Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
Согласно Ленину революция в естествознании не опровергла, а наоборот подтвердила диалектический материализм с его идеями качественного разнообразия форм действительности, их развития. В.И.Ленин сформировал качественно новое понятие «материя - есть объективная реальность, данная нам в ощущении»понятие материи в этом определении связывается с фундаментальным свойством “быть объективной реальностью”. Этим обеспечивается прочность, всесторонность оснований диалектического материализма.
43. Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Этот материализм растворял идеальное в материальном, элементы сознания — в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.
Те философы, которые отдавали преимущество Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) - производным и зависимым от Материи назывались материализму, или просто - Материализмом- философия марксизма, философия Людвига Фейербаха, Лукреция Кара, Эпикура, Демокрита.18 столет.
Идеализм -Философия, которая провозглашает Дух (Сознание) первичным, а материю — вторичной.Те философские школы, которые признают существование Духа, который ни от чего не зависит; как Закон, который существует сам по себе, как какие-то Идеи, которая стоит над миром, но дает миру жизнь и направление развития, - называют школами Объективного идеализма. Платон и Гегель.
44. Под движением в философии понимается всякое изменение вообще: это и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми и т.д. Одним словом, это и простое механическое передвижение тел в пространстве, и изменения, связанные с переходом объекта в новое качественное состояние. В связи с этим в философии выделяют два типа движения:
1) состояние движения,
при котором происходит только
количественное изменение
2) состояние движения,
приводящее к изменению
а) разрушение предмета или распад его на более простые элементы (н-р, в процессе гниения);
б) образование нового, более сложного объекта - это развитие;
Развитие - это изменение, сопровождающееся появлением новых качественных состояний. Выделяют две разновидности развития:
- процессы качественных
изменений, не выходящие за
пределы определённого уровня
организации материи (
- процессы качественных изменений, выходящие за пределы определённого уровня организации материи ( формирование из элементарных частиц атомов и молекул, появление социального уровня материи).
Каждому структурному уровню
организации материи
45. Идея пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира: системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и массой и действующих друг на друга на расстоянии, либо при соприкосновении. Открытие электромагнитного поля (и мирового эфира) — вскрыли несостоятельность картины мира. В действительности частицы вещества связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой системе (в вакууме — со скоростью света).
С возникновением живой
природы возникают биологически
«Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических ритмах. Механизм, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.
С возникновением общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство — это форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Это «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. (современный город по своей пространственной планировке отличается от городов средневековья).Социальное время — это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. Выделяют время индивида (жизненный путь человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников),время истории — качественно высший уровень социального времени.
46. Под необходимым понимают то, что обусловлено внутренними причинами и сущностью процессов, что подготовлено всем предшествующим развитием и поэтому наступает неизбежно. Необходимость выражает упорядоченный характер развития мира, его закономерность необходимость связана с общим. Случайность существующая вместе с необходимостью, есть явление объективное. Она вытекает из внешних связей, а поэтому может быть или не быть. Случайность связана с единичным, имеет свои причины. Понимание случайности как беспричинного явления - характерная ошибка обыденного созна- ния, важно уяснить ее относительность. Какое-то явление может быть случайным лишь по отношению к определенной закономерной связи. В другом отношении это же явление необходимо. Для развития науки случайно, какой ученый, где и при каких обстоятельствах сделал то или иное открытие. Но жизнь и деятельность ученого, сделавшего открытие, обычно показы-вают, что он пришел к нему не случайно.
Возможностью называют совокупность условий, предпосылок и причин появления нового, способность материи, действительности порождать новое. Действительностью называют все реально существующее в объективном мире. Действительность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью. Если действительность есть реализованная возможность, то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она может стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы. Возможность и действительность нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую. Чрезмерное сближение возможности и действительности приводит к самоуспокоенности. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы. иначе они могут быть утрачены. Какая из них превратится в действительность, может зависеть от сознательной и практической деятельности людей.
Причина – это действие, обусловливающее определенное изменение. Следствие – результат взаимодействия явлений, в котором фиксируется то новое, что побуждалось причиной. Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Причина и следствие не являются застывшими сторонами действительности. Они переходят друг в друга, меняются местами. Одно и то же следствие может возникнуть в результате действия разных причин (развитие и гибель организма, обучение в вузе). Причины могут быть основными и второстепенными. Различают также причины внутренние и внешние.
47. Единичное - это индивидуальные, неповторимые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - сходные, одинаковые черты и свойства, принадлежащие всем отдельным явлениям определенной группы. Отдельное - это-вещь в целом, и именно ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единством общего и единичного. Общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности. Единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах: оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время проявляет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обозначения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного- указывает на сходство, когда выступает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное.
Действительное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но, познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к дедукции.
Категории "сущность" и "явление" необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и изменчивая сторона вещей называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, устойчивая и определяющая сторона, скрытая за явлениями и недоступная восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта , единство внутренних, необходимых сторон и связей. Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное.
К понятию "явление" близко по содержанию понятие "видимость"- неадекватное, выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явлением вскрыть сущность.
Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Сущность и закон - понятия очень близкие; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями.
Познание идет от явления к сущности. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям.
48. проблемой человека: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире.
В античной философии подход в постижении природы и человека— космоцентризм, разработка философских проблем - понимание космоса как единого целого, обладающего духовным началом (душа).Человек-микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум, мышление.
Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на первое место. Решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично понимание природы и человека, истолкование принципов отношения человека и Бога.
Философия Возрождения является гуманистической, в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью.
Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания. эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.
Одной из важнейших философских
проблем, связанных с человеком,
является проблема соотношения природного
и социального в его
Социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности изменял свои руки, приспосабливая их к орудиям труда, формировал свой язык, предназначенные прежде всего для общения с людьми. Важными этапами на пути становления человека явились приобщение его к огню, добычи огня, а также приручение животных. Окончательно сформировавшийся человек уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественно-исторического развития. Сложились две концепции о природе человека:
социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;
биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека с позиций биологии.
Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор.
49. Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.