Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Содержание работы

1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель 1
2. Философская проблема бытия и её смысл 2
3. Определите понятие "сциентизм" 4
4. Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель) 4
5. Проблема бытия в истории философии 5
6. Определите понятие «гносеология» 6
7. Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе 7
8. Онтологические корни бытия и его свойства 8
9. Определите понятие "иррационализм" 10
10. История философии – как необходимая составная часть философии 10
11. Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание 11
12. Определите понятие "скептицизм" 12
13. Периодизация истории философии 12
14. Способы выражения сознания. Связь сознания с языком 13
15. Определите понятие "догматизм" 13
16. Особенности философии Древнего Китая 14
17. Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания 14
18. Определите понятие "идеализм" 15
19. Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм 16
20. Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира 17
21. Определите понятие "метафизика" 17
22. Особенности древнеиндийской философии 17
23. Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация 18
24. Определите понятие "антропоцентризм" 18
25. Основные религиозно-философские школы Древней Индии 19
26. Проблема человека в науке 20
27. Определите понятие "материализм" 21
28. Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы 21
29. Основные принципы понимания человека в философии 22
30. Определите понятие "диалектика" 22
31. Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды 23
32. Концепция антропосоциогенеза 23
33. Определите понятие «индукция» 24
34. Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы) 25
35. Экзистенциальная концепция человека 25
36. Определите понятие «дедукция» 26
37. Особенности средневековой философии: патристика и схоластика 26
38. Периодичность развития науки 27
39. Определите понятие «гуманизм» 28
40. Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья 28
41. Этапы эволюций современной картины мира 29
42. Определите понятие «антропологический гуманизм» 30
43. Особенности эпохи Возрождения 30
44. Философия о ритме исторического процесса 31
45. Определите понятие «теология» 32
46. Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень 32
47. Философия о смысле исторического процесса 33
48. Определите понятие "онтология" 34
49. Философия Нового Времени – особенности периода 35
50. Исторический прогресс и регресс 35
51. Определите понятие "агностицизм" 36
52. Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты 36
53. Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства 37
54. Определите понятие "сенсуализм" 39
55. Философия эпохи Просвещения 39
56. Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке 39
57. Определите понятие "номинализм" 41
58. Немецкая классическая философия 41
59. Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека 42
60. Определите понятие "детерминизм" 43
61. Русская философия: периодизация и основные проблемы 43
62. Личная биография во всеобщей истории 44
63. Определите понятие «плюрализм» 45
64. Проблемы русской философии XIX века в творчестве П.Я.Чаадаева 45
65. Вопрос о смысле человеческого существования в философии 46
66. Определите понятие «философия» 47
67. Проблемы будущности России в творчестве К.Н.Леонтьева 47
68. Человек как космопланетный феномен 48
69. Определите понятие «рационализм» 48
70. Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору) 49
71. Основные проблемы современного информационно-технического общества 50
72. Определите понятие «секуляризация» 52
73. Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке 52
74. Проблемы и перспективы современной цивилизации 54
75. Определите понятие «субстанция» 55
76. Русская философия и её отношение к философской категории «бытия» 55
77. Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития 57
78. Определите понятие «деизм» 59

Файлы: 1 файл

filosofia_bonus.doc

— 672.50 Кб (Скачать файл)
  1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель.

Структура, функции  философии и этапы развития

  1. Мировоззрение и его структура
  • Мироощущение и мировосприятие (эмоционально-чувственная сфера человека);
  • Миропонимание (интеллектуально понятийная сфера)
  • Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и выполняют регулятивную функцию.

Процесс миропонимания  анализируется и обосновывается с помощью философии

  • Миф – это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения. В мифе очеловечивается человеческая природа, а пространство и время субъективное и объективное предстают нерасчлененными, целостными.
  • Функции мифа – объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.
  • Религия тесно связана с мифом и мифологией. В отличии от  мифа, религия охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.
  • Основанием религиозного мировоззрения служит вера в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания.
  • Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мир и отношение к этому миру;
  • Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;
  • Основным средством познания является человеческий разум – Логос.
  • Эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;
  • Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с целостным переходом (где и как находит свою практическую реализацию полученные знания, какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества)

Философия (от греческого «филио» - любовь, «софия» - мудрость), форма сознания, мировоззрение, система идей. Наука о всеобщих законах развития природы, общества, мышления, общая методология научного познания.

  • Философия  - как наука и теоретическая основа мировоззрения определена в 18в. в процессе спора между сциентизмом и иррационализмом;
  • «Сциентизм» - подход к философии, придавший ей признаки строгого и точного научного познания;
  • «Иррационализм» - идеалистический подход к философии, ограничивавший возможности разума в процессе познания, делал упор на волю, созерцания, чувство, интуицию в познании.

Важным моментом является момент определения науки.

  • Функции философии – онтологическая, гносеологическая и пр., мировоззренческая, методологическая, гуманистическая, практическая и пр.
  • Истоки философии указаны Сократом и Аристотелем
  • Основные вопросы сформулирован Кантом (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я должен надеяться?);
  • Высшим вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

 

  1. Исторические типы философии

 

 Философия Древней Индии и Китая  Античности

Средневековья

Возрождения

Нового времени

Западная философия XIX

Западная философия XX

Русская Философия X-XXвв.

 

 

Особенности – 

  • связь с мифологией;
  • почитание и связь с культурой предков;
  • тотемизм и зооморфизм;
  • стремление сначала обосновать религиозно-философскую идею, а затем выпустить в жизнь;

 

 

  1. Философская проблема бытия и её смысл.

Наиболее ранние попытки философски осмыслить проблему бытия обнаруживаются уже в древнеиндийской и древнекитайской философиях, истоки, возникновения которых, восходят к началу первого тысячелетия до н.э. Так, в Ведах (первых памятниках древнеиндийской мысли) и религиозно-философских комментариях к ним -- Упанишадах -- содержатся идеи о целостной духовной субстанции, о бессмертной душе, а также материалистические и атеистические представления о мире, в соответствии с которыми основу всего сущего составляют естественные начала -- огонь, воздух, вода, свет, пространство, время. Пытаясь постичь тайну бытия, мыслители Древней Индии задумывались над тем, где Солнце ночью, куда деваются звезды днем и т.п., и отразили эти представления в древнейшей книге, которая известна человечеству, -- Ригведах.

Философия Древнего Китая была ориентирована, прежде всего, на социальные проблемы, и потому в  ней большое внимание уделялось  бытию человека, а также общественному  бытию. В значительно меньшей  степени, но все же проявлялся интерес  и к первоосновам природы, что нашло отражение в учении о пяти стихиях (вода, земля, дерево, металл, огонь), из которых состоит все многообразие вещей и явлений. Несколько позже в «Книге перемен» называется уже восемь таких первооснов, образующих все многообразие действительности.

Именно космогонические  мифы, повествовавшие о происхождении  богов, их жизни, делах, противоборстве и отразившие, таким образом, представления  древнейших людей в возникновении  и эволюции мира послужили основой, первоисточником греческой философии, которая зарождалась и развивалась вплоть до Сократа, прежде всего как философия природы. В пользу этого говорит и то, что ранние греческие философы традиционно называли свои произведения «О природе», а их самих зачастую именуют натуралистами, «физиками».

С момента зарождения древнегреческой философии они  искали первопричину всего сущего в  самой реальной действительности, определяя  ее, то, как воду (Фалес) или воздух (Анаксимен), то как некое вечное и беспредельное начало, которое  всем управляет, -- «апейрон». Так считал, например, Анаксимандр (ок. 611--545 гг. до н.э.), который даже высказал идею естественного происхождения живых существ. По его мнению, они зародились в морских водах и появились из влажного ила. Затем на сушу вышли рыбообразные существа, в чреве которых развились люди. Аналогичные взгляды высказывал и Ксенофан (580--490 гг. до н.э.), утверждая, что «все, что рождается и произрастает, есть земля и вода», и даже «мы все родились из земли и воды».

Отвечая на главный  философский вопрос того времени -- «что есть все?», Пифагор (580--500 гг. до н.э.) сделал вывод, что «все есть число». Он впервые выдвинул идею о шарообразности Земли, которую затем поддержал и письменно сформулировал Парменид (540--480 гг. до н.э.), первый из философов, выделивший бытие как категорию и сделавший ее предметом специального философского анализа. В отличие от философов Милетской школы и Гераклита, говоривших об изменчивой природе вещей, он выдвинул идею о неизменной сущности истинного бытия. Его онтология строится на том, что бытие, сущее определяется как нечто реальное, о котором он говорит, что оно «Есть» и противопоставляет ему небытие, несущее, давая ему название «Не есть». Мыслить можно только бытие, иначе говоря -- то, что существует, есть; наряду с этим, никоим образом нельзя помыслить то, что не существует, чего нет. Истинному бытию, т.е. тому, что есть, присущи, по мнению Парменида, отличительные признаки или свойства бытия, которые он сформулировал следующим образом: бытие не возникло и оно не подвержено гибели, так как помимо него ничего нет и быть не может. Бытие едино (непрерывно), неподвижно и совершенно. Имея свои пределы, оно похоже «на глыбу совершенно круглого Шара». Учение Парменида о едином, неделимом, неизменном и неподвижном бытии получило широкую известность в эллинском мире, и было продолжено, в частности, Мелисом с острова Самос, представителем школы элеатов. В основном, соглашаясь с Парменидом, Мелис в труде «О природе, или о сущем» отмечал, что бытие не имеет границ. По его мнению, это вытекает из того, что если признать границы бытия, то это будет означать, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и бытие не может быть ограниченным.

В этот же период впервые проявляется диалектический подход к пониманию бытия, выраженный наиболее ярко у Гераклита (544--483 гг. до н.э.), который рассматривал весь мир в постоянном становлении и изменении и отмечал в этой связи, что «одна и та же вещь существует и не существует». Основу мироздания, считал он, составляет космос, который «один и тот же для всех, его не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся, мерно угасающий».

Значительно расширил понимание бытия Платон (427--347 гг. до н.э.). Он впервые в истории философии  указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» «мир объективно существующих идей», -- противопоставляя его «чувственному бытию» (как его понимали досркратики). При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее.

В дальнейшем в  истории философии мы находим  множество различных подходов к  пониманию бытия, но так или иначе  все они выстраиваются вокруг чувственных и рациональных представлений о сущем. При этом обнаруживается весьма широкий разброс мнений.

Так, в средневековой  христианской философии выделяется «истинное бытие» -- «бытие Бога»  и «неистинное», т.е. «сотворенное Богом  бытие». Другая крайность обнаруживается у философов-материалистов XVII--XVIII вв., которые нередко связывали понимание бытия с физической реальностью. Натуралистические взгляды этих философов были обусловлены бурным развитием механики и отражали их естественнонаучные представления о природе, которую они понимали как некий заведённый и самостоятельно действующий механизм, где человек оказывался лишь одним из ее винтиков. Отсюда проистекала и «натурализация» бытия, наиболее ярко проявившаяся в мировоззрении французских философов-материалистов (Гольбах, Гельвеции, Ламетри).

Новое время, а  затем эпоха немецкой классической философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские  категории, как «субстанция» (некая  сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая), «свободная, чистая деятельность абсолютного «Я» (Фихте), «объективно развивающаяся идея» (Гегель) и т.п. Для Шопенгауэра субстанция-материя, для Юма - фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как «материю» и одновременно как субъект всех изменений. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов бытия с точки зрения науки: механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное.

XX век предельно расширил трактовку бытия, связав его понимание с историзмом, человеческим существованием, ценностями и языком. А такая философская школа, как неопозитивизм, вообще истолковала проблему бытия в философии в качестве псевдопроблемы, полагая, что прежняя онтология есть предмет частных наук, но не философии. Хайдеггер говорит о новом условии усмотрения бытия (отличного от существования)- о поэтическом мышлении. Бытие - вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека).

Философская категория  «бытие» является понятием не только важнейшей, но и наиболее часто употребляемой  среди других категорий. Объяснить  это можно тем, что ее происхождение  связано со словом, которое в наиболее распространенных языках мира обозначает одно и то же -- «быть», «существовать», «присутствовать», «являться», «наличествовать». Таким образом, специфика категорий «бытие» и «небытие», их уникальность и универсальное значение состоят в том, что в различных языках, где определяется их философский смысл, они являются отглагольными понятиями, т.е. образованы от глагола «быть» (или его отрицания) и указывают на наличие или отсутствие чего бы то ни было, а не на само «что-то», например, стол есть, дождя нет, белизна есть, отражения нет, сознание есть, идеи нет, здоровье есть, счастья нет и т.д., и т.п. способность, существовать, которой обладает любая реальность.

 

  1. Определите понятие "сциентизм".

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Антисциентизм — полная противоположность сциентизма, отрицающая главенствующую роль науки  в идейной жизни общества.

В академической  литературе термин «сциентизм» обычно имеет негативную коннотацию, означая  либо ненадлежащее применение научных методов в областях, находящихся вне сферы наука, либо убеждённость в том, что принятые в естественных науках методы, категории и факты являются единственно правильными в любых философских и иных вопросах[3]. Классическим выражением сциентизма считаются слова Э. Резерфорда «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок».

Сциентизм начал  формироваться в конце XIX — начале XX вв., когда с развитием науки был поставлен вопрос о её роли и месте в культуре. Традиция современного сциентизма имеет прочные корни. Уже в утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида» можно найти сциентисткие представления. Также сциентисткие взгляды содержатся в таких философских и идеологических учениях как марксизм.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"