Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Современным проблемам науки и образования»
Понятия науки. Наука и вненаучные формы познания.
Три аспекта бытия науки: наука как особый вид познавательной деятельности; наука как система знаний удостоверенных логикой и практикой; наука как социальный институт.
Генезис и основные этапы развития науки.
Черты и признаки классической науки Нового времени.
Неклассическая и постнеклассическая наука XX в.
Проблема классификации наук.
Процессы дифференциации и интеграции научного знания.
Научные революции. Современный научно-технический прогресс и его последствия.
Научная картина мира как исходная исследовательская позиция.
Специфика научного познания. Особенности познания социальной реальности.
Функции научного познания.
Уровни научного познания.
Логика процесса научного исследования.
Рефлексивность и методичность как основные характеристики научно-познавательного процесса.
Парадигмы и научно – исследовательские программы как эталоны научного познания.
Особенности социально-гуманитарного эксперимента. Нравственная позиция ученого.
Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной науке.
Системный подход в современной науке
Идея глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира.
Синергетика – парадигма нелинейности в современной науке.
Информационные процессы в современной науке.
Современная классификация наук и ее отражение в образовании.
Образование как комплексная научная проблема
Однако, не будучи опытной наукой, полностью (либо частично) отвлекаясь от эмпирики, математика все же считается «полноправной» научной дисциплиной в системе всего научного знания. Такого рода «двойной» стандарт оправдан, поскольку математика выполняет свою функцию в этой целостной системе, способствуя процессу ее математизации.
Эстафету подобного подхода от математики «переняла» информатика, в которой в дополнение к традиционной «математической реальности» появилась так называемая виртуальная реальность как своего рода отвлечение от действительности, которая ее породила. Виртуальная реальность также имеет дело с иным предметом, нежели эмпирические науки, что не исключает и даже предполагает влияние виртуальной реальности на «настоящую» реальность. Впрочем, с виртуальной реальностью имеют дело не только информатика, но и психология, космонавтика и т. д., что предполагает даже появление особого рода научного направления - виртуалистики, которая будет включена в состав научного знания в статусе математики и информатики. Уместно отметить, что в философские науки включена и этика, которая акцентирует свое внимание на будущем как должном, что, впрочем, характерно в существенной степени и для ряда других общественных наук (например, права),
Сказанное выше о науке в целом и особенно об ее социально-гуманитарных отраслях является существенным «ноосферным» аргументом в пользу усиления целостности науки под влиянием интегративно-общенаучных процессов. Формирование науки как единства не отвергает ее дисциплинарную организацию (как и соответствующие процессы дифференциации). Но, на наш взгляд, должно коренным образом измениться соотношение интеграции и дифференциации: на приоритетное место выйдут междисциплинарно-интегративные процессы, объединяющие многие отрасли науки на решение крупномасштабных и особенно глобальных проблем и, тем более, на решение такой суперглобальной проблемы, как переход к устойчивому будущему в форме ноосферы - социоприродный процесс, продолжающий коэволюционное развитие во Вселенной.
Дисциплинарная структура
Не вдаваясь в подробности отличия знания образовательного от знания, функционирующего в науке (научного знания), отметим лишь, что «образовательное знание» в модели неустойчивого развития и модели устойчивого развития будет существенно разным, хотя бы потому, что трансформируются научное знание и сама модель науки, которая становится ноосферной наукой.
Как видим, М.Шелер полагал, что «образовательное знание» должно быть сущностным знанием, инвариантным для прошлого, настоящего и будущего. С этим можно согласиться, хотя в науке есть знание, которое характерно лишь для каждого из временных отрезков, а акцент на будущем в «устойчивом образовании» говорит о том, что сущностно-инвариантным знанием ограничиться невозможно, особенно в условиях удвоения информации менее чем за год.
Если мы стремимся трансформировать образование в образование для устойчивого развития, то оно должно ориентироваться, прежде всего, на проблемно-поисковую часть научного знания и инвариантно-фундаментальную часть дисциплинарной науки. Ведь образование для устойчивого развития призвано в основной своей части быть опережающим образованием . В условиях, когда мировое сообщество взяло курс на переход к устойчивому развитию, научно-образовательный процесс не может только запоздало отображать сущее, но и обязан осуществлять «опережающее» отображение будущего, которое может и должно способствовать реализации новой цивилизационной стратегии. Вот почему важно в любых учебно-методических изданиях материал разделить на две части - на сущее и должное, что уже было нами впервые в России предложено в учебном пособии «Введение в социальную экологию» (1993, 1994 гг.). Представляется, что хотя современные государственные стандарты в области образования еще не исходят из упомянутого методологического подхода, тем не менее это придется рано или поздно осуществлять в научно-образовательном процессе. И в этом смысле уместно следовать перспективной рекомендации департамента Минобразования России, ведающего упомянутыми стандартами, о включении проблем устойчивого развития во все вузовские курсы 2.
Наука и образование при переходе к устойчивому развитию соединятся в единый ноосферно-образовательный процесс, работающий на созидание сферы разума. Начало этого процесса мы видим в решениях всемирных форумов ООН, посвященных проблемам устойчивого развития. Так, на Всемирном саммите по устойчивому развитию было уделено внимание проблемам образования, причем было объявлено, что с 2005 г. начнется не только всемирный переход к устойчивому будущем}', но и будут осуществляться рекомендация Генеральной Ассамблее ООН рассмотреть вопрос о провозглашении десятилетия, начинающегося с 2005 г., десятилетием образования в интересах устойчивого развития1.
Учитывая, что и Болонский процесс, создающий общеевропейское пространство высшего образования и общеевропейское пространство исследований, также фактически стартует с 2005 г., вполне реально их соединить в единую систему, которая станет образовательной системой для устойчивого развития.
При сохранении нынешней системы образования, формирующей сильно отстающее от бытия сознание (имеются в виду общие черты мировой системы образования), человечество не сможет войти в свое устойчивое будущее. Дня устойчивой цивилизации необходима новая модель образования, которая могла бы удовлетворять соответствующие (не исчезающие) потребности нынешних и будущих поколений землян и всего человечества. Основные контуры новой модели общественного (цивилизацион-ного) развития и его важнейшей подсистемы- образования -должны сформироваться уже в ближайшие десятилетия.
Уже имеется своего рода список позиций УР-трансформа-ций образовательного процесса, отражающих путь превращения нынешнего и, особенно, будущих поколений людей из объектов ноосферных преобразований в субъектов такого рода общециви-лизационных изменении2. В результате образовательная система для устойчивого развития не только «впишется» в поступательное движение мирового сообщества по новому пути, но и окажется одним из решающих инструментов грядущего цивилизаци-онного «великого перехода». В свою очередь, как одна из важнейших сфер социальной деятельности образование также перейдет на свой собственный путь устойчивого развития в соответствии с принципами УР-трансформаций.
Совершенно очевидно, что образование,
ставшее атрибутом
Последующим трем-четырем поколениям потребуются прежде всего знания (и информация) о выходе из кризисных ситуаций и переходе к устойчивому развитию. Да и из культуры в целом эти поколения должны выбрать лишь универсалии, помогающие выживанию, что обогатит их духовно и поможет добавить к «зданию» культуры новые «кирпичи», соответствующие стратегии устойчивого развития. Значит, следует согласиться с мнением, что роль образования в обществе состоит не только в передаче знаний и вообще социальных результатов из поколения в поколение, но и в том, чтобы готовить ныне живущие поколения к выходу из всевозможных и прежде всего глобальных кризисов и катастроф, преодолеть которые можно не устаревшими, а лишь опережающими знаниями и антикризисными действиями.
Вот почему будущая образовательная система для устойчивого развития - это основная модель образования XXI века, модель, которая в принципе синергетически изменяет функции все го образования в обществе, стремящемся выжить в условиях обострения глобальных проблем, кризисов, и в перспективе обеспечит всеобщую безопасность и откроет горизонты продолжения развития цивилизации. Включение в образование, наряду с передачей (наследованием, накоплением, воспроизводством) знаний (ценностей, норм), функции развивающего опережения и антикризисных решений меняет само его понимание, а значит и определение. С этой точки зрения образование призвано не только передавать знания, ценности и культуру от прошлых и нынешних поколений к будущим, но и осуществлять опережающую подготовку человека к преодолению кризисно-катастрофических ситуаций и переходу на путь устойчивого развития, формирования нашего общего безопасного будущего.
Может показаться, что идея о необходимости опережающего сознания (и образования) еще концептуально мало обоснована. Ведь до сих пор общественное сознание по природе своей было и является отстающе-консервативным, а опережающие прорывы наиболее характерны для индивидуального сознания (причем сознания отдельных выдающихся личностей). Поэтому очень важно раскрыть механизм, посредством которого открывается возможность обеспечивать опережающее развитие общественного сознания и формирование коллективно-глобального интеллекта цивилизации.
Таким механизмом, на наш взгляд, может стать ноосферный интеллект, формирующийся в условиях перехода к модели устойчивого развития. Он возникнет из общественного сознания, присущего модели неустойчивого развития, на стадии зрелого и глобального информационного общества с устойчивым развитием. Подобная трансформация общественного сознания (а точнее - определенной его части) в ноосферный интеллект с помощью компьютерных и коммуникационных, технологий позволит преодолеть консервативно-отстающий характер общественного сознания (особенно в сфере науки и образования), присущего нынешней форме цивилизационного процесса. Ноосферный интеллект как новая форма «общественного сознания» не может целиком быть переориентирован только на будущее. Сознание в любой его форме отражает и должно отображать все темпоральные периоды (прошлое, настоящее, будущее). Речь поэтому идет о необходимости создания опережающих механизмов, способных усилить внимание к грядущему, а не «изгнать» из сознания прошлое и настоящее, что невозможно в принципе Важно при создании ноосферного интеллекта реализовать темпоральную оптимизацию, способствующую переходу к ноосферно-устойчивому развитие. Именно в ориентации общества на превентивные действия по созиданию ноосферы мы видим новую творческую функцию образования, которая созвучна глобальным перспективам 3-го тысячелетия
Сверхзадача перехода от модели неустойчивого развития к сфере разума, где человек в полной мере окажется человеком разумным, состоит в кардинальной смене типа рациональности. Уже на этапе перехода к устойчивому развитию должен быть существенно ослаблен экономический акцент рациональности. Последняя должна стать более системной, включив в себя, наряду с экономическими, экологические и социальные аспекты, а в дальнейшем и многие другие, которые определяют постепенную оптимизацию траектории переходного процесса. Этот тип рациональности можно условно назвать «устойчивой» или ноосферной рациональностью, которая не столько отражает наличное бытие. сколько его формирует, созидая «направленное будущее».
Формирование «устойчивой
рациональности» и явится главной
задачей науки и образования XX
От своего достаточно неопределенного аналога (кстати, не имеющего своей глобальной формы существования) в модели неустойчивого развития ноосферный интеллект отличается тем, что окажется средством как получения новых научных и образовательных знаний, так и принятия всем человечеством коллективных и опережающих решений, когда не будут доминировать ни определенные группировки, ни даже большинство населения. Это будет качественно иная форма принятия демократических (но не просто демократических, а разумных) решений по сравнению с современной демократией, исповедующей принцип принятия решений большинством. Предполагается, что кроме учета мнений меньшинства и даже отдельных индивидов блок принятия решений в модели ноосферного интеллекта будет учитывать интересы будущих поколений, а также «интересы» биоты и даже биосферы в целом. Здесь появляется принципиально новый тип рациональности (ноосферной), которая будет определять поведение не только отдельного человека, но и всего человечества.
Информация о работе Шпаргалка по «Современным проблемам науки и образования»