Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, реферат
Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.
Литература
1. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы
философии. - 1990. - № 6.
2. Моисеев Н.Н. Проблема человека // Вопросы
философии. - 1990. - № 6.
3. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов:
Cб. - М.: Изд-во политической литературы,
1989. - С.222-318.
4. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат,
1993.
5. Бердяев Н. Смысл творчества. - М.,1994.
6. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. - М.:
Искусство, 1990. - 399 c.
7. Человек: Мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 2
т., 1991.
8. Григорьян Б.Т. Человек: его положение
и призвание в современном мире. - М., 1986
9. Философская энциклопедия: B 5 тт. / Под
ред. Ф.В. Константинова. - М.: Сов. энциклопедия,
1960-1970.
10. Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии
мировой истории. – Новосибирск: Наука,
1993.
11. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти.
смерти (пер. с фр. В. Ронина)/ Общ. Ред. Оболенской
С.В.; Предисл. Гуревича А.Я. – М.: Издательская
группа «Прогресс» – «Прогресс-Академия»,
1992. – 528 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла.
- М., Прогресс, 1990
13. Романчук Л. Дещо
з iсторii понять добра
та зла //
Романчук Л. Жовтi
слiди на гарячому попелi.
- Днiпропетровськ: "Сiч", 1998. - 167 с.
- C.
14. Библия
15. Франсуа Ларошфуко. Максимы, Блез Паскаль.
Мысли, Жан де Лабрюйер. Характеры (пер.
Э.Линецкой). - М.: Худ. лит., 1974.
16. Романчук Л. Некоторые
мысли по поводу сущностей
// "Вольный лист" (Днепропетровск).
- 2001. - №2(7). - С.8-12.
Смысл жизни
Елена Сикирич
Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь. |
Смысл жизни
Смысл жизни — тема вечная и столь же важная, как и сама жизнь. Предчувствие скрытой тайны миров, существ, событий и явлений в Природе и Вселенной, этого загадочного «нечто», дающего обоснование нашим побуждениям и поступкам, пронизывает всю нашу жизнь.
Стремление
к смыслу свойственно всем людям
— это врожденное и естественное
качество, заложенное в каждом из нас.
Часто оно так и остается глубоко
запрятанным в нашем
Жизнь без смысла
Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.
Он также
становится легко управляемым —
отсутствие смысла лишает прочных жизненных
критериев и устремлений. В результате
страдают его индивидуальность, его
способности, таланты и потенциалы.
Человек становится легкой добычей
тех, кому подобная слабохарактерность
нужна для достижения собственных
корыстных целей и интересов.
Его можно убедить в чем
угодно, а любое чужое мнение,
представление или
Жизнь без смысла часто является тревожным признаком того, что человек устраняется от ответственности за других людей. Появляется своего рода «слепота» и «глухота» по отношению к чужой боли, к чужим потребностям.
Кто
хочет принять
смысл жизни как
внешний авторитет,
тот кончает тем,
что за смысл жизни
принимает бессмыслицу
своего собственного
произвола. Владимир Соловьев |
Раз не видится другого смысла, все силы сосредоточиваются на единственном объекте, который становится центром жизни, — на себе самом. Это хорошая диагностика: видимо, человеку все еще не удалось ответить на вопрос, кому он нужен, какое применение могли бы иметь его силы и способности. А именно это всегда является основным источником растерянности, внутренних проблем и нестабильности.
Вопросы, вопросы
Так или иначе, жизнь человека должна иметь смысл. Но за этой, на первый взгляд простой, констатацией стоит очень много вопросов, еще не получивших однозначного ответа.
Человек должен дать своей жизни определенный смысл. Но может ли это быть любая цель и любое устремление, лишь бы была «соломинка», за которую можно было бы ухватиться? Можно ли любую цель, любую задачу назвать «смыслом жизни»? Бывает ли смысл жизни «хорошим» или «плохим»?
Смысл жизни — это нечто сугубо внутреннее, формирующееся благодаря опыту самого человека или это что-то приходящее «извне»?
Какое влияние на формирование смысла жизни может оказать та эпоха, мировоззрение или религия, которой человек принадлежит? Какую роль в этом играют его образованность, его таланты и способности? Можно ли сказать, что у каждого свой собственный смысл жизни и, сколько людей, столько же существует и «смыслов жизни»?
Среди нехоженых путей один путь — мой, среди не взятых рубежей один — за мной! Владимир Высоцкий |
Или все же,
говоря о смысле существования, мы обращаемся
к чему-то более глубокому и
более сокровенному, к чему-то выходящему
за рамки жизни конкретного
Вопросов гораздо больше, чем возможных ответов, что закономерно. И это даже не сами ответы, а намек на длинный и не имеющий конца путь поисков — поисков самого себя, своего места в мире, своей причастности ко всему, что происходит в Природе и Вселенной. Этот путь имеет свои этапы, свои трудности и испытания, на нем нет ни однозначных, ни готовых решенийѕ Главное — не останавливаться, не переставать искать.
Ценный подарок
В философии понятие смысла рассматривается как суть, основная Идея, основной Закон, определяющий назначение любой вещи, события или явления. Истинную суть можно так и не увидеть, она не всегда доступна для восприятия. Тем не менее у людей всегда складывается определенное представление и мнение о том, что их окружает. Чаще всего смыслом принято считать именно то значение, которое предметам, событиям и явлениям придает сам человек — в зависимости от степени его собственного понимания и от того, какую важность имеет для него это событие или этот предмет.
Если ты сделал добро, а другой испытал добро, то чего же ты, уподобляясь глупцам, стремишься еще к чему-то третьему, вроде славы доброго человека или награды? Марк Аврелий |
Например, невзрачная на вид вещица одному человеку ни о чем не скажет, с ней не будет связано ничего, а для другого она наполнится особым смыслом, потому что напомнит о дорогом сердцу существе или о важном событии либо переживании. Классический пример тому традиция дарить друг другу подарки. Ведь подарок ценен не тем, сколько денег мы на него потратили или насколько модна эта вещь, а тем, что мы в него вложили. Именно наша любовь, потребность передать что-то от сердца к сердцу и вся остальная гамма чувств, пожеланий и размышлений «заряжают» подарок особой силой.
Точно так же ценность каждого нашего действия, каждого поступка, каждого принятого решения заключается не в них самих, а в том, что мы в них вкладываем, и только тогда они приобретают смысл. С одной стороны, этот особый смысл складывается из того, ради чего совершаются те или иные действия и поступки, принимаются те или иные решения. С другой стороны, он складывается из всей палитры чувств, состояний, преодолений и соответствующих осознаний, которые из этого рождаются.
Приносить благо
Вот, кажется, первый маленький ответ на вопрос, в чем может открыться смысл жизни.
Он открывается через значение, которое я придаю каждому своему действию, поступку или принятому решению. Это значение не умозрительное, его прежде всего создают стремления и потребности сердца. Богатства моего сердца огромны, и любое значение, которое может придать сердце моим мыслям, решениям и шагам, когда оно руководит ими, можно уже назвать смыслом.
Важно, чтобы это значение всегда было или чтобы, по крайней мере, подразумевалось, хотя бы подсознательно. Чем оно шире, тем богаче и многограннее смысл.
То ли ты сделал, что нужно делать, — получает огромную важность, потому что единственный смысл жизни твоей только в том, то ли ты делаешь в этот короткий, данный тебе срок жизни, что хочет от тебя Тот, Кто послал тебя в жизнь. То ли ты делаешь? Талмуд (по Л. Толстому) |
Одна притча
рассказывает о путешественнике, встретившем
рабочего с доверху нагруженной
тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты
делаешь?» — спросил его
Как видно из этой притчи, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл — все зависит от того, какое значение человек придает им, от того, почему и ради чего их совершает.
Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше смысл действий человека выходит за пределы его собственных мелких и корыстных интересов, за пределы повседневной борьбы за выживание, ради самоутверждения. Когда этот смысл чем-то соприкасается с «Вечным», тогда и смысл жизни становится иным, видится в служении высшему началу, высшему благу и всему живому, и уже не важна форма, в которой это служение проявляется. Это может быть религия, философия, наука, искусство или что-то другое, но сам факт, что ты живешь не ради себя, а ради того, чтобы «служить» и «приносить благо», раскрывает такие грани жизни, которые для большинства так и остаются загадкой.
Такое значение невозможно навязать извне. Это результат глубокого и искреннего внутреннего убеждения и, прежде всего, осознанного выбора своего жизненного пути и предназначения.
Система ценностей
Так человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до и после нас. Как правило, в нее также входят «мифы», лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни. Если нет своего опыта, своего проживания, если чужое мировоззрение принимается как нечто само собою разумеющееся, если человек не задается никакими вопросами, — можно говорить об определенной доле духовной «слепоты», чреватой последствиями, с которыми выдающиеся личности и здравомыслящие люди сражались на протяжении многих веков: это догматизм и фанатизм, всегда ведущие к опровержению и разрушению тех самых ценностей, за которые фанатики с таким рвением сражаются.
Делать добро и пользоваться в то же время дурной славой — в этом есть нечто царственное. Марк Аврелий |
История подтвердила один почти трагический факт: чем проще идея, предлагаемая как лозунг или символ идеологии, тем больше у нее шансов собрать армию приверженцев. Но, к сожалению, при упрощении идеи всегда приносится в жертву Истина и те люди, которые ее глубоко понимают и стараются донести до своих современников. История свидетельствует, что их палачами всегда были приверженцы той или иной идеологической или религиозной системы, выросшей на догматизме и фанатизме, или озверевшая толпа, руководимая ими. За что преследовали и казнили выдающихся личностей? Как правило, за то, что они не позволили ни запятнать, ни исказить Истину, в чем бы она ни проявлялась и какую бы грань смысла жизни ни раскрывала.