Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
16. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм)-на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
производственные отношения образуют экономическую систему, которая является базисом для государства и общества, общественных отношений;
указанные общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
Выделяются общественно-экономические формации – первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);
рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – экономика которой основана на массовом, жестко управляемом государством труде свободных людей – земледельцев (Древний Египет, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной собственности на средства производства;
рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.
Основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и приобретение человеком самого человека;
развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
17. Корни волюнтаризма содержатся в христианской догматике, учениях И. Канта, И.Г. Фихте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. Так, предпосылкой новейшего волюнтаризма явилось учение Канта о преобладающем значении практического разума. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу личности, а в волевой деятельности «Я» – абсолютный творческий принцип бытия, источник духовного самопорождения мира. В противоположность этому Шопенгауэр дает иррациональную трактовку воли, как слепого, неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира, что и характеризует его как философского пессимиста. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше. Волюнтаризм – это доминирование воли человека над другими проявлениями духовной жизни, включая и мышление. То есть волюнтаризм проявляется, как попытка произвольно решать возникающие проблемы человека, общества, не считаясь с объективными законами природы, общества, условиями бытия.
Рассматривая, подобно Шопенгауэру, мир как продукт воли - первоосновы всего существующего, Ницше однако, заменил шопенгауэровский монистический волюнтаризм, учение о единстве воли - признанием множества конкурирующих, сталкивающихся в смертельной борьбе «центров» сил. Мир, согласно Ницше, не един, а значит, не есть бытие, материя; в лучшем случае он является выражением дискретности воли. Воля конструирует мир. Отсюда и свойства мира - движение, притяжение, отталкивания И вообще, - говорит Ницше, - в мире нет вещей: если устранить привносимые нами самими понятия - числа, деятельности, движения, силы, - «то вещей не будет, а останутся динамические количества, находящиеся в некотором отношении со всеми другими динамическими количествами».
18. Основателем позитивизма считается О. Конт (1798-1857), Центральная идея философии Конта – «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: 1) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии (начавшейся с 1800 года) отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания – наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку – социологию, выявляющую законы функционирования общества. Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству. Конт стремился распространить свой позитивизм за пределами Франции, где его многие принимали за сумасшедшего. В его социально-религиозной утопии существовали также бредовые понятие о Великом Фетише или Великой Среде Обитания. Секта жила по составленному им календарю; новое летоисчисление велось от 1789 г. — начало Великой Французской революции. Календарь был очень сложным, с многочисленными праздниками, сопровождающимися специально обставленными трапезами. Позитивистская секта, как это было принято во многих тогдашних общинах, исполняла различные религиозные таинства и ритуалы: крещение, венчание, отпевание умерших и пр.
19. Общая черта неопозитивизма, чаще всего называемого сегодня «аналитической философией», — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел и Л. Витгенштейн (1989 — 1951).
Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.
В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.
Неопозитивизм, Постпозитивизм - направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
20. Карл Густав Юнг (1875 — 1961) - швейцарский психолог, психиатр, психоаналитик и культуролог, основатель аналитической психологии, один из наиболее близких сподвижников 3. Фрейда. В качестве основной задачи психотерапии Юнг выдвигал восстановление нарушенных связей между различными уровнями и системами психики. Он исследовал обширный круг разнообразных проблем: мифы, обряды, ритуалы, символику, сновидения, религии, астрологию, психические расстройства, искусство, культуру, личность и т. д. Юнг разработал оригинальную концепцию личности.
Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития.
З. Фрейд вводит новое понятие «либидо», понятием «либидо» он охватывал не только сексуальное влечение, но всю сферу человеческой любви, в том числе дружбу, родительскую любовь и т.д.
З. Фрейд открывает огромную роль инстинктов в жизни человека. Он выделяет два основных инстинкта – «Эрос» и «Танатос». Причем эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борятся между собой.
Изучая психику человека Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Оно» - мир бессознательного, где хранятся вытесненные желания человека, ; «Я» - сознание человека; «сверх-Я» - «высшая цензура»: законы, запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Это предсознательный уровень.
Бессознательный уровень подавляется человеком, но иногда он прорывается наружу в форме сновидений, в оговорках, описках, непроизвольных движениях и т.д.
З. Фрейд вводит понятие сублимация, т.е. превращение, Фрейд утверждая, что половой энергией можно управлять с помощью сублимации, т.е. превращения сексуальной энергии в творческую.
А. Адлер выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успехов в бизнесе, политике, науке, искусстве, личной жизни. Стремясь преодолеть комплекс неполноценности и самоутвердиться среди людей, человек актуализирует свой творческий потенциал. А. Адлер это называет сверхкомпенсацией. Например, карьера Наполеона Боанопарта с точки зрения этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов и компенсировать физический недостаток – низкий рост.
Творчество Лакана чрезвычайно многогранно и подвижно, свои идеи он предпочитал излагать не в письменном виде, а на семинарах, материалы которых стали публиковаться только в конце его жизни. Основным направлением мысли Лакана было перечитывание текстов Фрейда, при этом Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа.
Вопрос о субъекте стоит в центре лакановского творчества. По мысли Ж. Лакана человеческая природа радикально отличается от природы животных. У человека нет инстинктов в том виде, в котором они представлены у животных. Согласно Ж. Лакану бессознательное делает это на уровне двойного смысла слов, на уровне их многозначности. Вместе с тем Лакан существенно переосмысливает почти все фрейдовские категории. Он разрабатывает новые понятия - символическое, воображаемое, реальное, - добавляя к ним некоторые логико-математические понятия - отрицание, матема. Вместо фрейдовской триады "Оно - Я - Сверх-Я" Лакан вводит свою триаду "символическое - воображаемое - реальное", расходясь с Фрейдом в понимании входящих в нее терминов. У Лакана на месте Оно оказывается реальное, роль Я выполняет воображаемое, а функцию сверх-Я - символическое.
В отличие от Фрейда, который в своих исследованиях сознательно избегал философии, Лакан придает психоанализу философское измерение. Он стремится превратить психоанализ в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические и логико-математические понятия. В своих исследованиях Лакан допускает использование понятий и терминов лингвистики, математики и других наук, вследствие чего некоторые его положения и выводы выглядят не вполне обоснованными и убедительными, а его концепция в целом оказывается непоследовательной и противоречивой.
21. Фридрих Шлейермахер (1769-1834) обосновал герменевтику как общую теорию интерпретаций, универсальное “искусство понимания”, применимое во всех отраслях гуманитарного знания и прежде всего в философии. По его словам, «Герменевтика — это искусство избегать недоразумения», которое должно основываться на особом своде правил грамматического и психологического истолкования. Необходимость понимания не только текста, но и индивидуальности его создателя. Для этого необходимо как бы воспроизвести творческий акт автора произведения. В ходе реконструкции творческого процесса ученым-герменевтом может быть постигнуто что-то, что до конца не осознавалось самим творцом произведения.
Методу «объяснения» в естественных науках Дильтей противопоставляет метод «понимания». «Понимание» достигается путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». Но одно дело «вжиться» в ныне живущую культуру, и совсем другое дело – проникнуть в культуру древних египтян или инков, и даже древних римлян. По отношению к культуре прошлого, согласно Дильтею, должен применяться метод интерпретации, который он называет герменевтикой. Герменевтика, таким образом, из метода «понимания» боговдохновенных текстов превращается у Дильтея в метод «понимания» любого гуманитарного текста. Дильтей полагал, что природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем. Дильтей впервые вывел герменевтику на философский уровень.
Анализ действенности понимания открывает Гадамеру доступы к моральной проблематике. Находясь в той или иной ситуации, человек вынужден действовать. Говорят, что человек действует либо в силу своей подготовки (например, в технике), либо используя свое всеобщее знание. Как в первом, так и во втором случае игнорируется основная герменевтическая проблема: надо понять конкретную ситуацию, увидеть, что в ней правильно, и действовать в соответствии с этим смыслом. Человек становится опытным, моральным. Возникает согласованность с самим собой.Гадамер выделяет три типа опыта в соотношении «Я» и «Ты».
В первом опыте «Ты» выделяется на основании типичного, общего знания. «Я» предпочитает себя, а «Ты» просто-напросто берется в расчет – в качестве средства. «С моральной точки зрения такое отношение к «Ты» означает чистейший эгоизм и противоречит моральному назначению человека»
Во втором опыте «Ты» признается личностью, но лишь в соотнесенности с «Я». «Я» стремится переиграть «Ты». За взаимное признание приходится бороться
В третьем опыте «Ты» предоставляется максимальная самостоятельность. Взаимосвязанность двух людей всегда означает открытость друг другу и способность слышать собеседника, партнера по диалогу. Отношения между людьми имеют свои основания не в знании, а в готовности к герменевтическому опыту, что в свою очередь предполагает открытость навстречу друг другу и установку на прислушивание к другому, к «Ты».