Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
1. Философия как наука. Истоки философии: Сократ, Аристотель 1
2. Философская проблема бытия и её смысл 2
3. Определите понятие "сциентизм" 4
4. Философия – её функции и основные вопросы философии (Кант, Гегель) 4
5. Проблема бытия в истории философии 5
6. Определите понятие «гносеология» 6
7. Плюрализм философских систем. Роль философии в обществе 7
8. Онтологические корни бытия и его свойства 8
9. Определите понятие "иррационализм" 10
10. История философии – как необходимая составная часть философии 10
11. Проблема сознания в философии. Иллюзорное сознание 11
12. Определите понятие "скептицизм" 12
13. Периодизация истории философии 12
14. Способы выражения сознания. Связь сознания с языком 13
15. Определите понятие "догматизм" 13
16. Особенности философии Древнего Китая 14
17. Общественное сознание. Активная и пассивная свобода индивидуального сознания 14
18. Определите понятие "идеализм" 15
19. Основные религиозно-философские школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм 16
20. Историческое формирование миропонимания: греко-античная, иудео-христианская и естественнонаучная картины мира 17
21. Определите понятие "метафизика" 17
22. Особенности древнеиндийской философии 17
23. Антропоцентрический гуманизм и техногенная цивилизация 18
24. Определите понятие "антропоцентризм" 18
25. Основные религиозно-философские школы Древней Индии 19
26. Проблема человека в науке 20
27. Определите понятие "материализм" 21
28. Особенности античной философии и её фундаментальные проблемы 21
29. Основные принципы понимания человека в философии 22
30. Определите понятие "диалектика" 22
31. Мудрость античных философов: досократовский и классический периоды 23
32. Концепция антропосоциогенеза 23
33. Определите понятие «индукция» 24
34. Развитие идей Сократа, Платона и Аристотеля в эллинистический и римский периоды развития античной философии (софисты, стоики, эпикурейцы) 25
35. Экзистенциальная концепция человека 25
36. Определите понятие «дедукция» 26
37. Особенности средневековой философии: патристика и схоластика 26
38. Периодичность развития науки 27
39. Определите понятие «гуманизм» 28
40. Августин Блаженный и Фома Аквинский – религиозные философы Средневековья 28
41. Этапы эволюций современной картины мира 29
42. Определите понятие «антропологический гуманизм» 30
43. Особенности эпохи Возрождения 30
44. Философия о ритме исторического процесса 31
45. Определите понятие «теология» 32
46. Философы эпохи Возрождения – Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень 32
47. Философия о смысле исторического процесса 33
48. Определите понятие "онтология" 34
49. Философия Нового Времени – особенности периода 35
50. Исторический прогресс и регресс 35
51. Определите понятие "агностицизм" 36
52. Начало Нового Времени: эмпирики и рационалисты 36
53. Человек в информационно-техническом мире как реальной точке исторического пространства 37
54. Определите понятие "сенсуализм" 39
55. Философия эпохи Просвещения 39
56. Проблема личности в философии: «плоть» и «дух», «биологическое» и «социальное» в человеке 39
57. Определите понятие "номинализм" 41
58. Немецкая классическая философия 41
59. Проблема одиночества и общения, страха и свободы в жизни человека 42
60. Определите понятие "детерминизм" 43
61. Русская философия: периодизация и основные проблемы 43
62. Личная биография во всеобщей истории 44
63. Определите понятие «плюрализм» 45
64. Проблемы русской философии XIX века в творчестве П.Я.Чаадаева 45
65. Вопрос о смысле человеческого существования в философии 46
66. Определите понятие «философия» 47
67. Проблемы будущности России в творчестве К.Н.Леонтьева 47
68. Человек как космопланетный феномен 48
69. Определите понятие «рационализм» 48
70. Идеи русской философии в творчестве мыслителей XIX века (философ по выбору) 49
71. Основные проблемы современного информационно-технического общества 50
72. Определите понятие «секуляризация» 52
73. Фрейд: сознательное и бессознательное в человеке 52
74. Проблемы и перспективы современной цивилизации 54
75. Определите понятие «субстанция» 55
76. Русская философия и её отношение к философской категории «бытия» 55
77. Утопия и научный прогноз. Альтернативные модели человеческого развития 57
78. Определите понятие «деизм» 59
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
С точки зрения психологии страх является эмоциональным процессом. В теории дифференциальных эмоций К. Изарда страх отнесён к базовым эмоциям, то есть является врождённым эмоциональным процессом, с генетически заданным физиологическим компонентом, строго определённым мимическими проявлением и конкретным субъективным переживанием. Причинами страха считают реальную или воображаемую опасность. Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
Свобода — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе. (см. также Степени свободы).
В определенном
смысле, понятие «свобода»
В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней ответственности.
Абсолютная свобода
— течение событий таким
В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
В праве свобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности — вменяемости или невменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой меры ответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния — меры наказания.
Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Русская философия — собирательное название философских концепций русских мыслителей. Старейшими сохранившимися письменными памятниками русской философской мысли считаются:
По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Предметами философского поиска русских мыслителей были:
Русская философия самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична и актуальна. С XI по XX вв. в ней можно выделить ряд периодов, в рамках которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным единообразием:
1. Становление
русской философии,
2. Обособление
философии от религии и утвержд
3. Фундаментальная
разработка проблем
В конце XIX - начале
XX" вв. критика исторического
Биографические методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.
В двадцатом веке ленинградский учёный и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной психологической науке. Его последователь и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен её труд "Психобиографический метод исследования и коррекции личности", изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.
Автобиография (с греческого: «собственное жизнеописание») — последовательное описание человеком событий собственной жизни. Как литературный жанр автобиография зарождается в поздней античности, на почве зарождающегося индивидуалистического самоощущения, одновременно с понятием личности («Исповедь» Блаженного Августина — психологическое описание религиозного кризиса и обращения).
Этот жанр повторяется в нескольких произведениях XVII в., например в «Милости Божьей, сошедшей на главного грешника», написанное Баньяном в 1666 году., и позднее в форме светского философского произведения в поэтическом шедевре Уильяма Вордсворта «Прелюдия», завершенном в 1805 году.
Началом современного
жанра автобиографии можно
Своей «Автобиографией», опубликованной в 1793 году, Бенджамин Франклин заложил основы чисто американской традиции «истории успеха».
Для автобиографии, в отличие от дневника, характерно ретроспективное, с высоты прожитых лет, стремление осмыслить свою жизнь как целое; пишущий литературную автобиографию нередко прибегает к вымыслу. В отличие от мемуаров, автор сосредоточен на истории своей личности, а не на окружающем мире. Существуют и пограничные между автобиографией, дневником и/или мемуарами жанры.
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.
Пётр Я́ковлевич Чаада́ев, устар. Чадаев, Чедаев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, Москва) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.
В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Философические письма». Публикация первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен сумасшедшим.
Будучи одним из самых философски образованных людей России, Чаадаев ценил воззрения античных мыслителей, особенно Платона и Эпикура, однако первостепенное значение для него всегда имела христианская философия. Он хорошо знал труды Декарта и Спинозы, Канта и Фихте, был знаком лично с Шеллингом, встречался с ним и обменивался письмами и безусловно имел основательные представления о его системе взглядов. В отличие от русских шеллингианцев, которые исходили из раннего Шеллинга, его натурфилософии и «философии тождества», Чаадаев отмечает близость своих взглядов с миропониманием позднего Шеллинга, перешедшего к «философии откровения», «стремясь, -как сам Шеллинг пишет в письме к высоко чтимому им Чаадаеву, -преодолеть господствовавший до сих пор рационализм (не богословия, а самой философии)», т. е. соединить философию и религию. К Гегелю, которым начала увлекаться русская образованная молодежь 30-40-е гг., Чаадаев сначала отнесся настороженно и критически как к антиподу Шеллинга, но затем оценил высоко как создателя синтетической философии, соединившей субъект и объект. Гегель, синтезировавший учение Фихте и Шеллинга, по словам Чаадаева, - «последняя глава современной философии».
Философия самого Чаадаева основывается на христианском религиозном учении. «Хвала земным мудрецам, - пишет он во втором «Философическом письме», - но слава одному только Богу!».В противоположность деизму, признающему Бога только в качестве создателя мира и его перводвигателя, Чаадаев подчеркивает непрерывность действия Бога на мир и человека, ибо он «никогда не переставал и не перестанет поучать и вести его до скончания века». «Наша свобода» - это «образ Божий, его подобие» (там же). Однако без идей, нисшедших с неба на землю, «человечество давно бы запуталось в своей свободе», которую человек часто понимает, «как дикий осленок», и, злоупотребляя своей свободой, творит зло.
На этих основаниях создается его оригинальная философия истории, историософия. Ставя перед собой задачу «построить философию истории», «размышляя о философских основах исторической мысли», Чаадаев рассматривает проблему соотношения фактов и достоверности. С одной стороны, полагает он, «никогда не будет достаточно фактов для того, чтобы все доказать», с другой - «самые факты, сколько бы их ни собирать, еще никогда не создадут достоверности». Особое внимание философ уделяет проблеме соотношения личности и общества в процессе исторического развития. Для него «единственной основой нравственной философии» и «основой понятия истории» является замена отдельного существования Я «совершенно социальным, или безличным». В философии истории Чаадаева важное место занимает его трактовка вопроса о взаимоотношении между различными народами в процессе их исторического развития.