Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Современным проблемам науки и образования»
Понятия науки. Наука и вненаучные формы познания.
Три аспекта бытия науки: наука как особый вид познавательной деятельности; наука как система знаний удостоверенных логикой и практикой; наука как социальный институт.
Генезис и основные этапы развития науки.
Черты и признаки классической науки Нового времени.
Неклассическая и постнеклассическая наука XX в.
Проблема классификации наук.
Процессы дифференциации и интеграции научного знания.
Научные революции. Современный научно-технический прогресс и его последствия.
Научная картина мира как исходная исследовательская позиция.
Специфика научного познания. Особенности познания социальной реальности.
Функции научного познания.
Уровни научного познания.
Логика процесса научного исследования.
Рефлексивность и методичность как основные характеристики научно-познавательного процесса.
Парадигмы и научно – исследовательские программы как эталоны научного познания.
Особенности социально-гуманитарного эксперимента. Нравственная позиция ученого.
Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной науке.
Системный подход в современной науке
Идея глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира.
Синергетика – парадигма нелинейности в современной науке.
Информационные процессы в современной науке.
Современная классификация наук и ее отражение в образовании.
Образование как комплексная научная проблема
Именно в становлении ноосферного интеллекта и заключается основное направление формирования сферы разума. В нем видится и перспектива превращения образования для устойчивого развития в ноосферное образование. Если в рамках модели неустойчивого развития существуют отдельно взятые индивиды, которые обладают разумом, но сама она не оказывается в целом разумной (иначе бы она не стремилась к глобальной экокатастрофе), то в ноосфере это противоречие между видовой и индивидуальной рациональностью разрешается. Противоречие между индивидуальными и общественными (в случае ноосферы - общечеловеческими) интересами, характерное для модели неустойчивого развития, разрешается в результате их отождествления, т. е. интересы личности, общества, государства и всего мирового сообщества в плане перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации совпадают.
Только при совпадении этих интересов (или, по крайней мере, их существенной близости) может появиться новая форма (тип) рациональности, которую (невзирая на некоторую тавтологию) назовем ноосферной рациональностью. Здесь разум в любом его проявлении (на уровне личности, социума, государства, мирового сообщества) может использоваться для оптимального управления социоэкоразвитием, формирования и поддержания гармонии между личностью, обществом и природой. Рациональные устремления и ориентация социоприродной системы «человек-общество-природа» совпадают в своей основе с потребностями и интересами каждой из составляющих этой системы. И если «рациональность» этой системы в модели неустойчивого развития на много порядков ниже рациональности одного отдельно взятого нормального индивида, то в ноосфере иная ситуация. Степень рациональности ноосферного интеллекта благодаря синергетическому эффекту окажется на много порядков выше, чем того же отдельно взятого индивида, причем это можно будет оценить по объему их информационного содержания, ответственного за принятие опережающих решений и действий.
Признание сферы разума как такой социоприродной системы, в которой появится ноосферный интеллект, ставит новые проблемы перед наукой и образованием как социальными феноменами и их ролью в этой социоприродной системе. Становится понятным, что ноосферный научно-образовательный процесс -это не просто современные науки и образование и даже не их системный синтез для эффективной реализации устойчивого развития. Ноосферный научно-образовательный процесс обязан быть адекватным социоприродной системе, именуемой сферой разума, а значит должен выполнять свою роль в формировании и поддержании ноосферного интеллекта. Последний же будет играть, видимо, приоритетную роль в научно-образовательном процессе, составляющем важнейшую сторону ноосферогенеза через устойчивое развитие.
Стратегически важным направление развития образования является его информатизация. Она является необходимым условием для решения важнейших проблем системы образования – его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.
Рассматривая современное
состояние и перспективы
В свою очередь, в составе
инструментально-
Использование средств информатики и информационных технологий как высокоэффективного педагогического инструмента, позволяющего получить новое качество образовательного процесса при меньших затратах сил и времени как преподавателей, так и учащихся. Это направление информатизации образования иногда называют педагогической информатикой.
Информационная поддержка образовательного процесса необходимыми базами данных и знаний, хранящихся в автоматизированных информационных системах, электронных и обычных библиотеках, архивах, фондах и других источниках информации.
Информатизация управления системой образования со стороны федеральных, региональных, ведомственных или же внутрифирменных органов, которая имеет целью сделать это управление более эффективным.
Развитие систем и
средств дистанционного образования,
обеспечивающих повышение доступности
качественного образования для
удаленных пользователей и
Проблема информатизации образования сегодня уже не может
рассматриваться лишь как инструментально-
В составе содержательного
направления развития информатизации
образования целесообразно
Качество образования
следует рассматривать как
С педагогических позиций
качество образования определяется
совокупностью показателей, характеризующих
различные аспекты учебной
К сожалению, для оценки качества образования в основном использовались и продолжают использоваться количественные показатели. И хотя в 70-80-г.г. ХХ века была поставлена проблема научно-педагогического слежения качества образования, но «воз и ныне там». Продолжает существовать самая примитивная дидактическая система оценивания успехов обучаемых с первого класса школы до государственного экзамена в вузе (лотерейная удача-неудача) - отметочная. И количество отличных и хороших отметок до сих пор выдается за качество обучения. Здесь есть особая проблема педагогической и социальной взаимосвязи: дидактический примитивизм порождает социальный терроризм.
При всей абсурдности
количественного разрастания
Но если согласиться с утверждением, что в настоящее время суммарный объем знаний удваивается в среднем за десять лет (во времена Ломоносова за 150 лет), 30% знаний, полученных в вузовском образовании, устаревает сразу же по окончании обучения, то становится все более продуктивной педагогическая идея о «непрерывности образования в течение всей жизни человека». Это подчеркивается в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Здесь находится большой резерв для модернизации образования путем освоения новой модели - личностно-развивающей и социально ориентированной.
Происходящая смена
образовательной парадигмы
Что касается проблемы управления
качеством образования, то необходимо
сразу же сказать о недопустимости
упрощенного понимания
Парадигма
– удобное слово для определен
Из определения «образование есть общественное благо» следует:
Информация о работе Шпаргалка по «Современным проблемам науки и образования»