Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Содержание работы

1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель 1
2. Философская проблема бытия и её смысл 2
3. Определите понятие "сциентизм" 4
4. Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель) 4
5. Проблема бытия в истории философии 5
6. Определите понятие «гносеология» 6
7. Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе 7
8. Онтологические корни бытия и его свойства 8
9. Определите понятие "иррационализм" 10
10. История философии – как необходимая составная часть философии 10
11. Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание 11
12. Определите понятие "скептицизм" 12
13. Периодизация истории философии 12
14. Способы выражения сознания. Связь сознания с языком 13
15. Определите понятие "догматизм" 13
16. Особенности философии Древнего Китая 14
17. Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания 14
18. Определите понятие "идеализм" 15
19. Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм 16
20. Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира 17
21. Определите понятие "метафизика" 17
22. Особенности древнеиндийской философии 17
23. Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация 18
24. Определите понятие "антропоцентризм" 18
25. Основные религиозно-философские школы Древней Индии 19
26. Проблема человека в науке 20
27. Определите понятие "материализм" 21
28. Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы 21
29. Основные принципы понимания человека в философии 22
30. Определите понятие "диалектика" 22
31. Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды 23
32. Концепция антропосоциогенеза 23
33. Определите понятие «индукция» 24
34. Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы) 25
35. Экзистенциальная концепция человека 25
36. Определите понятие «дедукция» 26
37. Особенности средневековой философии: патристика и схоластика 26
38. Периодичность развития науки 27
39. Определите понятие «гуманизм» 28
40. Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья 28
41. Этапы эволюций современной картины мира 29
42. Определите понятие «антропологический гуманизм» 30
43. Особенности эпохи Возрождения 30
44. Философия о ритме исторического процесса 31
45. Определите понятие «теология» 32
46. Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень 32
47. Философия о смысле исторического процесса 33
48. Определите понятие "онтология" 34
49. Философия Нового Времени – особенности периода 35
50. Исторический прогресс и регресс 35
51. Определите понятие "агностицизм" 36
52. Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты 36
53. Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства 37
54. Определите понятие "сенсуализм" 39
55. Философия эпохи Просвещения 39
56. Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке 39
57. Определите понятие "номинализм" 41
58. Немецкая классическая философия 41
59. Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека 42
60. Определите понятие "детерминизм" 43
61. Русская философия: периодизация и основные проблемы 43
62. Личная биография во всеобщей истории 44
63. Определите понятие «плюрализм» 45
64. Проблемы русской философии XIX века в творчестве П.Я.Чаадаева 45
65. Вопрос о смысле человеческого существования в философии 46
66. Определите понятие «философия» 47
67. Проблемы будущности России в творчестве К.Н.Леонтьева 47
68. Человек как космопланетный феномен 48
69. Определите понятие «рационализм» 48
70. Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору) 49
71. Основные проблемы современного информационно-технического общества 50
72. Определите понятие «секуляризация» 52
73. Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке 52
74. Проблемы и перспективы современной цивилизации 54
75. Определите понятие «субстанция» 55
76. Русская философия и её отношение к философской категории «бытия» 55
77. Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития 57
78. Определите понятие «деизм» 59

Файлы: 1 файл

filosofia_bonus.doc

— 672.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание.

Созна́ние —  состояние психической жизни  человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также  в отчёте об этих событиях.

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл  существования данного термина  выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

В общем смысле сознание временами также означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы.

Сознание как  способность следует отличать от такой способности как мышление. Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять  себя из мира и противопоставлять  себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира. В противоположность сознанию, мышление есть способность мыслить — фиксировать мир в понятиях и делать на основе них выводы в форме суждений и умозаключений. Сознание — необходимая предпосылка для мышления, поскольку только благодаря ему мы вообще отличаем себя от окружающего нас мира, говорим о себе как отъединенном от всего остального субъекте воли, «Я» мышления и чувства. Но само сознание есть не только мышление. Сознание включает в себя мышление как необходимую часть.

Иллюзорное  сознание – это сознание искаженное, обманное, неистинное, неадекватное восприятие действительности. Люди с иллюзорным сознанием мыслят, как живут, и живут, как мыслят. Феномен иллюзорности сознания всегда существует "для другого", "чужого", чьё сознание не совпадает с моим. Расценить "моё" сознание как иллюзорное может только "чужое" сознание. Проблема истинности или иллюзорности сознания всегда имела практический смысл: молодое поколение (поколение детей) не всегда адекватно оценивало сознание старшего поколения (поколения отцов). Отсюда парадокс иллюзорности сознания, который впоследствии испытывает на себе нынешнее поколение: следующее за ним молодое поколение назовет его сознанием иллюзорным.

 

  1. Определите понятие "скептицизм".

Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».

 

  1. Периодизация истории философии.

Философия (как  особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно  в Древней Греции, Древней Индии  и Древнем Китае в так называемое «Осевое время»(термин Ясперса), откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

 

Периоды

Западная философия

Восточноевропейская и ближневосточная философия

Философия Южной  и Центральной Азии

Дальневосточная философия

Современная философия

Современная философия

Философия Нового времени

Европейская философия

 
Новоевропейская философия

 
Философия Возрождения 
 
Американская философия

 
Латиноамериканская философия

 
Африканская философия

 
Австралийская философия

Мусульманская философия 
Арабская философия 
Персидская философия 
 
Восточнохристианская философия

 
Византийская философия 
 
Русская философия 
 
Еврейская философия

Философия индуизма

 
Индийская философия 
 
Буддийская философия

 
Тибетская философия

 
Вьетнамская философия 

Философия дальневосточного буддизма

Китайская философия

 
Корейская философия

 
Вьетнамская философия

 
Японская философия

Средневековая философия

Европейская философия

 
Философия Возрождения

 
Средневековая западноевропейская философия

Древняя философия

Античная философия, в том числе 
Древнегреческая философия 
Древнеримская философия

Древнеиндийская философия

Древнекитайская философия


 

 

  1. Способы выражения сознания. Связь сознания с языком.

Язык служит условием взаимопонимания людей, а  также осознания человеком действительности и самого себя. Средствами облегчения воплощения мысли в языковой форме яв­ляются различные виды речи: устная, письменная, внутренняя («думать про себя»). Речь — это процесс использования языка для общения.

Язык — система знаков, имеющих значение. Язык — спо­соб существования сознания и общения человека с человеком. Прежде всего, надо понять, что сознание неразрывно связано с языком как определенной знаковой системой. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя другого предмета и, следовательно, воспроиз­водящий его свойства.

Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и  неязыковые знаки (среди них —  копии, признаки, симп­томы). В качестве знаковых систем можно рассматривать  «язы­ки» изобразительного искусства, театра, кино, танца, музыки и т.п. Знаковые системы возникли и развиваются как матери­альная форма, в которой осуществляется сознание, мышление.

Исходной знаковой системой является обычный разговорный, естественный язык. В языке выделяют речь — язык в действии, в ситуации общения, в первую очередь устного, во вторую — письменного.

Мышление (сознание) и язык неразрывно связаны, но не тождественны. Различие между ними состоит в  том, что мысль есть отражение  объективной реальности, в то время как слово  —       способ закрепления, выражения мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям.

Слово как единица языка  имеет две стороны: внешнюю, звуковую (фонетическую) и внутреннюю, смысловую (семантическую). Обе они — продукты длительного общественно-ис­торического развития. Единство этих сторон и создает слово, в котором сплавляются функции знака и значения.

Итак, сознание и язык едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление. Сознание отра­жает действительность, а язык обозначает и выражает ее. Язык —      способ существования сознания.

 

  1. Определите понятие "догматизм".

Догмати́зм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.

Для догматизма характерны некритичность  по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.

Термин «догматизм» применяется  в сфере политики, религии и  философии.

 

  1. Особенности философии Древнего Китая.

Человек в Китае  отождествляется с природой и  космосом и занимает центральное  место в китайской философии. Согласно китайской философской  традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.

Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии: 1) "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные, 2) "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется  с сексуальной энергией.

Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).

Энергия ци подразделяется на вещественную ци и духовную ци.

Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего  лишнего, очищение души.

Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека).

Помимо трех видов космической энергии (энергии  зарождения - цзин; энергии материального  и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится  на два противоположных начала - мужское и женское.

Это касается как живой  природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое  деление среди животных), так и  неживой природы (например, китайская  философия относит к активному  мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение  ян и инь.

Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:

1. Великий Хаос, напоминающий  по форме огромное Яйцо;

2. Зарождение в Яйце-Хаосе  в течение 18000 лет Первопредка  всего сущего - гиганта Пань-Гу;

3. Выход гиганта Пань-Гу  из Яйца, что привело яйцевидный  Хаос к гибели;

4. Образование из Хаоса  Неба и Земли путем концентрации  всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу  (Земля);

5. 18000-летнее стояние гиганта  Пань-Гу между Небом и Землей, в результате которого Небо и Земля закрепились на своих местах;

6. Смерть Пань-Гу, создание  всего сущего из его тела: Солнца  и Луны - из глаз, грома - из голоса, ветра - из выдоха, рек - из крови,  дорог - из жил, камней и полезных  ископаемых - из костей, зубов.

7. Возникновение человека  из паразитов, ползавших по  телу Пань-Гу, либо в результате  любви фантастических первопредков  Фуси и Нюйвы - людей-драконов.

Старинное философское произведение "И-Цзин" объясняет происхождение  мира из пяти первоэлементов - земли, дерева, металла, огня, воды, которые находятся в постоянном круговороте.

 

  1. Общественное сознание.  Активная и пассивная свобода индивидуального сознания.

Общественное  сознание — в марксизме: отражение  общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии  особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает  его.

Общественное сознание, складываясь  из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания (рис. 18.2). Можно выделить различные формы общественного сознания, главные из которых показаны на рис.18.3.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определите понятие "идеализм".

Идеализм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"