Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

Смысл жизни - это не только ее понимание, но и самооправдание: само по себе существование не самодостаточно, человека оно не удовлетворяет. Под смыслом жизни скрывается убеждение, что жизнь достойна того, чтобы ее прожить.

Файлы: 1 файл

реферат смысл жизни1.docx

— 110.66 Кб (Скачать файл)

    Ключи к познанию

    Альтернативу  «системе ценностей» и «картине мира», которые создаются на основании  слепого принятия чужого мировоззрения, могла бы предложить Философия. Для  нашей темы интересна та ее грань, которую тысячелетия назад выделил  Пифагор, — Философия как любовь к Мудрости.

    Философский поиск смысла жизни — это непрекращающаяся внутренняя работа, для которой вопросы  важнее, чем ответы. С одной стороны, согласитесь, всегда интересно приобретать  те или иные знания, даже когда они  представляют собой набор фактов, воспринимающихся как «прописная истина»  или как очередная теория, требующая  обсуждения и подтверждения.

    Но, с другой стороны, знание как накопление фактов рано или поздно доходит до своего предела, после которого человек  должен признаться, что изучаемая  им тема исчерпана либо что он мало чему научился, так как накопленные  факты требуют бесконечного расширения, совершенствования или подтверждения. Так или иначе, любые факты  — это ответы на вопросы, которые  задал и «выстрадал» кто-то другой. Для человека, получившего их «бесплатно», эти факты так и будут теорией  — до тех пор, пока не затронут ту или иную струну его души или пока хотя бы в чем-то не станут для него актуальными и не будут им прожиты.

    Именно по этим соображениям Философия предлагает более глубокий и более мудрый подход: искать не только знание, а «ключи»  к познанию, познавать не только накапливая факты, а в первую очередь ища смысл, принципы или законы, которые отражаются в этих фактах. Когда ты находишь «ключ», раскрывающий смысл любого факта или теории, это означает, что тот же принцип и закон ты можешь найти в других фактах из совершенно разных областей.

    Более того, любой  принцип или закономерность, которые  ты открываешь, являются «ключами»  именно потому, что ты их можешь узнать и применить к самому себе и  к своей собственной жизни. Они  могут объяснить причины и  смысл многого, что происходит в  тебе и вокруг тебя, они помогают понять, как действовать в той  или иной ситуации, и многое другое.

    Кто не жаждет, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. Конфуций
 

    И самое главное  — речь не идет о сухом теоретизировании. Когда посредством такого «ключика»  открывается тот или иной смысл, это похоже на озарение, когда начинают вибрировать тонкие струны души и  сердца. Сначала ты «проживаешь», а  лишь потом понимаешь; сначала душа, сердце, интуиция, а лишь потом ум раскладывает по полочкам то, что на первых порах невозможно объяснить  словами. Когда впоследствии этот смысл  еще и подтверждается твоим собственным  опытом, в самых разных формах и  ситуациях, тогда уже можно говорить не о толике «знаний», которые ты получил, а о толике «внутреннего познания» или «Мудрости Души», которую ты в себе разбудил.

    И еще одна констатация: всегда открывается лишь тот смысл, принцип или «ключик», который в данный момент почему-то для тебя особенно актуален и важен.

    Поэтому Философия  утверждает, что вопросы «почему?»  и «ради чего?» гораздо важнее, чем полученные ответы. Они играют роль постоянного «внутреннего мотора», не было бы их, не работал бы тонкий механизм, вернее, «таинство», заложенное в нас Природой, — раскрывать смысл жизни в собственном  сердце и раскрываться самому благодаря  «смыслу», который твое сердце не только открыло, но и прожило. Смысл жизни  и убеждения, к которым человек  пришел сам, выносил в себе, тверже любого знания и любой теории, преподнесенной ему «на блюдечке».

    Через века

    Разные эпохи  и культуры, разные религии и философские  течения через века давали свою концепцию  смысла жизни. В той или иной форме все пытались ответить на вопрос, ради чего стоит жить, что в жизни главное и как построить свою жизнь, чтобы это «главное» не упустить. В религиозных системах и во многих философских концепциях смысл жизни раскрывался в контексте Высшего Начала и его проявлений — Бога и богов, в контексте законов Вселенной и эволюции всего сущего, в контексте Высшего Блага для человека и исходящих из него добродетелей. Это порождало особую систему высших этико-моральных ценностей, высших законов или, для кого-то, «заповедей», которым должен следовать человек. Принимая разные формы, за каждой системой высших ценностей стояла одна и та же сокровенная задача, один и тот же сокровенный смысл жизни: стать ближе к Богу — для одних, или к богам — для других, или к Божественным Законам — для третьих, а для немногих — даже слиться с Богом или Божественным в единое целое.

    Смотри: даю тебе отличные советы. Почувствуй их своим сердцем. Живи ими в своем  сердце. Действуя так, ты преобразишься  в истинного человека, и любое зло  будет тебя сторониться. Папирус Ани. Древний Египет
 

    Высшие ценности и пути, по которым можно приблизиться к Богу или Божественному, формулировались  по-разному, но, как кажется, без существенных противоречий, так как они раскрывали разные грани одного и того же сокровенного смысла. Каждая религия или философская  система ставила свои акценты, выделяла то, что считала важнее всего, —  ведь путей, ведущих к Божественному, много. Это мог быть путь совершенствования через освобождение от власти материи и материального, от власти иллюзии или зла. Это мог быть путь осознания Вселенских Законов и Божественной Гармонии, путь усилий, цель которых — жить «в унисон» со Вселенной и Природой, не нарушать гармонии, развивать добродетели, благодаря которым эта гармония могла бы восстановиться в самом человеке и в его окружении. Это мог быть путь Любви и Жертвы, отречения от личных интересов и от личного блага. Это мог быть путь «спасения Души» через соблюдение божественных заповедей, через праведную и благочестивую жизнь в соответствии с принципами, переданными религией. Если рассматривать по отдельности и пытаться понять более глубоко любой из этих путей, то становится ясным, что каждый из них в той или иной мере содержит аспекты всех остальных.

    Экзистенциальный  недуг

    Справедливости  ради надо отметить, что не все философские  течения и не все философы искали смысл жизни так высоко и так  глубоко. К примеру, античные философы-гедонисты  считали, что жить надо ради удовольствий, приверженцы эвдемонизма провозглашали  смыслом жизни счастье, а утилитаристы даже в наши дни считают, что высшей ценностью жизни является непосредственно  ощутимый конкретный результат и  польза, которую можно извлечь  из любой вещи.

    На рубеже XIX–ХХ веков инициативу в изучении проблемы смысла жизни перехватили  психологи, потеснив философов и  теологов. «Планка» вновь сместилась: с высот Вселенских Законов и прикосновения к Вечному она спустилась к отдельной личности, к индивидуальности. Психологи, изучая данный вопрос, основываются на анализе того, как конкретный человек пытается найти смысл жизни, что происходит, если этот смысл найти не удается, и какие общие выводы, полезные для всех, можно извлечь из всего этого. В сферу интересов психологии попадает также вопрос о том, как и благодаря каким факторам происходит формирование смысла жизни и какое влияние оказывает на личность обретение или, напротив, утрата смысла жизни.

    На основании  многочисленных опросов разными  психологами была сделана классификация  «смыслов жизни» и жизненных приоритетов. Хотя ответы различались в зависимости  от возраста и уровня образования, полученные результаты были в рамках ожидаемого: в качестве приоритетов лидируют здоровье, взаимоотношения, разные хобби  и увлечения (в особенности у  молодежи). Деньги и материальное благополучие, к счастью, не на первом месте, но, к  сожалению, далеко не на последнем. Лишь у выдающихся людей на первом месте  были выделены любимое дело и вера.

    Многие ученые исследовали в наше время довольно распространенную проблему — жизнь  без осознанного смысла. Оказывается, отсутствие смысла в жизни человека создает особые проблемные ситуации, а также существенно влияет на внутреннее ощущение и психический  склад человека. Итальянский психолог Сальваторе Мадди предлагает назвать эту проблему «экзистенциальным недугом» или «экзистенциальным неврозом». Эту специфическую болезнь Мадди описывает как состояние, в котором в результате отсутствия смысла жизни появляются скука, общая незаинтересованность и явно выражена пассивность в ситуациях, когда нужно сформировать собственное мнение и взгляд на что-либо, сделать сознательный выбор, принять самостоятельное решение. Психолог даже выявил группу риска: это, как правило, люди-конформисты, лишенные индивидуальности, с мало развитой работой сознания. Им свойственно принимать тот смысл жизни, который внушается извне.

    В чем смысл жизни? Служить другим и  делать добро. Аристотель
 

    Мадди описал три формы «экзистенциального недуга». Крайний случай — когда для человека ничто не имеет смысла. Вторая форма — «нигилизм», стремление агрессивно дискредитировать все, что может претендовать на смысл. Третья форма — «фанатизм»; в его основе — потребность постоянно действовать, чтобы не осталось времени на размышления. Не рискуют заболеть «экзистенциальным недугом» те, кто имеет ярко выраженную индивидуальность. Это, как правило, люди, ясно понимающие, к чему стремятся и в чем их цели и задачи, имеющие широкий кругозор и многогранные интересы или желающие этого, склонные к работе над собой и к творчеству в любой форме, к размышлениям, особенно если к этому добавляется работа воображения и интуиции.

    Виктор  Франкл: исцеление смыслом

    Подлинный прорыв в понимании смысла жизни произошел  в 40–50 годы XX столетия. Он связан с именем австрийского психолога Виктора  Эмиля Франкла (1905—1997), основателя особого направления в психологии — логотерапии (от греческого логос, «смысл»), учения о смысле, можно даже сказать: об «исцелении» благодаря смыслу.

    Именно в  этот период психологи и психиатры  обратили внимание на то, что стали  появляться специфические психологические  недуги и расстройства, прогрессирующие  с особой силой, все они были связаны  с утратой смысла жизни и, соответственно, с утратой душевного равновесия: депрессия, алкоголизм, неврозы, наркомания. Интересно, что подобные расстройства с одинаковой силой поражали людей  весьма успешных в карьере и в бизнесе, обладавших большим материальным состоянием. Американские психологи описали «воскресные неврозы», когда после недели напряженной работы успешный менеджер просыпался в выходной в своем благоустроенном доме и ощущал непонятную пустоту, которую не могли заполнить ни жена, ни дети, ни домашние заботы. Такое состояние, многократно повторяясь, в конце концов нередко развивалось в тяжелое психическое расстройство. Стало отчетливо заметно, что карьерный рост и благосостояние отнюдь не гарантируют душевного равновесия. «Мне 22 года, — писал Франклу один американский студент. — У меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю бо/льшими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, — какой во всем этом смысл?»

    «Логотерапия» Франкла не просто теория и не просто одно из направлений психологии. Это не учение о каком-то абстрактном и теоретическом смысле, а прожитое и доказанное убеждение, что человеческая сила духа превыше всего. Она пробуждается тогда, когда человек знает, ради кого и ради чего живет, и когда за это сражается. Она дает возможность сохранить свою совесть, индивидуальность и достоинство в любых условиях, не сдаваться перед самыми страшными обстоятельствами и не ломаться под самыми сильными ударами, которые обрушиваются на тело и душу. Больше всего трогает то, что сам Франкл все это прожил и подтвердил собственным примером. Его логотерапия — это не только плоды исследования ученого, а «мудрость души» человека, который, испытав величайшие страдания, понял, что нет более великого смысла жизни, чем помогать людям его обрести. Вряд ли в минувшем столетии удастся найти хотя бы одну психологическую теорию личности, за которую ее создатель заплатил столь высокую цену.

    Согласно Франклу, человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Утрата смысла, нежелание или невозможность его найти лежит в основе многих психических расстройств и болезней, многих самоубийств и является одной из причин преступности, насилия, алкоголизма, наркомании.

    Для Франкла стремление к поиску смысла и стремление осуществить его в жизни — это потребность, от рождения присущая каждому человеку. Она является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки. Отсутствие смысла жизни ввергает человека в состояние, названное Франклом «экзистенциальным вакуумом». Именно экзистенциальный вакуум — причина, порождающая в широких масштабах специфические неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве.

    Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Когда ищешь смысл и особенно когда его находишь, нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутренне состояние. Психолог назвал его «трагическим оптимизмом». Оптимизмом — поскольку это вера в возможности человека, вера в лучшее в нем. Трагическим — поскольку надо отдавать себе отчет в том, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.

    Смысл нужно  не просто искать, за него приходится бороться, и борьба эта нелегка. Смысл жизни  человек не изобретает, а находит  его в мире и в той реальности, в которой живет, и часто сама судьба указывает путь. Обрести его  способен каждый, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды  и религиозных убеждений.

Информация о работе Смысл жизни