Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:49, шпаргалка
Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2.Объяснителная(когнитив-ная)
3.Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
Понятие является альтернативой чувственному образному мышлению
«искусство мыслит образами, наука- силогизмами, одно показывает,
другое- доказывает»(Силогизм–
Максвелл:«Я развил в себе привычку разрабатывать зрительную партитуру проблемы», то есть он первоначально проблему видел, а потом ее разрабатывал
Адомар: «Использование образов в науке возможно потому, что образ может выступать как язык рассуждения»
2. давно замечено, что если трудно выразить мысль, нужно представить себе ее образно, а потом
описать. Образ обладает
рядом преимуществ перед поняти
отсюда недостаток- адекватность в совокупности с индивидуальностью не дает возможности этот образ передать(картина, которая нарисована как образ, всеми воспринимается по-разному)
очень ценно информацию переводить в зрительный образ. Более 90 % информации о внешнем мире приходится на зрение.
Наука должна оперировать понятиями. Физики говорят так, что «настоящий физик должен знать математику, как родной язык, но вместе с тем в качестве языка можно использовать образ, который, при всей своей индивидуальности, обладает размытостью»
В научном творчестве используются зачастую не только зрительные образы, но и музыкальные.
Именно благодаря использованию образов, возможны исп-ния 2 методов:
алгоритм метода:
1 шаг- рассматривают некоторое явление, рассматривают его в структурном виде, вместо адстракт. вводим переменные, но сохраняем отношения
2 шаг–вместо переменных подставляем другие из других материалов, но сохраняем отношения
3 шаг–проверяем, верно это, или нет
именно этот метод послужил основанием создания метода абсолютной формализации.
Метод структурного переноса можно рассматривать в объектах динамических.
Пикар: клапан Пикара,
сейчас используется в
Изобрел, видя как в цирке дрессировщик входит в клетку с хищниками(предбанник)
Метод визуализации–современный метод работы с абстрактными материями
Современная физика в силу своей абстрактности утратила возможность демонстрации. Возникла насущная необходимость абстрактные понятия переводить в наглядные образы.
Визуализация- это образ изучаемого предмета, который отличается от этого предмета, но это образ самой сущности предмета.
Сущность–схватываемое чувство начала предмета(Демонстрация линий силового поля: бумага, опилки магнит)
Молекула воды- рисовали, но этот образ не совпадает с настоящим, дает возможность понять связи между молекулами. Карта–метод визуализации путешествия
МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО УПОДОБЛЕНИЯ(эмпа/т
Эмпа/тия- это личностное уподобление, которое формирует воображаемый «Я-образ», который позволяет становиться на точку зрения этого образа
Дарвин, когда создавал свою эволюционную теорию, представил себя павлиньим хвостом и с позиции хвоста пытался проследить эту эволюцию.
3 шага(уровня) личностного уподобления:
1 шаг–проекция, то есть пересаживание
себя в объект. Нужно стать
на точку зрения микроба,
2 шаг–интраекция- «вкладывание», возвращение к себе обогащенным тем знанием «Я-образа» в который пытался вселиться
3 шаг- эмпа/тия–полное личностное уподобление
очень часто этот прием используют художники, писатели(очень тяжело выходить из образа)
Идеал–то, к чему нужно стремиться, но то, что мы никогда не достигнем. Наука и искусство разные вещи, отличаются друг от друга
Для того чтобы решить научную задачу надо иметь воображение художника, но искусство способно обогатить мышление художника, а наука не может достичь того.
Только конкретная личность может заниматься творчеством, коллектив может исполнять
Творчество- это рождение нового, это выход за пределы заданной ситуации
Можно творить, продавая семечки. Нужно идти не от характера результата, а от характеристики личности. Творчество–это тогда творчество, когда человек реализует свои личностные потенции.
Солженицын: нужно работать так , будто это твое последнее дело в жизни.
Личность, личные качества ученого, играют большую значительную роль в научной деятельности.
54 ЗНАК И ЗНАЧЕНИЕ. МЕТОД ФОРМАЛИЗАЦИИ
Знак- материально- вещественное чувственное образование(предмет, явление, действие), которое выступает как представитель другого предмета, явления, действия.
Знак является заместителем предметов, отсылает к другому предмету, который является значением.
Тарский–принцип любого язака состоит в том, чтобы отсылать знак к внелингвистической реальности.
Знак может отсылать нас к самому себе–автономное употребление знака
«Мария» состоит из 5 букв–слово, знак «Мария» состоит из 5 букв
Симеотика–наука о знаковых системах. Разделы науки:
Семантика–отношение знака к обозначаемому
Синтаксис–отношение знака к знаку, рассматривает внутреннюю структуру
Прагматика–наука об использовании знаков
Выделяют знак и значение
Знак–это то , что обозначает, значение–обозначаемое
Нет знака без обозначения
Концепции значения:
Предметная; смысловая ; бихевиорийская(поведенческая); операциональная
Значением выступают вещи, предметы которые знак обозначает. Проблема: как быть с абстрактными понятиями? Справедливость, счастье- нет предмета. Знак есть, а значения в предметном смысле нет.
Нулевые понятия- понятия, которые не имеют предмета в своем объеме(русалка, леший) эти изъяны преодолеваются в смысловой концепции значения.
Знак
Предмет(генотат) смысл
(концепт)
семантический треугольник Фрега-Чорга
смысл–это способы представления значения. Значение- это сам предмет.
«утренняя» звезда, «вечерняя» звезда- Венера(два смысла, а значение одно и тоже). Значение может быть одно, а смыслов может быть очень много.
Как внешний вид это самое распространенное определение формы.
Разновидность: формы сознания, формы бытия.
Строение–это более соответствует внутренней сущности предмета.
Гегель акцентировал внимание на проблеме формы и содержания.
Форма- это то, что присуще данному предмету на уровне сущности.
Строение может быть представлено различным образом: совокупность, система, структура
Совокупность–неустойчивая система веще, образующая некое целое(пассажиры троллейбуса- неустойчивая целостность)
Система- более устойчивое
состояние(упорядочивает элемен
Структура- инвариант системы, это то, что дает устойчивость системе, это то, что может сохранять сущность целого, в мысле различного(материального и др.) состояния. Пример: мелодия- структура, может быть представлена голосом, музыкальным инструментом, оркестром, нотами. Исполнение различное, а структура одна и таже.
Информация- вывод: наиболее соответвуют определения формы через структуру.
Формализация представляет собой выявление содержания через форму, и поэтому структура для нас представляет интерес.
Традиционно привыкли противопоставлять форму и содержание, но когда мы говорим о формализации, то оказывается, что форма и содержание взаимосвязаны. Формализация–это однозначное установление последовательности мысли и последовательности знаков, выражающих эту мысль. Формализация- установление однозначного соответствия между операциями в мысли и операциями со знаками, то есть если мы знаем последовательность знаков и что этот знак обозначает, то можем восстановить ту мысль, которая была формализована.
Алгоритм формализации:
Гильберт сравнивал метод формализации с шахматной игрой:
1. знаки- фигуры и поля. 2. Формулы- расположение фигур на доске. 3. Исходные формулы- начальная позиция шахматной комбинации 4. Правила преобразования- правила ходов.
ФУНКЦИИ ФОРМАЛИЗАЦИИ
Цель формализации: выразить мысль в таковой форме с помощью с помощью определенных, доведенных до символа знаков. Формализация всегда сопровождается символизацией, имеет смысл тогда, когда используется символика
Функции:
В использовании метода формализации можно разобраться, если мы сравним научную и игровую деятельность.
НАУЧНАЯ И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Многими учеными наука определяется как игра. Игра- серьезная и глубокая характеристика описания человека. Шиллер:«Человек играет, когда он человек, и он вполне человек, когда он играет». Игра физических и интеллектуальных сил. Демин написал в 1983 году статью «Игра как внешний вид специфической деятельности». О науке как об игре говорил Флеминг: «моя наука- это игра в микробы»(он был микробиологом). Наука–есть игра. Физики говорят: «изучение атомов- детская игра, по сравнению с изучением детской игры».