Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, реферат
Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.
[4] Вот два курьезных примера, взятых из действительной жизни. Одному мальчику, лет пяти или шести, его тетка показывала своего новорожденного первенца. Посмотрев на ребенка и на всю комнату, этот мальчик спросил: "а где же у вас другой-то ребенок?" Как оказалось, этот вопрос был вызван тем, что как в собственной семье этого мальчика, так и во всех знакомых ему семействах или еще совсем не было детей, или было уже по двое. Другой пример: девочка, приблизительно тех же лет, заметила, что служившие в их семействе кухарки, три подряд, вышли замуж. Это дало ей повод обратиться к матери с таким замечанием: "ты ведь тоже была кухаркой, когда вышла замуж".
[5] Молодежь
часто готова полагать смысл жизни в служении
прогрессу. Прогресс, действительно, составляет
нечто ценное. Но почему? Только потому,
что он предписывается нравственным законом.
Ведь если бы то, что мы называем прогрессом,
оказалось противоречащим требованиям
нравственности, то мы не ценили бы этого
как прогресс. Таким образом смысл жизни
может состоять в служении прогрессу лишь
постольку же и при тех же условиях, как
и в служении нравственному закону. Поэтому
мы можем ограничиваться лишь рассмотрением
попытки осмыслить жизнь через служение
нравственному закону.
Основная причина бегства
многих наших современников в царство
алкогольных или наркотических иллюзий
- это духовная опустошенность, потеря
смысла жизни, размытость нравственных
ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся
проявлениями духовной болезни не только
отдельного человека, но всего общества.
Это расплата за идеологию потребительства,
за культ материального преуспевания,
за бездуховность и утрату подлинных идеалов.
Различные
попытки ответить на вопрос о смысле жизни
строятся все на одной и той же подмене:
вместо размышления о том, для чего дана
человеку жизнь, человек начинает перечислять,
какие дела в жизни он считает главными,
а какие не очень, какие цели в жизни он
имеет. Но проблема смысла жизни предполагает
поиск такой цели, средством для достижения
которой являлась бы сама жизнь, взятая
в целом. Смысл любого дела лежит за рамками
этого дела, поэтому ответ на вопрос о
смысле жизни может быть только религиозным.
Смысл жизни есть независимо
от того, знает ли о нем человек, понимает
ли человек смысл своей жизни. Полагать
смысл жизни в самой жизни, "жить ради
того, чтобы жить", - этого никому не
запретишь, но надо ясно отдавать себе
отчет в том, что в переводе на ясный язык
это означает: "Смысла у жизни нет, есть
просто жизнь, и надо просто жить, - ни зачем...".
Постановка вопроса о смысле жизни ставит
человека перед проблемой личного бессмертия.
Вера в личное бессмертие есть условие
и логической, и нравственной допустимости
веры в смысл жизни.
По
слову Ф. М. Достоевского: "Без Бога все
позволено". Без Бога наступает царство
греха, а, по словам Священного Писания,
"Возмездие за грех - смерть"
(Рим.6,23). Без Бога, без религии жизнь превращается
в рабское служение греху, и общество обрекает
себя на самоуничтожение, ибо мир, развивающийся
по законам греха, не может себя сохранить.
Задачей
русской культуры, основанной на православной
вере, во все века было - наставить, научить,
спасти: "Научись, верующий человек,
поступать благочестиво, мысли чистоту
блюсти, побуждая себя к добрым делам Господа
ради" (из поучений Владимира Мономаха).
Она была нравственно ориентирована. Эта
культура была народной. Все ее черты были
следствием благотворного влияния Православия.
В
основу благочестия святые отцы древней
Церкви кладут бдительность и трезвение
духовное, как условие нравственного
преуспеяния, что видно из тех молитв,
которые избраны Церковью для нас из святоотеческой
духовной сокровищницы. "Даруй нам
бодренным сердцем и
трезвенной мыслью всю
настоящего жития нощь прейти...",
- читаем в утренних молитвах; "Яко
же быти причащающимся
(Святых Даров) во трезвение души",
- молится иерей на Божественной Литургии.
Церковь просит в молитвах дарования верующим
"трезвения души, оставления грехов,
общения Духа Святого". Святой праведный
Иоанн Кронштадтский озаглавил свой дневник:
"Моя жизнь во Христе, или минуты духовного
трезвения и созерцания, благоговейного
чувства, душевного исправления и покоя
в Боге".
Трезвение,
таким образом, - это необходимое условие
правильной духовной жизни. Трезвение
- это очищение помыслов. Этим трудом мы
должны являть и доказывать любовь к Нему
и верность Ему. А для этого необходима,
в первую очередь, как основание духовного
делания, - вера в Бога.
Подлинная вера трезва, "трезвение
души" ставится в основу духовного делания.
Трезвение души есть сбережение себя от
самообольщения. Это есть прямой и простой
взгляд на жизнь, на себя и на всех окружающих,
взгляд, освещенный светом веры.
Но
мы должны быть православными христианами
не по формальной только принадлежности
к Церкви, а по истине, то есть - знать, во
что мы веруем, почему мы так веруем, какие
основы нашей веры, - и, зная все это, жить
по вере, сознательно и ответственно.
Необходимость
разумно и отчетливо содержать веру особенно
актуальна сегодня. Прошли времена, когда
человек, родившись, попадал в христианскую
среду, воспитывался ею и соразмерял всю
свою жизнь с укладом Церкви. Мир, который
окружает нас, - не христианский, антихристианский,
причем стремительно сатанеющий. В этих
условиях жить бездумно, по инерции нельзя.
Для того, чтобы сегодня нам быть христианами,
просто - выжить, как христианам, нам приходится
в той или иной степени противостоять
окружающему нас и активно действующему
на нас нехристианскому миру.
В чем смысл жизни человека? Зачем человек живет?
Вопрос как минимум сложный. Точно совсем не однозначный. А может быть, даже не имеющий ответа. Но вопрос очень важный. И каждый человек ищет на него ответ. И в зависимости от того, какой ответ для себя человек выберет, будет разворачиваться жизнь человека и его судьба.
Лично мне нравится идея того, что здесь на Земле мы все для того, чтобы приобрести опыт. Мне нравится идея эксперимента. И пусть это будет эксперимент двойственности (добро и зло) либо чего-то еще. Главное для меня – то, что я живу и могу приобретать опыт, наслаждаться происходящим в моей жизни и становится сильнее и могущественнее. Мои знания и мои опыт обогащают меня. Я выбрала такой ответ.
Вопрос смысла жизни тесно связан с верой человека. Не с тем, какого Бога человек для себя выбрал и выбрал ли. А с тем во что он верит в своей жизни. Вера является одним из базовых столпов мировоззрения. А мы знаем что нашу жизнь определяет именно оно.
Люди верят в то, что счастье нужно заслужить. Или в то, что деньги - грязные. Или в то, что главное - удачно выйти замуж. Причем сознательно думают совершенно по-другому. Но глубоко в подсознании лежат совершенно неожиданные вещи.
Мир - зол. От окружающих нужно ждать гадостей. Честный бизнес невозможен. Мир неизменен. Кто-то наблюдает за нами и рано или поздно - выставит счет.....
Сколько их еще? Разных.... И все они отражаются в жизни людей. Потому что то, ЧТО ВНУТРИ - ТО И СНАРУЖИ.
И я не верю в то, что Бог сидит наверху и смотрит на нас чтобы судить нас. Я не верю в то, что Бог делит людей на плохих и хороших. Но я верю, что ад и рай люди создают себе сами. И я верю в то, что Бог любит нас (ведь мы любим своих детей...)
Я верю в то, что Богу нужен всякий опыт. И любой опыт для него важен. И что он отдал "на откуп" самим людям вершить свои судьбы.
Вселенная в нашем теле приобретает самый разнообразный опыт. И поэтому для нее важно, чтобы человек двигался вперед. Ей не интересны те, кто сидит «на попе ровно» и ничего не делает. Для них – и она «сидит ровно» и тоже ничего не делает. Хотя такой опыт - тоже ей нужен.
Но если человек
хочет и готов двигаться –
она хочет и готова ему помогать.
Если человек идет, развивается, Вселенная
идет ему навстречу.
Я верю в это. И те, кто живет с такой же
верой и идеями, знают как это работает.
И я знаю, что как только внутри найдены верования, управляющие жизнью человека, и изменены - жизнь как по мановению волшебной палочки тут же начинает меняться.
И если в вашей жизни то, во что верите вы не дает вам то, чего вы хотите, может быть самое время пересмотреть свое мировоззрение и попробовать что-то новое?
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Современные психологи сделали интересное открытие: когда человек не знает, зачем он живет и от этого мучается, то это может стать причиной серьезных недугов. Вывод, который они делают из этого факта, состоит не в том, что не стоит мучиться над этим вопросом, но в том, что смысл обязательно должен быть найден.
Огромный процент самоубийств, почти 100 процентов случаев наркомании, значительная доля преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни.
Но где и как искать этот смысл? И можно ли его вообще найти?
«Жажда
— это лучшее доказательство существования
воды», — сказал австрийский писатель
Ф. Верфель (1890—1945). Приводя эту замечательную
мысль, известный современный психолог
и психиатр В. Франкл, создатель метода
лечения неврозов нахождением смысла
жизни, выдвигает два тезиса: во-первых,
смысл невозможно навязать тому, кто его
еще не нашел — человек должен обрести
его для себя сам; во-вторых, смысл не только
может быть найден, но и должен
быть найден. Как раз для этого у человека
имеется особый орган его души — совесть.
Призовем в свои помощники совесть и рассмотрим,
к каким целям люди обычно стремятся, думая,
что в этом-то и состоит смысл жизни.
ЦЕЛИ, К КОТОРЫМ СТРЕМЯТСЯ ЛЮДИ
Все жизненные цели общественное мнение обычно делит на «низкие» и «высокие». К низким оно относит жизнь ради материального благосостояния, удовольствий, славы и желание власти над себе подобными. Любой достигший этих целей, положа руку на сердце, вряд ли скажет, что окончательно нашел в этом счастье.
Высокими целями принято считать творчество, воспитание детей и любовь, из которых складывается, по мнению людей, настоящее счастье.
Некоторые люди убеждены, что человек прожил достойную жизнь, если он оставил после себя неизгладимый след и добрую память. Всем известна поговорка: жизнь прожита не зря, если человек вырастил ребенка, построил дом и посадил дерево.
Давайте проанализируем, к чему стремятся и чего добиваются люди, ставя перед собой все эти цели, и что на самом доле приносит человеку их достижение .
Начнем по порядку. Богатство, благосостояние дает человеку ощущение защищенности, стабильности, возможность для удовлетворения всех своих желаний. Удовольствия наполняют жизнь остротой ощущений. Власть внушает человеку мысль о его всемогуществе. Слава же обещает подарить человеку бессмертие.
В творчестве человек способен раскрыть свой внутренний потенциал. Возможность продлить себя в потомстве отодвигает ужас личной смерти. Наконец, любовь в высшей степени открывает человеку наполненность и интенсивность жизни. И не протестом ли против смерти вдохновлено всеобщее и такое понятное желание оставить о себе на земле добрую память.
Все эти цели и мнения отражают в своей сущности человеческую потребность только в двух вещах: полноте жизни и вечности. Но посмотрим внимательно, содержит ли в себе хотя бы какая-нибудь из этих целей и то и другое одновременно?
На
всем протяжении своей истории человек
через искусство, философию, науку
и политику пытается достичь полноты
жизни и бессмертия. И вы, какой
бы жизненный путь ни избрали, явно
или подспудно будете искать того
же. Но беда в том, что сколько ни существуют
искусство, философия, наука и политика
никому до сих пор не удалось достичь с
их помощью ни полноты жизни, ни бессмертия.
УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Многие философы, такие как Платон, Аристотель, Кант, В.Соловьев в поисках смысла жизни пришли к тому, что необходимым условием его существования являются Бытие Бога и бессмертие человеческой души. Если есть Бог и если душа бессмертна, то смысл человеческого существования состоит в том, чтобы вечно жить в любви с Богом, посвящать Ему свою жизнь и наполнять свою жизнь Его жизнью.
На убежденности в том, что эти условия выполняются, основываются многие религии, хотя содержат они разные представления о том, как возможно общение человека с Богом. Мы живем в век диалога культур, и поэтому у того, кто хочет найти смысл жизни в общении с Богом, совершенно естественно возникает вопрос о выборе веры. Сделанный выбор может стать определяющим Для всей жизни.
Что
поможет нам выбрать верный путь?
Будем внимательны, постараемся
понять, насколько полно и глубоко
осуществляется связь с Богом
в различных вероисповеданиях, рассмотрим,
что дает, что открывает человеку
тот или иной религиозный опыт:
Бога или иллюзию?
ХРИСТИАНСТВО О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Христианство утверждает, что Бог действительно сотворил человека по Своему Образу и дал ему не только бытие, но и задание, цель: стать богоподобным, достойным Божественной славы и блаженства.
Но поставленный во главе творения человек впал в грех — преслушание воли Божией, которое привело его к смерти тела и опустошению души.
Только во Христе восстанавливается истинное первоначальное назначение мира и человека, кроткая земная жизнь которого должна стать теперь временем очищения души от пороков и страстей верой во Христа по благодати через покаяние, молитву, дела милосердия, стяжания в себе духовного сокровища — Духа Святого Божия.
Единство со Христом во всей полноте может ощущать лишь тот, кто принадлежит к Телу Христову — Его Святой Церкви, исполняет Евангельские заповеди.
Бог не вторгается насильно в человеческую жизнь, необходимо, чтобы человек сам захотел встречи с Ним. Жить вместе с Богом можно только в любви. Если же человек не хочет принимать в расчет никого, кроме себя, то он не сможет встретиться с Богом.
Бесконечная
жизнь в любви с Богом как
раз и соединяет в себе то, к
чему стремятся все люди — полноту жизни
и вечность. Ведь именно этим обладает
Бог — полнотой Божественной жизни и вечностью.
И все это Он дарит тем, кто Его любит. Он
хочет подарить их каждому, но может это
дать только тому, чье сердце для этого
открыто.
Приложение к уроку № 2
У А.С.Пушкина есть стихотворение о смысле жизни, написанное в часы тяжелого состояния души, отданной (по словам самого поэта) «безумству, лени и страстям»:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум