Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:29, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Содержание работы

1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель 1
2. Философская проблема бытия и её смысл 2
3. Определите понятие "сциентизм" 4
4. Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель) 4
5. Проблема бытия в истории философии 5
6. Определите понятие «гносеология» 6
7. Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе 7
8. Онтологические корни бытия и его свойства 8
9. Определите понятие "иррационализм" 10
10. История философии – как необходимая составная часть философии 10
11. Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание 11
12. Определите понятие "скептицизм" 12
13. Периодизация истории философии 12
14. Способы выражения сознания. Связь сознания с языком 13
15. Определите понятие "догматизм" 13
16. Особенности философии Древнего Китая 14
17. Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания 14
18. Определите понятие "идеализм" 15
19. Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм 16
20. Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира 17
21. Определите понятие "метафизика" 17
22. Особенности древнеиндийской философии 17
23. Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация 18
24. Определите понятие "антропоцентризм" 18
25. Основные религиозно-философские школы Древней Индии 19
26. Проблема человека в науке 20
27. Определите понятие "материализм" 21
28. Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы 21
29. Основные принципы понимания человека в философии 22
30. Определите понятие "диалектика" 22
31. Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды 23
32. Концепция антропосоциогенеза 23
33. Определите понятие «индукция» 24
34. Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы) 25
35. Экзистенциальная концепция человека 25
36. Определите понятие «дедукция» 26
37. Особенности средневековой философии: патристика и схоластика 26
38. Периодичность развития науки 27
39. Определите понятие «гуманизм» 28
40. Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья 28
41. Этапы эволюций современной картины мира 29
42. Определите понятие «антропологический гуманизм» 30
43. Особенности эпохи Возрождения 30
44. Философия о ритме исторического процесса 31
45. Определите понятие «теология» 32
46. Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень 32
47. Философия о смысле исторического процесса 33
48. Определите понятие "онтология" 34
49. Философия Нового Времени – особенности периода 35
50. Исторический прогресс и регресс 35
51. Определите понятие "агностицизм" 36
52. Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты 36
53. Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства 37
54. Определите понятие "сенсуализм" 39
55. Философия эпохи Просвещения 39
56. Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке 39
57. Определите понятие "номинализм" 41
58. Немецкая классическая философия 41
59. Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека 42
60. Определите понятие "детерминизм" 43
61. Русская философия: периодизация и основные проблемы 43
62. Личная биография во всеобщей истории 44
63. Определите понятие «плюрализм» 45
64. Проблемы русской философии XIX века в творчестве П.Я.Чаадаева 45
65. Вопрос о смысле человеческого существования в философии 46
66. Определите понятие «философия» 47
67. Проблемы будущности России в творчестве К.Н.Леонтьева 47
68. Человек как космопланетный феномен 48
69. Определите понятие «рационализм» 48
70. Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору) 49
71. Основные проблемы современного информационно-технического общества 50
72. Определите понятие «секуляризация» 52
73. Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке 52
74. Проблемы и перспективы современной цивилизации 54
75. Определите понятие «субстанция» 55
76. Русская философия и её отношение к философской категории «бытия» 55
77. Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития 57
78. Определите понятие «деизм» 59

Файлы: 1 файл

filosofia_bonus.doc

— 672.50 Кб (Скачать файл)

Возможно другое деление на периоды:

  • доклассический (ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий)
  • классический (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)
  • неклассический (конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента)
  • постнеклассический (конец XX в., появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области, поиск целей науки).

 

  1. Определите понятие «гуманизм».

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность, лат. humanus —  человечный, лат. homo — человек) —  мировоззрение, в центре которого находится  идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение  в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).

Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его  право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

 

  1. Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья.

Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к  христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской  православной церковью — 15 июня по старому  стилю.

Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас  Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d'Aquino) (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus, Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

 

  1. Этапы эволюций современной картины мира.

Современная естественно-научная картина мира, которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания. 
В своем развитии естестенно-научная картина мира прошла ряд этапов (табл.1). 
Таблица 1 
Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира

 

Этап  истории

Научная картина мира

4000 лет до  н.э. 

Научные догадки  египетских жрецов, составление солнечного календаря.

Предсказание  солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями.

3000 лет до  н.э. 

Разработка семидневной  недели и лунного календаря в Вавилоне.

2000 лет до  н.э. 

Первые представления  о единой естественно-научной картине  мира в античный период.

VIII в. до н.э.

Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей. 

VII в. до н.э.

Создание математической программы Пифагора-Платона.

VI в. до н.э.

Атомистическая  физическая программа Демокрита-Эпикура.

V в. до н.э.

Континуалистическая физическая программа Анаксагора-Аристотеля.

II в. до н.э. 

Изложение геоцентрической  системы мира К. Птолемеем в сочинении "Альмагест".

1543 г.

Гелиоцентрическая система строения мира польского  мыслителя Н. Коперника.

XVII в.

Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Келлера и И. Ньютона.

 
XIX в.

Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М. Фарадея и Д. Максвелла.

XX в. 

Становление современной  естественно-научной картины мира. 


Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий. 
Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.

В современной естественно-научной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.

 

  1. Определите понятие «антропологический гуманизм».

Философско-антропологический  подход. Сторонники этого подхода  рассматривают гуманизм сквозь призму представлений о человеке как  исчерпывающем субъекте этого мировоззрения  и соответствующей практики. При этом надо отметить, что философско-антропологическая аналитика гуманизма, по мнению самих сторонников этого направления исследований, «не имеет прочных, устоявшихся традиций: не разработана методология исследования, не определено её проблемное поле, не обозначились основные направления, школы, подходы. По существу, предпринимаются лишь первые попытки на пути антропологического анализа гуманизма».

Философско-антропологический  анализ гуманизма позволяет повысить ответственность человека за судьбу современного мира и освободиться от демонизации информационно-технологических процессов».

Следует также  отметить существенные преимущества данного  подхода, позволяющего избежать софистики, нигилизма и цинизма относительно сущности, возможностей, перспектив и ценностного статуса человека, поскольку «бытийно-антропологический смысл гуманизма освобождает от необходимости каждый раз обосновывать ценность человека и определять его место в иерархии ценностей. Ценность человеческого бытия не нуждается ни в эмпирических, ни в теоретических доказательствах и оправданиях. Это должно быть принято в качестве аксиомы».

 

  1. Особенности эпохи Возрождения.

Возрожде́ние, или  Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от "ri" - "снова" или "заново рожденный") — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Термин Возрождение  встречается уже у итальянских  гуманистов, например, у Джорджо  Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским  историком XIX века Жюлем Мишле. В  настоящее время термин Возрождение  превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.

Общая характеристика:

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений  в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в  деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

 

  1. Философия о ритме исторического процесса.

Исторический  процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих людей. Основу исторического процесса составляют события, т.е. те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Всю эту бесконечную череду событий в их неповторимом своеобразии изучает историческая наука.

     Общую  природу исторического процесса, наиболее общие законы, самые  существенные взаимосвязи в истории  стремится выявить философия истории.

     Философия  истории (историософия) – раздел  философии, связанный с интерпретацией  исторического процесса и исторического  познания. Философия истории занимается  также прогнозированием будущего.

     Социальные  изменения – это переход тех  или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.

     Типы  изменений разнообразны и зависят  от того, какие элементы общества  в них вовлечены. В частности,  изменениям могут подвергаться:

     1) состав общества (распад в результате гражданской войны, депопуляция, вызванная голодом, эпидемиями, стихийными катастрофами);

     2) структура (между социальными  группами возникает неравенство;  появляются новые центры власти; устанавливаются корпоративные  или конкурентные связи);

     3) функции (государство «уходит»  из управления экономикой; происходит  децентрализация управления высшими  учебными заведениями; снижается  роль церкви);

     4) отношения между подсистемами (повышается  роль духовной сферы, политика начинает определять экономику);

     5) окружение (ухудшение экологии, различные  природные катаклизмы, эпидемия  СПИДа).

     Социальное  развитие – изменения, которые  приводят к глубоким, качественным  сдвигам в обществе, преобразованиям  социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состяние. 

    

Скорость, темп исторического развития.

     Закон  ускорения развития общества (исторического  времени) утверждает, что на каждую  последующую стадию развития  общества уходит меньше времени,  чем на предыдущую. Эпоха первобытности  (дописьменное время) значительно «длиннее» всех последующих.

     Мы  сейчас переживаем наиболее экстенсивную  и быструю урбанизацию, какую  мир когда-либо видел. В 1850 г.  только четыре города на планете  имели население 1 000 000 или больше. К 1900 г. это число возросло  до 19. Но к 1960 г. их было 141, и сегодня городское население в мире увеличивается со скоростью 6,5% в год…

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"