Шпаргалка по «Современным проблемам науки и образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Современным проблемам науки и образования»

Содержание работы

Понятия науки. Наука и вненаучные формы познания.
Три аспекта бытия науки: наука как особый вид познавательной деятельности; наука как система знаний удостоверенных логикой и практикой; наука как социальный институт.
Генезис и основные этапы развития науки.
Черты и признаки классической науки Нового времени.
Неклассическая и постнеклассическая наука XX в.
Проблема классификации наук.
Процессы дифференциации и интеграции научного знания.
Научные революции. Современный научно-технический прогресс и его последствия.
Научная картина мира как исходная исследовательская позиция.
Специфика научного познания. Особенности познания социальной реальности.
Функции научного познания.
Уровни научного познания.
Логика процесса научного исследования.
Рефлексивность и методичность как основные характеристики научно-познавательного процесса.
Парадигмы и научно – исследовательские программы как эталоны научного познания.
Особенности социально-гуманитарного эксперимента. Нравственная позиция ученого.
Мировоззренческие дискуссии вокруг эволюционных проблем в современной науке.
Системный подход в современной науке
Идея глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира.
Синергетика – парадигма нелинейности в современной науке.
Информационные процессы в современной науке.
Современная классификация наук и ее отражение в образовании.
Образование как комплексная научная проблема

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену.doc

— 354.00 Кб (Скачать файл)

Именно в становлении  ноосферного интеллекта и заключается основное направление формирования сферы разума. В нем видится и перспектива превращения образования для устойчивого развития в ноосферное образование. Если в рамках модели неустойчивого развития существуют отдельно взятые индивиды, которые обладают разумом, но сама она не оказывается в целом разумной (иначе бы она не стремилась к глобальной экокатастрофе), то в ноосфере это противоречие между видовой и индивидуальной рациональностью разрешается. Противоречие между индивидуальными и общественными (в случае ноосферы - общечеловеческими) интересами, характерное для модели неустойчивого развития, разрешается в результате их отождествления, т. е. интересы личности, общества, государства и всего мирового сообщества в плане перехода к устойчивому развитию ноосферной ориентации совпадают.

Только при совпадении этих интересов (или, по крайней мере, их существенной близости) может появиться новая форма (тип) рациональности, которую (невзирая на некоторую тавтологию) назовем ноосферной рациональностью. Здесь разум в любом его проявлении (на уровне личности, социума, государства, мирового сообщества) может использоваться для оптимального управления социоэкоразвитием, формирования и поддержания гармонии между личностью, обществом и природой. Рациональные устремления и ориентация социоприродной системы «человек-общество-природа» совпадают в своей основе с потребностями и интересами каждой из составляющих этой системы. И если «рациональность» этой системы в модели неустойчивого развития на много порядков ниже рациональности одного отдельно взятого нормального индивида, то в ноосфере иная ситуация. Степень рациональности ноосферного интеллекта благодаря синергетическому эффекту окажется на много порядков выше, чем того же отдельно взятого индивида, причем это можно будет оценить по объему их информационного содержания, ответственного за принятие опережающих решений и действий.

Признание сферы разума как такой социоприродной системы, в которой появится ноосферный интеллект, ставит новые проблемы перед наукой и образованием как социальными феноменами и их ролью в этой социоприродной системе. Становится понятным, что ноосферный научно-образовательный процесс -это не просто современные науки и образование и даже не их системный синтез для эффективной реализации устойчивого развития. Ноосферный научно-образовательный процесс обязан быть адекватным социоприродной системе, именуемой сферой разума, а значит должен выполнять свою роль в формировании и поддержании ноосферного интеллекта. Последний же будет играть, видимо, приоритетную роль в научно-образовательном процессе, составляющем важнейшую сторону ноосферогенеза через устойчивое развитие.

  1. Образование в  контексте новых информационных технологий

Стратегически важным направление  развития образования является его  информатизация. Она является необходимым  условием для решения важнейших  проблем системы образования  – его фундаментализации, повышения доступности для широких масс населения, придания образованию опережающего характера с целью своевременной подготовки людей к условиям жизни и деятельности в новой информационной среде обитания.

Рассматривая современное  состояние и перспективы развития процесса информатизации образования, можно выделить два основных направления развития этого процесса:

    • инструментально-технологическое направление, включающее в себя задачи использования новых возможностей средств информатики и информационных технологий для повышения эффективности системы образования;
    • содержательное направление, включающее в себя задачи формирования нового содержания самого процесса образования.

В свою очередь, в составе  инструментально-технологического направления  мы выделим следующие четыре крупных задачи:

Использование средств  информатики и информационных технологий как высокоэффективного педагогического  инструмента, позволяющего получить новое  качество образовательного процесса при  меньших затратах сил и времени  как преподавателей, так и учащихся. Это направление информатизации образования иногда называют педагогической информатикой.

Информационная поддержка  образовательного процесса необходимыми базами данных и знаний, хранящихся в автоматизированных информационных системах, электронных и обычных библиотеках, архивах, фондах и других источниках информации.

Информатизация управления системой образования со стороны  федеральных, региональных, ведомственных  или же внутрифирменных органов, которая имеет целью сделать  это управление более эффективным.

Развитие систем и  средств дистанционного образования, обеспечивающих повышение доступности  качественного образования для  удаленных пользователей и возможности  повышения их квалификации без отрыва от производства.  В качестве основных видов технологий дистанционного образования используются:

    • кейс-технологии, когда учащемуся выдается портфель с полным комплектом учебных материалов по каждой дисциплине. При этом используются как обычные учебные пособия, так и их электронные версии на CD-ROM, аудио-, видеокассетах, а также в виде мультимедийных компьютерных программ;
    • сетевые технологии, реализуемые через Internet или же региональные телекоммуникационные сети;
    • телевизионные технологии, реализуемые через систему спутникового телевидения

Проблема информатизации образования сегодня уже не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая, а тем более, как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо изменить цели образования, обеспечить его принципиально новую ориентацию на условия и проблемы информационного общества

В составе содержательного  направления развития информатизации образования целесообразно различать  следующие четыре наиболее важных задачи:

      • Подготовка специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих новыми информационными технологиями.
      • Формирование в обществе новой информационной культуры.
      • Фундаментализация образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики.
      • Формирование у людей нового, информационного мировоззрения.

 

  1. Новая образовательная парадигма: основные идеи и подходы.

Качество образования  следует рассматривать как социальную и педагогическую категории. В социальном плане речь идет о состоянии и результативности, определяемых показателями соответствия образования потребностям и ожиданиям общества (государства и различных социальных групп) в достижении социальной компетентности, развитии гражданских, профессиональных и личностных свойств.

С педагогических позиций  качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих  различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, которые  создают условия для успешной социализации и идентификации личности, ее профессионализации. Это касается целей, содержания образования, форм и методов обучения, обеспеченности соответствующей материально-технической базой и профессиональными кадрами.

К сожалению, для оценки качества образования в основном использовались и продолжают использоваться количественные показатели. И хотя в 70-80-г.г. ХХ века была поставлена проблема научно-педагогического слежения качества образования, но «воз и ныне там». Продолжает существовать самая примитивная дидактическая система оценивания успехов обучаемых с первого класса школы до государственного экзамена в вузе (лотерейная удача-неудача) - отметочная. И количество отличных и хороших отметок до сих пор выдается за качество обучения. Здесь есть особая проблема педагогической и социальной взаимосвязи: дидактический примитивизм порождает социальный терроризм.

При всей абсурдности  количественного разрастания показателей  и подмены ими качества, они  были относительно адекватными существовавшей в то время образовательной парадигме, центрировавшей на знаниях (когнитивно - ориентированная образовательная модель, ЗУНовская, Знания, Умения, Навыки), которая все больше приходила в противоречие с жизнью, затратами на образование, как государственными, так и личными усилиями школьников и студентов.

Но если согласиться  с утверждением, что в настоящее  время суммарный объем знаний удваивается в среднем за десять лет (во времена Ломоносова за 150 лет), 30% знаний, полученных в вузовском  образовании, устаревает сразу же по окончании обучения, то становится все более продуктивной педагогическая идея о «непрерывности образования в течение всей жизни человека». Это подчеркивается в Национальной доктрине образования Российской Федерации. Здесь находится большой резерв для модернизации образования путем освоения новой модели - личностно-развивающей и социально ориентированной.

Происходящая смена  образовательной парадигмы обусловлена  социокультурными трансформациями, вызванными постиндустриальной, информационной культурой, изобилующей источниками информации и требующей от обучаемых умения и желания добывать ее, а не получать в готовом виде, умения ею творчески пользоваться. Учить увлеченно познавать, толерантно общаться, творчески работать и достойно жить - в этом состоит смысл и назначение образования. В этом его качество, которое довольно несложно отследить в отдельном обучаемом и в педагоге, а также и в обществе. Построенное на принципах универсальности, интегративности, гуманности, коммуникативности и непрерывности образование через метапредметность, диалогичность, проблематичность, преемственность, дополнительность, открытость, творчество, личностную самоактуализацию и самодостаточность студента и преподавателя создаст необходимые и достаточные психолого-педагогические условия для воспитания человека, умеющего жить в единстве с природой и обществом, адаптироваться к ним, принять их как истинные ценности. При этом адаптация (прилаживание, приспособление) к жизни не означает ассимиляции (растворения в других), она не только не исключает, но предполагает развитие индивидуальности, приобретения свойств идентичности (быть самим собой).

Что касается проблемы управления качеством образования, то необходимо сразу же сказать о недопустимости упрощенного понимания образования  как услуги, во-первых, и, во-вторых, переноса на систему образования модели для бизнеса и производства. Поэтому речь идет о критериях, созвучных духу новой образовательной парадигмы и разработке системы менеджмента качества на основе его планирования, достижения, мониторинга и своевременной коррекции процесса.

 

 

 Парадигма – удобное слово для  определения суммы подходов, принципов и методологий какого-либо процесса. Образование, как процесс, если следовать этимологии самого слова, возможно, начался ещё в отсутствии личности, считавшей себя учителем: как  подражание, перенимание чьего-то привлекательного образа.  Потом кто-то почувствовал в себе такие знания, которые  необходимо было передать детям или соплеменникам. Появились первые учителя. И уже тогда процесс образования включал в себя две составляющие: воспитательную и содержательную. Содержание образования просто не могло не меняться в процессе развития человека и общества. Так же менялись и меняются методы и даже принципы образования. Но само смысловое значение слова образование показывает первородность и неотъемлемость воспитательной  стороны этого процесса, нравственного преобразования личности. Образование это  процесс, результат которого ощущает на себе как отдельная личность, так и социум и мир в целом.  Если вспомнить ноосферу Вернадского, то  результативность нашего образования может оценить и почувствовать на себе вся наша Вселенная. К чему такой пафос? В мире, где практически все процессы на сегодняшний день глобализированы,   нельзя мыслить не глобально. Поэтому мы присоединяемся к Болонскому процессу. Только  при вхождении в глобальный процесс следует (как, впрочем, и  при любом движении вместе) с самого начала глубоко осмыслить и хорошо понять конечную цель.  Тогда отпадает множество возражений по недопониманию,  к которым при внимательном анализе следует отнести подавляющее большинство выступлений на эту тему в средствах нашей массовой информации. Главная цель Болонского процесса сформулирована на «Всемирной конференции по высшему образованию. 9 октября 1998 года в Париже. Там было сказано, что   «образование должно рассматриваться как общественное благо» и что необходимо воздержаться от использования «коммерческого подхода к образованию». Последние документы Болонского процесса – «Коммюнике конференции министров, отвечающих за высшее образование» (Берлин. 19.09.2003.) – повторяют и усиливают эту направленность.  «Главное в Болонском процессе - это отношение к образованию как к общественному благу и общественной ответственности». Слово благо (благое дело, благодать) – Библейское слово!   Давать благо, делать благое дело, проявлять и получать благодать, милость, быть добрым - это есть вечная нравственная основа образовательного процесса и это же  должно быть  фундаментом любойновой парадигмы образования.

Из определения «образование есть общественное благо» следует:

  1. Приоритет нравственного воспитания в образовании
  2. Признание абсолюта нравственных принципов 
  3. Поскольку документ принят в Европе – признания абсолюта христианских нравственных принципов, лежащих в основе Европейской цивилизации.

Информация о работе Шпаргалка по «Современным проблемам науки и образования»