Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное.
Неразрывно связан с обществом. Человек
становится человеком, лишь вступив
в общественные отношения, в общение
с другими. Социальная сущность человека
проявляется через такие
50. Первые идеи о происхождении человека возникли задолго до философии в мифах и легендах древних народов. Идея сотворения человека Богом, который наделил человека душой, разумом. Другая идея связывает происхождение человека с его выходом из животного мира. Анаксимандр - человек произошел от рыбы. Ч. Дарвин- из пород древних приматов. Имеет место и гипотеза о космическом происхождении человека как пришельца из других миров Космоса . Ф. Энгельс выдвинул и обосновал гипотезу о решающей роли социального фактора, трудовой, материально-производственной деятельности в процессе трансформации человекообразной обезьяны в первобытного человека, а затем и в современного человека. Большинством мыслителей высказываются идеи об основных качествах, характеризующих сущность человека : наличие сознания, интеллекта; способность к труду; руки, как естественного орудия труда; членораздельная речь; свобода воли; общительность; творчество.
В античной Греции первым создателем учения о человеке был Сократ: главным признаком человека - способность к духовно-нравственной жизни. У Платона- главенствующей у человека выступает только душа, а тело рассматривается как враждебная душе материя. Аристотель рассматривает человека как необходимое единство души и тела, как результат естественного развития.
Для направлений современной философии (экзистенциализм, персонализм, фрейдизм ) сущность человека - научно внутренние мотивации побужденя, инстинкты, озарения, интуиции.
Рационалистическая диалектико-материалистическая теория человека исходит из подхода к нему как биологическому и социальному существу. Привело к формированию семья, племя, нация, государство. К. Маркс полагал, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
В эпоху Просвещения (XVII — XVIII вв.) природный фактор рассматривался (Монтескье, Дидро) как фундамент, определяющий все основные способности, потребности людей, а через них общественные отношения, законы. Социальный же фактор оказывается зависимой, второстепенной стороной.
Со второй половины XIX в. в философии и социологии значительное распространение получают теории социального дарвинизма, согласно которым развитие человека обусловлено законами живой природы, законами естественного отбора и борьбы за существование. Почти все, что происходит в обществе: социальные болезни, социальное неравенство, войны, признается детерминированным биологическими причинами.
В настоящее время в науке все больше утверждается идея о биосоциальной природе человека. Биологическая основа человека составляет неотъемлемую часть всей живой и неживой природы. Биологическую сущность человека определяет совокупность видовых признаков, присущих ему как человекообразному: строение тела, физиология, продолжительность жизни, расовые особенности. Решающая же роль во взаимодействии биологического и социального в человеке принадлежит социальному фактору: это и орудийно-производственная, коллективистские формы жизни, язык, общественная, культурная, политическая деятельность.
51. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение атомов.
Но в дальнейшем было осознано качественное отличие явлений сознания от материальных вещей. В образах, ощущениях, возникающих в нашем сознании, нет ни грамма вещества. Синее, сладкое в природе как таковые не существуют, они идеальны.Идеальны картины нашего воображения и общие понятия -добро, справедливость.Поэтому под идеальным одни понимают субъективный образ объективного мира, другие — объективную , но нематериальную реальность Как же решается проблема сознания?
В древности существовало представление о существовании души. У Платона душа живет то в мире идей, то вселяется в тело. В христианстве разум человека — искра божьего разума, дарованная при рождении, после смерти она покидает тело. Душа бессмертна. У Декарта материя и сознание сосуществуют независимо друг от друга. Для идеализма, кроме явлений сознания, ничего не существует, сознание является субстанцией.Для материализма сознание есть свойство материи.
В естествознании-это психофизиологическая проблема -как связано мышление с процессами головного мозга,психофизическая проблема - как связаны психика и материальные процессы в веществе мозга.
В материализме сознание считается свойством материи — свойством отражения. Отражение — это свойство взаимодействующих тел воспроизводить в своей внутренней структуре особенности друг друга.
У растений — это уже раздражимость, у животных — это чувствительность.
Качественно иная психика у человека. Психика животных предназначена для приспособления к среде, у человека — для ее преобразования. Отсюда проблема происхождения этой качественно новой психики — сознания.
Ф.Энгельсом. У материалистов материя первична, сознание вторично, а у идеалистов наоборот. У монистов в основе мира лежит одно первоначало: материя или сознание, у дуалистов оба начала существуют независимо друг от друга. В происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», отличается от «поведения» животных. что нужно человеку, он не застает в мире в готовом виде. Он все должен создать сам, переделать мир. Жить в этом мире на основе генетической программы нельзя, так как неадекватная реакция может привести к гибели.Для существования человека необходимо создавать образы того, что он хочет. Этот процесс есть целеполагание.Этот образ надо удерживать в голове вместе со свойствами, которые не даны в чувственном восприятии, так как человек пользуется уже не природными веществами, а переделанными им. Эти свойства фиксируются в абстрактных понятиях — зафиксированных в слове. Необходимо также определить способ достижения цели. Чтобы отделить себя от внешнего мира и результатов своей деятельности, оценить свои возможности , человеку необходимо самосознание. Сознание человека не угасает, так как деятельность человека постоянно меняет мир и заставляет сознание вечно бодрствовать.
52. Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек приобретает новые качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих личностных качеств.К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями ( рост, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры( физические, психические особенности, интеллект, мировоззрение).
Типология личности - фундаментальная проблема психологического познания. Карл Густав Юнг
При выделении типов личности учитываются ее индивидные или социально сформированные характеристики, такие как особенности телесной конституции, свойства нервной системы.
По Павлову, представители мыслительного типа, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений. Их чувства отличаются сдержанностью. Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.
У людей художественного типа преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность.
Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств.
В теории Юнга выделяются две ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: Интроверсия - направленность психической активности на содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии. Интроверт - это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», проявляющий незначительный интерес к окружающему.
Экстраверсия- обращает человека к миру внешних явлений и событий. Экстраверт в своих мыслях и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям объекта.
Второй значимый фактор психологических типов - максимальная выраженность одной из четырех психических функций: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Та или иная функция становится определяющей в жизни индивида, другая оказывается подчиненной и вспомогательной, еще две - остаются недифференцированными (неразвитыми) и действуют преимущественно на бессознательном уровне.
Классификация Эдуарда Шпрангера- шесть типов личности, на основе шести универсальных ценностных ориентаций. Выделенные Шпрангером ценности присущи в определенной мере всем людям и являются стержневыми в человеческой жизни.
Теоретическая-Человек заинтересован в раскрытии истины.
Экономическая0 человек0 ценит то, что полезно и выгодно,
Эстетическая- человек - ориентирован на совершенную форму и гармонию.
Социальная- ценностью для - человека является любовь и признание людей.
Политическая- интерес политического типа «человек силы».
Религиозная-Люди заинтересованы в понимании мира как единого целого, управляемого Богом.
53. особенностью древневосточной философии была "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное "Я" преобладает над индивидуальным "Я". Древневосточное мировоззрение пыталось объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью жизни выступало достижение высшей мудрости.Слияние с вечностью характерное для всей древневосточой философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление неизменному абсолюту предполагает безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Античнаяая философия была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг, разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Сократ- основоположник этики. Его интересовал внутренний мир человека, его душа. Платон: От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик.Человек - такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляется законами.
Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении "служанки богословия" и обосновывала идею греховной сущности человека.Августин Блаженный: В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь.
Религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональнму, а живой надежде.
эпохи Возрождения- антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек.
Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Ж.О.Ламетри, П.Гольбах, К.А.Гельвеций, Д.Дидро). И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.