Шпаргалка по «Современным проблемам науки и образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Современным проблемам науки и образования»

Содержание работы

Понятия науки. Наука и вненаучные формы познания.
Три аспекта бытия науки: наука как особый вид познавательной деятельности; наука как система знаний удостоверенных логикой и практикой; наука как социальный институт.
Генезис и основные этапы развития науки.
Черты и признаки классической науки Нового времени.
Неклассическая и постнеклассическая наука XX в.
Проблема классификации наук.
Процессы дифференциации и интеграции научного знания.
Научные революции. Современный научно-технический прогресс и его последствия.
Научная картина мира как исходная исследовательская позиция.
Специфика научного познания. Особенности познания социальной реальности.
Функции научного познания.
Уровни научного познания.
Логика процесса научного исследования.
Рефлексивность и методичность как основные характеристики научно-познавательного процесса.
Парадигмы и научно – исследовательские программы как эталоны научного познания.
Особенности социально-гуманитарного эксперимента. Нравственная позиция ученого.
Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной науке.
Системный подход в современной науке
Идея глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира.
Синергетика – парадигма нелинейности в современной науке.
Информационные процессы в современной науке.
Современная классификация наук и ее отражение в образовании.
Образование как комплексная научная проблема

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

 

  

 

Для сохранения  в дальнейшем интереса и мотивации к обучению необходимо перестать манипулировать сознанием детей, прекратить, внушать им мысль о всемогуществе и полном триумфе современной науки, пользуясь их неосведомлённостью.  Честнее и значительно дальновиднее говорить о познании как об увлекательном процессе, который гораздо больше ставит вопросов, чем даёт ответов. Говорить о том, что это бесконечно интересная дорога, которая при каждом новом поколении всё также «уходит вдаль…» 

В современной парадигме  образования главное и единственное место занято научной методологией познания. Научная методология познания великое достижение человечества, приносящее объективную пользу и способствующие прогрессу. Но это не единственный  и не безупречный путь познания. В последние десятилетия и в научной среде говорят о вреде, который нанесли миру так называемые  «научные представления о мире», «технический рационализм».  Главной потерей  считается тенденция  в мышлении к узкой бестелесной рациональности, которая тесно связана с познавательным, но далека от чувственного.  Такая рациональность является тяжеловесной предсказуемой, дегуманизированной, выхолощенной формой мысли. В этой форме мышления нет места чувственному, эмоциональному, соматическому, трансцендентному  пониманию. К людям, исповедующим сугубо научное, эмпирическое мышление вряд ли открытие может  придти силой откровения.  Таким образом, сциентизм существенно сужает возможности исследователя.  Религию же в наше время, стали рассматривать лишь как компенсаторную функцию в условиях неполного (пока еще!) знания, как-то забывая о том, что далеко не все вопросы  поддаются научной методологии.  Например,  самые главные вопросы бытия, связанные со смыслом жизни! Отсутствие духовного воспитания и христианских нравственных ценностей как основы мышления  не только обедняет личность, но и приводит к тяжёлым последствиям для общества. Вывод: новая парадигма образования должна быть более широкой обучать  также и христианскому  миропониманию, в котором христианские нравственные ценности как абсолют заложены в основу воспитания, в  которомпознание мира возможно не только научными  методами, но всеми, доступными человеческому сознанию.  

 

Воспитание  критического мышления неотъемлемая часть новой парадигмы. Критическое мышление уберегает как отдельного человека, так и общество, в целом от легковерия в разнообразные идеологии, с помощью которых так часто приводят к катастрофам целые народы.  Критическое, самостоятельное мышление  не позволяет  стать лёгкой добычей всякого рода сект и других «программистов сознания». Нужны специальные методики воспитания критического мышления на всех этапах обучения. Существует богатый педагогический опыт воспитания критического мышления, например, в образовательных учреждениях Германии. Эта страна сделала должные выводы из своей недавней истории и рассматривает задачу воспитания критического мышления у подрастающего поколения, как профилактику подобных поворотов истории в дальнейшем.   

 

Игровой компонент урока рекомендован в начальной школе. В дошкольных учреждениях образования он является основным.  Чаще всего слово игры  в педагогической литературе встречается с прилагательным  развивающие. Это важная функция игры, но далеко не единственная. Игры нужны  и как инструмент развития ребёнка, и для психологической разгрузки. Игры помогают детям преодолеть  разнообразные комплексы. Жаль, что в  российской школе игры потеряли своё главное значение – нравственное. А ведь игра – это прекрасный повод для разговора о нравственных темах. После любой игры учитель всегда может предложить классу обсуждение характера игры, обсуждение поведения отдельных игроков или команд. Такой разговор оказывает зачастую более сильное воздействие, чем выговоры и тем более наказания. В немецких школах, например, все уроки физкультуры заканчиваются играми. И учитель всегда оставляет время на обсуждение игры. Это оговорено в методических указаниях. Там же стоит рекомендация вырабатывать  нравственную оценку поведению игроков в совместном обсуждении  игры с классом. 

 

Современное мировое  сообщество неизбежно двигается, и с дальнейшим развитием  всемирной информационной сети, будет двигаться всё быстрее в сторону глобального образовательного пространства.  Болонский процесс в Европе наглядно это демонстрирует. Причём в  документах Болонского процесса делается акцент на сохранении национальных традиций в образовании. Россия имеет глубокие традиции в образовании. Это и фундаментальность образования, его преемственность ступеней, сохранение ценностей отечественной культуры. Если мы вернёмся в XIV – XIX века, то  увидим, что христианская нравственность составляла основу образования в России. Весь цвет русской культуры, вся глубина внутреннего мира русского человека  сформировались именно благодаря этой нравственной составляющей.  Потом она надолго уступила место «кодексу строителя коммунизма». Разрушительные последствия этой демагогической идеологии общество пожинает и сегодня. Возврат к истинным и абсолютным ценностям это и есть свой собственный, свой особенный и единственный позитивный путь к процветанию России.

Однако консервативность это тоже одна из черт российского образования. В  период лавинообразных открытий в фундаментальной мировой науке, в период, когда важной характеристикой школы становится её конкурентоспособность на мировой арене, наше образование должно более гибко и чутко реагировать на вызовы времени. Болонский процесс даёт широкие возможности  для ознакомления с принципами и методологиями образования в других европейских странах. Не разумно пренебрегать этой возможностью.  Надо заметить, что,  не забывая о правах ученика на личностную автономию, практически во всех странах Старого света преподают в школах религию/этику. Этика -  для атеистических семей. Но ведь в основе этой этики тоже лежат христианские ценности!

 

 

  1. Миссия образования в XXI веке, его предмет, уровни и конечные цели.

Уровни образования согласно Закону РФ «Об образовании», В Российской Федерации устанавливаются  следующие образовательные программы (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»):

Общеобразовательные программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования

3) основного общего  образования;

2) среднего (полного) общего  образования       

 Профессиональные  программы:     

1) начального профессионального  образования;

2) среднего профессионального  образования;

3) высшего профессионального образования;       

4) послевузовского профессионального  образования. 

Уровни высшего  профессионального образования:

-неполное высшее образование  (2 года);

-бакалавр (4 года);

-магистр (6 лет);

- специалист (5 лет обучения) - ступень оставшаяся от Советской системы образования.

 

Одной из главных задач  в современной системе образования  является воспитание мыслящих творчески  специалистов, которые бы обладали высоким творческим потенциалом. Эта  задача актуальна и потому, что  на данный момент в мире постоянно возрастает цена технологий, оборудования, сырья, ухудшается экологическая обстановка, в результате чего возникают глобальные социальные проблемы в обществе.

Чтобы решить эти проблемы требуется создать новую технологическую  волну, новые знания и идеи, новые способы постоянного обновления знаний и нового мышления. При этом нужно учитывать важные изменения в системе образования. Вместе с развитием демократичности общества поэтапно реализуют философию открытого образования, в значительной мере базирующегося на экстернате и дистанционном обучении. Такие виды и технологии обучения характеризуются сниженной интерактивностью, применяются в особой социальной и психологической среде, существенно меньшей, нежели существующей при традиционном образовании.

Необходимость готовить творчески мыслящих специалистов всегда присутствовала в системе образования. Выдающиеся педагоги разрабатывали различные методы и теории активизации творческой деятельности, применяя их в образовательных технологиях. На протяжении двух последних десятилетий такие работы сопровождались государственной поддержкой. Открылось несколько межвузовских программ, посвященных деятельному, проблемному, интенсивному обучению, которые предполагают эффективное развитие творческого потенциала в процессе обучения.

Практический опыт показал, что построенное на деятельном подходе  обучение, которое основано на решении  задач творческих, способно активно  развивать творческий потенциал  учеников и выступать самой действенной  мотивацией обучения. Чтобы эффективно решить проблему развития творческих способностей требуется существенно преобразовать всю систему образования, сформировать новые подходы информационного и научно-методического обеспечения учебного процесса, новые педагогические технологии, которые бы позволяли  обучаемым в процессе обучения приобретать значимые практические и научные результаты, давали им возможность генерировать новые знания. Значительную роль в решении данных задач играет широкое применение информационных технологий.

Новые цели и задачи образования.

Общество в значительной мере развивалось вместе с эволюцией  образования, на разных этапах его определяли специфические формы, средства и  модели отношений в системе учитель-ученик и в системе носитель знаний —  пользователь знаний. Эти отношения  эволюционировали глобально, исторически можно разделить этот процесс на три революции образования, которые заключались в таком переходе функций образования:

  1. переход от традиций и культуры к культуре слова (от естественного отца к духовному);
  2. от культуры слова переход к культуре книги (автор речи – функция высказывания);
  3. от книжной культуры к экранной (от знаний как конечной истины к различной информации).

На данный момент происходит третья революция, при которой экранная культура содействует небывалой диверсификации источников образования, поэтому претендует на роль авторитетного источника знаний не только учитель, но и различные представители СМИ. Это приводит к переходу образования от передачи знаний в качестве конечной истины к получению обучаемыми разнообразной информации. При этом главное изменение – это смена ведущего субъекта процесса образования: теперь это не обучающий, а обучаемый. Отношения между ними, которые ранее носили характер патерналистских, теперь становятся партнерскими, а прерогативой обучающегося становится право судить о необходимости и достоверности обретаемых знаний. Это происходит в формах образования, которые все больше развиваются – дистанционном и заочном обучении, экстернате, интерпретирует знания по большей мере обучаемый.

Другими словами такой переход образовательных функций означает что принцип «следуй за мной» сменяется принципом «веди себя сам». Доказательства теперь оцениваются не истиной, а ее условием, то есть такими условиями, которые были бы истинными. Это определяет и основное направление деятельности образовательной системы – создание таких условий.

Эволюция целей образования.

 

При эволюции отношений учитель-ученик происходит и эволюция целей образования, которая выглядит следующим образом: усвоение образа жизни – усвоение образа дискурсивного мышления – усвоение образа мира в качестве способа деятельности и корпуса знаний – построение образа мира в качестве способа мышления.

Основная проблема образования  заключается не только в усвоении все возрастающего объема знаний или ориентирование в потоке возрастающей информации, а создание, получение, производство такого знания, которого пока нет, но назревает потребность в нем. Образование в обществе информационном должно представлять собой не только средство усвоения общепринятых знаний, но и способ обмена личности информацией с окружающими людьми, который совершается на протяжении всей жизни, предполагает генерирование и передачу информации в обмен на ту, которую получает.

При реализации таких  целей определяются и новые задачиобразования:

Сформировать новый  менталитет, который будет базироваться на таком убеждении: образование  производит новые знания и информацию, а не только тиражирует и потребляет их;

Создать новые виды когнитивной  методологии, которые позволят преодолеть психологические барьеры мышления, развить способность мыслить абстрактно и в процессе обучения формировать продуктивные знания;

Создать новую образовательную  среду, которая позволит в любое  время получить качественное образование.

Система образования, которая  существует в наше время, в основном основана на традиционной дидактике, которая считает обучение процессом детерминированного объективного развития, обеспечить которое можно передав обучаемым всем известные знания. Применяется принцип, который призван научить ремеслу, чтобы затем обучаемый творил по своему желанию. В нем выделено 4 уровня знаний:

знакомства – позволяют  осознать информацию и различать  явления;

копии – дают возможность  репродуцировать усвоенную информацию;

умения – позволяют  на практике применять полученную информацию;

трансформации – полученные знания переносят на решение новых  проблем и задач, такой уровень  можно назвать творческим.

Уровни знаний в высшей школе.

Средняя школа стремится  передать знания 1 и 2 уровня, высшая школа, которая готовит специалистов – 3 уровня. Получается, что творческий четвертый уровень доступен лишь при последипломном обучении. Причем, даже эти знания обучаемым предоставляются в достаточно рутинном виде. Конечно, умение правильно и быстро решить рутинную задачу также важно, потому что в ином случае творчество становится беспочвенной фантазией и результат чаще всего на практике реализовать невозможно.

Но очевидно, что успешность обучения и воспитания творческой личности является зависимым не только от усвоения известных знаний или их объема. В нынешней системе образования ярко выражено наличие междисциплинарных барьеров, которые особенно негативно проявляются в высшей школе и не позволяют обучающимся видеть взаимосвязь предметов, значение их для будущей специальности, для жизни, а это снижает интерес к обучению.

Существующий подход к обучению недостаточно эффективен в повышении качества подготовки специалистов и при применении автоматизированных обучающих систем, разделенных на отдельные предметы, поскольку целевая  установка обучения остается достаточно размытой.

 

В творческом плане недостаточно растут специалисты даже в последипломных образовательных структурах, где  по большому счету происходит лишь углубление знаний-умений. Исследования, которые проводят в таких структурах, часто рутинны, редко превышают ступень статистического анализа и параметрического синтеза. При таком положении вещей, к сожалению, не редкостью является неспособность докторов наук, воспитанных на традиционной дидактике, являющихся настоящими энциклопедистами, создать что-то качественно новое.

Информация о работе Шпаргалка по «Современным проблемам науки и образования»