарены природным
умом. Нельзя отрицать общечеловеческую
роль русского народа. Она велика, но чисто
отрицательна и состоит в том, чтобы своим
прошедшим и настоящим преподать народам
важный урок. Чаадаев ждет от народа прогрессивных
истинных идей. В первом же философическом
письме он называет их. Это идеи дома, справедливости,
права, порядка.
Именно умственный
прогресс, прогресс в образовании, в овладении
передовыми идеями, внедрение их в жизнь,
в первую очередь заботит Чаадаева при
рассмотрении будущего России. Чаадаев
всегда склонялся на позиции западного
пути развития России, но уже в первом
философическом письме решительно выступает
против слепого, дурного, поверхностного
подражания иностранцам.
Самое, пожалуй,
утопическое мнение Чаадаева было о том,
чтобы улучшить будущее России нужно прежде
всего оживить веру, всеми возможными
способами и дать себе истинно христианский
импульс, так как на Западе все создано
христианством, а у нас православие обретает
Россию на отсталость, замыкается в своем
религиозном обособлении от европейских
принципов жизни. А в католичестве заложена
некое объединяющее начало, которое сформулировало
западный мир. Оно создало политический
уклад, философию, науку, литературу, улучшило
нравы, создало предпосылки для свободы
личности. Поэтому для России целесообразно
было бы перенять идеи католицизма.
22) Причины и механизм возникновения
цивилизаций. «Творческое меньшинство»
и «нетворческое большинство»
Объектом исследования
Тойнби избирает цивилизации, под которыми
он понимает некоторые конкретные "виды
общества" и насчитывает таких цивилизаций
26, которые могут быть связанными и несвязанными
друг с другом.
Тойнби полагает,
что генезис цивилизации нельзя объяснить
ни расовым фактором, ни географической
средой. Цивилизация возникает, по его
мнению, в результате комбинации двух
условий: наличия в данном обществе творческого
меньшинства и географической среды, которая
не слишком благоприятна, но и не очень
враждебна. Где налицо эти условия, там
и возникают цивилизации.
Механизм рождения
цивилизации определяется как взаимодействие
вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна
и бросает вызов обществу, то общество
посредством своего творческого меньшинства
отвечает на вызов, т.о. разрешает проблемы.
Среда постоянно бросает вызов – общество
постоянно отвечает и в силу этого находится
в постоянном движении.
Тойнби понимает
рост цивилизации не как географическое
распространение, расширение общества,
а как прогрессивное аккумулирующее внутреннее
самоопределение или самовыражение цивилизации,
которое состоит в переходе от грубых
форм религии к более возвышенным и сложным
формам религиозного сознания и культуры.
Природная экспансия ведет не к росту,
а задержке развития и даже к разложению.
Рост цивилизации не вызывается, скорее
ограничивается, по его мнению, и техническим
прогрессом, т.е. растущей властью общества
над природной средой. Между прогрессом
техники, полагает он, и развитием цивилизации
нет прямой зависимости.
Растущая цивилизация
– это, прежде всего, единство творческого
меньшинства и нетворческого большинства
или как его еще называет Тойнби – пролетариата.
"Пролетариат" здесь не означает
ни рабочего класса, ни какого-либо другого.
Это просто совокупность нетворческих
элементов внутри данного общества и за
его пределами. В нормально растущей цивилизации
нетворческое большинство, пролетариат
свободно следует за творческим меньшинством,
подражает ему. Это устойчивое целое. И
процесс роста подразумевает, прежде всего,
рост целостности и индивидуального своеобразия
цивилизации.
Цивилизация
– это главное понятие концепции Тойнби,
посредством которого он организует весь
конкретно-исторический материал. Но цивилизации
подразделяются на три различных вида
или три поколения. Первое поколение –
примитивные, маленькие, бесписьменные
культуры. Их много, и возраст их жизни
весьма невелик. Они отличаются односторонней
специализацией, приспособлены к жизни
в конкретной географической среде, а
государственность, образование, церковь
и тем более наука и искусство в них отсутствует.
Эти культуры быстро гибнут, если не сливаются
в более мощную цивилизацию второго поколения,
а для этого нужен мужественный творческий
акт. Творческий же акт здесь затруднен
статичностью примитивных обществ, в этих
обществах социальная связь, регулирующая
единообразие поступков и устойчивость
отношений, Тойнби называет ее "мимезис",
направлена на умерших предков, на старшие
поколения. Здесь правит обычай и инновации
затруднены.
При резком
изменении условий жизни, т.е. при "вызове"
такое общество зачастую не может дать
адекватный ответ, перестроиться и изменить
образ жизни. Продолжая жить и действовать
так, будто ничего не произошло, будто
"вызова" и нет, и культура движется
к гибели. Некоторые общества, однако,
выделяют из своей среды творческое меньшинство,
которое осознает вызов среды и способно
дать на него удовлетворительный ответ.
Эта горстка энтузиастов-пророков, жрецов,
философов, ученых, политиков увлекает
за собой массу, и общество переходит в
новое состояние. Начинается формирование
дочерней цивилизации, унаследовавшей
опыт своей предшественницы, но гораздо
более гибкой и многосторонней.