Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:24, реферат
Быстрое распространение фотографии в период с ее появления и до наших дней, наряду с возрастающей значимостью фотографии позволит увидеть контекст написания произведений авторами Вальтером Беньямином и Роланом Бартом.
По своему значению в истории мировой культуры открытие фотографии сравнимо с изобретением книгопечатания. «Первыми удачными опытами по сохранению светописных отпечатков следует считать опыты по дагерротипированию. Метод крайне сложный, требующий больших усилий как от того, кто делает снимок, так и от того, кто является объектом съемки. Прогресс в области светописи наметился с появлением новых, более простых и доступных методов светокопирования». 1
Сила воздействия фотографии, в исследовании Беньямина, тем интенсивнее, чем менее задан изображенный объект. Потрясение, которое мы испытываем, может быть более значительным в том случае, если мы не обладаем никаким знанием об объекте, если фотография не привлекает внимание каким-то сюрпризом (если воспользоваться терминологией Барта). Именно такая, "пустая", фотография содержала обещание, была, согласно логике Беньямина, местом, в котором зритель мог бы вообразить будущее лишь как одну из возможностей. "Пустая" фотография - это вовсе не обязательно фотография известного мастера или фотография известного деятеля. Скорее напротив, это любительская фотография, которая может быть какой угодно. Такая фотография анонимна, как анонимны все "безымянные люди", которых накануне Первой мировой войны снимал А.Зандер. И они тоже интересовали Беньямина. В "Краткой истории фотографии" он подчеркивал значимость проекта Зандера по проведению "сравнительной фотографии", открывающей пейзаж "в безымянном отражении, возникающем в человеческом лице". Интенсивность, которая открывается в этом случае в фотографии, также вводит ситуацию близости . Не говоря уже о том, что феномен личного предпочтения, эстетический выбор фотографа определяет выбор того события, которое должно быть документировано, а документирование оказывается неразрывно связанным с вымыслом.
Таким образом, фотография требует критического отношения, под которым подразумевается ее роль в качестве инструментария выявления условий восприятия зримого. В качестве такового фотография работает как "пустое" изображение, вовлекающее убежденного зрителя в движение своего отпечатка, отмеченного следом "того, что было" (Р. Барт). Это вовлечение, в свою очередь, требует заинтересованности зрителя, его настроенности увидеть или "проявить фотографию" (Е.Петровская), а значит, необходимым условием оказывается установление особого отношения близости. Такая фотография остается фрагментарной, ее "целого" можно лишь ожидать. Ключевые идеи произведений Беньямина «Краткая история фотография» и «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» заключается в том, что с появлением фотографии как первой революционной репродуцирующего средства статус произведения искусства принципиально поменялось. До появления тиражирующей техники произведение искусства, по Беньямину, было уникально (обладало «аурой») и выполняло культовую функцию («паразитировало на ритуале»); с появлением репродуцирующей техники аура произведения разрушается, его культовая функция заменяется экспозиционной. Характерную примету своего времени Беньямин видит в изменившемся способе восприятия массового потребителя. Теперь для масс характерно стремление приблизить к себе произведение, характерна «тенденция преодоления уникальности любой данности через принятие ее репродукции». Беньямин фиксирует и указывает причины «обмельчания», «уменьшения» искусства - потому как на произведения искусства нельзя больше смотреть, как на творения одного человека, они стали коллективными, и для того, чтоб их усвоить, нужно их уменьшить.
Таким образом, немецкий критик является свидетелем смены культурной установки и описывает этот процесс, отмечая, что его значение выходит за пределы области искусства, - в чем и состоит культурологическая ценность концепции Беньямина.
Список использованных источников.
1 Никитин, В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях/ В.А. Никитин. – Л.: Лениздат, 1991. – С.4
2 Чибисов, В.К. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987, С.5
3 Матьею, М. Фотография и социология/ М. Матьею, Л. Лингард // Cоциологические исследования, 1990 №3 – С. 88
4 Стародуб, Д.О. Азбука фотографии – М.: Искусство, С.6
5 Стародуб, Д.О. Азбука фотографии – М.: Искусство, С.7
6
Арнхейм, Н О природе фотографии. – Режим
доступа: http:// www.web-design.com.ua/arnheim.
7 Михалкович, В.И. Поэтика фотографии / В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. – М.: Искусство, 1990. – С.6
8 Рыклин, М. Революция и кино.- Режим доступа: http:// www.ndrt.ru/Articles.php
9 Беньямин, В. Краткая история фотографии// В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996. – С. 15.
10 Головня, И.А. С чего начиналась фотография – М.:Знание, 1991
11 Беньямин, В. Краткая история фотографии// В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996. – С. 15.
12 Беньямин, В. Краткая история фотографии// В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. - М., 1996. – С. 15.
13 Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. – М., 1996. - С.17.
14 Беньямин, В. Краткая история фотографии. // В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. - С. 28.
15 Там же, - С. 25.
16 Беньямин, В. Краткая история фотографии. // В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. - С. 36.
17 Там же, - С. 23.
18 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе . - М.: "Медиум", 1996. - С.40.
19 Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М. : Ad Marginem, 1997. – С.19
20 Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М. : Ad Marginem, 1997. – С.32
21 Там же, - С. 36
22 Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М. : Ad Marginem, 1997. – С.45
23 Барт, Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. – С. 381
24 Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.73
25 Барт, р. Мифологии. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 1997. – С.147
26 Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: Ad Marginem, 1997. – С.75
27 Там же, - С.116
28
Сосна, Н. Несобственность фотографии.
– Режим доступа: http://russ.ru/culture/teksty/