Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:46, шпаргалка
1. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.
Милекская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете. (Анаксимандр, Анаксимен. )
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. В спорах о путях развития страны мы слышим отзвук спора западников и славянофилов по вопросу о том, как соотносятся в истории страны особенное и общечеловеческое, чем является Россия — страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая представляет собой часть всего человечества, часть Европы, идущая путем всемирно-исторического развития.
28. Всеединство - это единство творца и творения. Бог по Соловьеву - «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире». Окружающий мир не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей , которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества или идеи. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс - бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир - это не только творение бога. Основой мира является «душа мира» - София - связующее звено между творцом и творением. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, три разновидности этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основополагающего принципа цельное знание предполагает в существование абсолютного начала - Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное - особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.
29. Экзистенциализм – философское течение в русской философии. Н. Бердяев и Л. Шестов. Русский экзистенциализм формировался в условиях нарастания в стране общественного и духовного кризиса. Общие черты экзистенциализма в России – его религиозная окрашенность, персонализм, антирационализм, борьба за свободу человеческого существования и т. д.
Бердяев Николай Александрович проблема существования человека и в связи с этим смысл бытия в целом. Решение этой проблемы может быть только антропоцентрическим, смысл бытия обнаруживается в смысле собственного, человеческого, существования. Существование, наполненное смыслом – это существование в истине, которая достижима человеком на путях спасения или творчества. Творчество, присущая человеку способность к нему, божественна и в этом состоит ее богоподобие.
Субъектом бытия выступает личность как – центр творческой энергии. Личность, по Бердяеву, - это единство двух природ – Божественной и человеческой. Главным субъектом бытия становится дух. Объект – это взаимодействие двух интенций духа: 1) направленность духа на самого себя (интериоризация); направленность на объективный мир (экстериоризация).
Общество, по Бердяеву, представляет господство коллектива, где положение человека опосредовано безличными нормами и законами, отношение человека к человеку определяется через отношение человека к коллективу.Рассматривая понятие «свобода» он определял ее как ничем не обусловленную творческую мощь, возможность новизны. Говоря о гносеологии, Бердяев считал, что имеются два рода познания – свободное, необъективированное (вера) и принудительное, объективированное (наука). Высшая общность людей достигается в Боге. Бердяев разделяет летописную, земную и небесную, метаисторию. Рассмотрение смысла истории связано с проблемой исторического времени. Рассматривая время как бесконечное, можно понимать его как бессмысленное. В историософию Бердяев вводится принципиальное положение о конце истории. В истории внимание Бердяева привлекают два переломных момента: возникновение христианства и возникновение гуманизма. Христианство внесло в сознание понятие свободы как творческого добра или зла. Гуманистическое направление внесло веру в «самобытные силы» человека.
Шестов Лев Исаакович Экзистенциальная философия- это философия жизни в сочетании с философией веры или философией абсурда. В центре внимания находится человек и жизнь человека
, главной задачей философии он считал выявление основ этой жизни. У него наблюдается противопоставление «живой жизни» в ее реальной сущности и неких «отвлеченных начал» - абстрактной системы миропорядка и морали, то есть принципов, навязываемых человеку разумом и наукой. Главенствующую роль играет идея упорядоченности мира, действия в нем каких-то «объективных» закономерностей, выступающих «непреодолимыми», сковывая человека. В то же время реальное человеческое существование не подчиняется никаким законам, так как мышление носит спонтанный и иррациональный характер. Путь к личному спасению для человека шестов усматривает в творчестве, а позднее и в религии. Именно Откровение ведет к настоящей истине и свободе.
30.XIX - начала XX космическая философия- русский космизм-есть учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению космоса. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:
а) философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира.
б) религиозные идеи: в основе русского космизма лежит постулат о единстве всего сущего - земного и небесного.
в) естественно-научные: - не будь в учении русского космизма опоры на человеческий разум, науку, технику, оно осталось бы в истории человеческой мысли лишь как любопытное утопически-религиозное учение.
Бурное развитие науки и естествознания во второй половине XIX века и новые открытия в различных отраслях знания подтолкнули космистов к разработке способов перемещения в космическом пространстве. Николай Федорович Федоров вся философия концентрируется вокруг главной для него идеи - победы над смертью, воскрешение мертвых. Главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. Он считал, что надо установить господство над природой и тогда челочество будет в состоянии победить и смерть. Человек, победив смерть и став господином космоса, сам становится богом. Несмотря на то, что Федоров был глубоко религиозным человеком, а считал что воскрешение достигается в первую очередь не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, то есть самого человека. И Федоров считает, нужно переселить людей на другие планеты, а задача науки - помочь людям овладеть космосом.
Основанием своей "естественной философии" Циолковский считал "познание Вселенной", а также "отречение от рутины, которую дает современная наука". Циолковский разрабатывал собственную "космическую философию" Он наделяет всю материю свойством чувствительности и одушевленности, хотя и присущей ее отдельным частям в разной степени. Наделенные чувствительностью атомы материи свободно и вечно перемещаются в необозримом пространстве Вселенной. Попадая в "высокообразованное существо", атомы начинают мыслить. Жизнь, по Циолковски, вечна: "мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом". Космическое пространство, не имеющее границ, населено разумными существами различного уровня развития.Нравственная космическая задача Земли - внести свой вклад в совершенствование Космоса, сделать это они могут покинув Землю и выйдя в Космос. Суть его космической философии "в переселении с земли и в заселении Космоса".
Вернадский Владимир Иванович (1863-1945) . По новому подошел и развил понятие "биосфера" и "ноосфера". Биосфера, по Вернадскому, земная оболочка, охваченная биологической жизнью. С появлением человека разумного и развитием человеческого общества биосфера постепенно переходит в ноосферу. Согласно Вернадскому, человечество овладевая законами природы и развивая технику, все более преобразует природу соответственно своим потребностям и поэтому ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению, чему способствует выход человека в Космос и проникновение в глубины планеты.
31. Мировоззрение - это сложное, синтетическое, образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, надежд, ценностей, норм, и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет научную и универсальную картину мира, обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей.
3. Эмоционально-волевой
компонент.Превращение в
4. Практический компонент.
Мировоззрение - реальная готовность
человека к определенному типу
поведения в конкретных
Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся по определенным логическим законам..Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности..
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Тогда человечество в форме мифов- сказаний пыталось дать ответ на глобальные вопросы: происхождение и устройство мироздания, возникновение важных явлений природы, животных и людей. Были космологические мифы, посвященные устройству природы. В мифах уделялось внимание различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, приручении диких животных. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе объединялись зачатки знаний, религиозных верований, эстетическая и эмоциональная оценка.Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. (рассказы о том, кто кого породил).
Миф обычно совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего).Главное значение - устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом.
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и общественные, изучающие общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального.
В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика.Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и др. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический- обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах ; основанные на фактах научные гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом.
32. Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
Философия есть наука
о всеобщем. Мудрец (философ) — это
тот человек, который знает всё
о действительности, но может не
обладать знаниями о конкретных предметах.
Объектом философии является мир
в целом, общество в целом, природа,
цивилизация и связи между этим
1) Философия всеобщего
уровня -создаются всеобщие
2) Философия среднего
уровня изучает всеобщие
3) прикладная Философия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (Философия экономики).
Основные функции философии: Философия по сравнению с естественными науками является многофункциональным предметом и в этой связи возникают трудности с определением предмета философии:общенаучная функция, методологическая, социальная, нормативная, мировоззренческая,