Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:49, шпаргалка
Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2.Объяснителная(когнитив-ная)
3.Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрастных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориентированной культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность- это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность–это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности- врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:• гуманизм;• человечность;• честь;• совесть;• скромность; великодушие;• справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: • чванливость;• цинизм;• грубость;• тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: • воля;• решительность;• мудрость;• умение; установки;• убеждения;• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:
• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании размножении и др.;
• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.
• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы- конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:
• личные(индивидуальные);
• групповые;
• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.
• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные(профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными госулярственными органами:
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не общественные отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства(возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека...
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и
его результатам человек
Жизненная позиция- отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.
Выделяются две основные жизненные позиции:
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская(
• групповая-конформистская(
• общественно-конформистская(
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества- в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и другие).
Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.
В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры(книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
61 Проблемы
и перспективы современной
Сегодня уже вызрело представление о том, что мы находимся на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряженным вниманием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне умонастроения выражаются на страницах печати. “Философия конца”, пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещается появление АнтихрИста и затем второе пришествие Христово. “Глаголь вещие” уже звучат–эта нота становится все более громкой.
Трагические предсказания звучат не только в христианских храмах. И в мусульманских мечетях все чаще раздаются тирады типа: “О, рабы Аллаха, я боюсь для вас ужасного наказания”. Появляются “персонажи”, объявляющие себя пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.
Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли, ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет испепелено, уничтожено и т. д., и т.п