Социальная философия фотографии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:24, реферат

Описание работы

Быстрое распространение фотографии в период с ее появления и до наших дней, наряду с возрастающей значимостью фотографии позволит увидеть контекст написания произведений авторами Вальтером Беньямином и Роланом Бартом.
По своему значению в истории мировой культуры открытие фотографии сравнимо с изобретением книгопечатания. «Первыми удачными опытами по сохранению светописных отпечатков следует считать опыты по дагерротипированию. Метод крайне сложный, требующий больших усилий как от того, кто делает снимок, так и от того, кто является объектом съемки. Прогресс в области светописи наметился с появлением новых, более простых и доступных методов светокопирования». 1

Файлы: 1 файл

Социальная философия фотографии. .doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Сила воздействия фотографии, в исследовании  Беньямина, тем  интенсивнее, чем менее задан изображенный объект.  Потрясение, которое мы испытываем, может быть более значительным в том случае, если мы не обладаем никаким знанием об объекте, если фотография не привлекает внимание  каким-то сюрпризом  (если воспользоваться терминологией Барта). Именно такая, "пустая", фотография содержала обещание, была, согласно логике Беньямина, местом, в котором зритель мог бы вообразить будущее лишь как одну из возможностей. "Пустая" фотография - это вовсе не обязательно фотография известного мастера или фотография известного деятеля. Скорее напротив, это любительская фотография, которая может быть какой угодно. Такая фотография анонимна, как анонимны все "безымянные люди", которых накануне Первой мировой войны снимал А.Зандер. И они тоже интересовали Беньямина. В "Краткой истории фотографии" он подчеркивал значимость проекта Зандера по проведению "сравнительной фотографии", открывающей пейзаж "в безымянном отражении, возникающем в человеческом лице". Интенсивность, которая открывается в этом случае в фотографии, также вводит ситуацию близости . Не говоря уже о том, что феномен личного предпочтения, эстетический выбор фотографа определяет выбор того события, которое должно быть документировано, а документирование оказывается неразрывно связанным с вымыслом.

Таким образом, фотография требует критического отношения, под  которым подразумевается ее роль в качестве инструментария выявления  условий восприятия зримого. В качестве такового фотография работает как "пустое" изображение, вовлекающее убежденного зрителя в движение своего отпечатка, отмеченного следом "того, что было" (Р. Барт). Это вовлечение, в свою очередь, требует заинтересованности зрителя, его настроенности увидеть или "проявить фотографию" (Е.Петровская), а значит, необходимым условием оказывается установление особого отношения близости. Такая фотография остается фрагментарной, ее "целого" можно лишь ожидать. Ключевые идеи произведений Беньямина «Краткая история фотография»  и  «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» заключается в том, что с появлением фотографии как первой революционной репродуцирующего средства статус произведения искусства принципиально поменялось. До появления тиражирующей техники   произведение искусства, по Беньямину, было уникально (обладало «аурой») и выполняло культовую функцию («паразитировало на ритуале»); с появлением репродуцирующей техники аура произведения разрушается, его культовая функция заменяется экспозиционной. Характерную примету  своего времени Беньямин  видит  в изменившемся способе восприятия массового потребителя. Теперь для масс характерно стремление приблизить к себе произведение, характерна «тенденция преодоления уникальности любой данности через принятие ее репродукции». Беньямин фиксирует и указывает причины «обмельчания», «уменьшения» искусства  - потому как на произведения искусства нельзя больше смотреть, как  на творения одного человека, они стали  коллективными, и для того, чтоб их усвоить, нужно их уменьшить.

Таким образом, немецкий критик является свидетелем смены культурной установки и описывает этот процесс, отмечая, что его значение выходит за пределы области искусства, - в чем и состоит культурологическая ценность концепции Беньямина.

Список использованных источников.

 

 

  1. Арнхейм, Р. О природе фотографии. – Режим доступа: http://www.web-design.com.ua/arnheim.php.
  2. Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Ролан Барт; пер. и коммент. М. Рыклина. – М.: Ad Marginem, 1997
  3. Барт,  Р. Мифологии / Ролан Барт. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996
  4. Барт, Р.Риторика образа. – Режим доступа: http:// www.libfl.ru/mimesis/txt/barthes.html
  5. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Ролан Барт. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003
  6. Барт, Р. Третий смысл. Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С.М. Энзенштейна// Строение фильма -  М.: Радуга, 1984
  7. Беньямин, В. Краткая история фотографии / Вальтер Беньямин. -  М.,1996
  8. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе/ Вальтер Беньямин. – М.: Медиум, 1996
  9. Вартанов, А.С. Фотография: документ и образ / А.С. Вартанов.- М.: Планета, 1983
  10. Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом / Л.Ф. Волков-Ланнит. – М.: Планета, 1983
  11. Горючева, Т. Видеоарт и массовая визуальная культура(2002) - Режим доступа: http:www.old.mediaart.ru/db/tekst
  12. Головня, И.А. С чего начиналась фотография/ И.А. Головня. – М.: Знание, 1991
  13. Дмитриев, А.С  В.Беньямин.Неизвестное лицо. – Режим доступа:http:www.sj.obliq.ru./article
  14. Косиков.Г. Ролан Барт — семиолог, литературовед. – Режим доступа: http: www.philol.msu.ru/~forlit/pages/biblioteka_Kosikov_Barthes.htm
  15. Лэнгфорд, М. Фотография шаг за шагом  /  М.Лэнгфорд. – М.: Планета,1989
  16. Маньковская, Н.Б. Сквозь линзу объектива: подходы к философии истории – режим доступа: http://biblio/archive/mankovskaja_estetika_na
  17. Матьею, М. Фотография и социология/ М. Матьею, Л. Лингард // Cоциологические исследования, 1990 №3 – С. 87-98
  18. Михайлов, А.В Ангел истории изумлен… - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nov_yun/1996/13-14/mihailov.html
  19. Михалкович, В.И. Поэтика фотографии / В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. – М.: Искусство, 1990
  20. Никитин, В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях/ В.А. Никитин. – Л.: Лениздат, 1991
  21. Петровская, Е. Антифотография .-  Режим доступа: http://www.klinamen.com
  22. Поллак, П. Из истории фотографии/  П. Поллак. – М.: Планета,1983
  23. Пондопуло, Г.К. Фотография и современность / Г.К. Пондопуло. – М.: Искусство, 1982
  24. Раппапорт, А.Г. Третий дизайн. –Режим доступа:http:www. archi.ru/lib/e_publication_for_print
  25. Рыклин, М. Революция и кино.-  Режим доступа: http:// www.ndrt.ru/Articles.php
  26. Стародуб, Д.О. Азбука фотографии  / Д.О. Стародуб. – М.: Искусство, 1990
  27. Сосна, Н. Несобственность фотографии. – Режим доступа: http://russ.ru/culture/teksty/nesobstvennost_fotografii
  28. Термины. – Режим доступа: http://kinosemiotika.narod.ru/termini
  29. Хокинс, Э.Фотография.  Техника и искусство/ Э.Хокинс, Д.Эйвон. – М.: Мир, 1986
  30. Чибисов, К.В. Очерки по истории фотографии/  К.В. Чибисов. – М.: Искусство,1987

1  Никитин, В.А. Рассказы о фотографах и фотографиях/ В.А. Никитин. – Л.: Лениздат, 1991. – С.4

2  Чибисов, В.К. Очерки по истории фотографии. – М.: Искусство, 1987, С.5

3  Матьею, М. Фотография и социология/ М. Матьею, Л. Лингард // Cоциологические исследования, 1990 №3 – С. 88

4  Стародуб, Д.О. Азбука фотографии – М.: Искусство, С.6

5  Стародуб, Д.О. Азбука фотографии – М.: Искусство, С.7

6  Арнхейм, Н О природе фотографии. – Режим доступа: http:// www.web-design.com.ua/arnheim.php.

7  Михалкович, В.И. Поэтика фотографии / В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. – М.: Искусство, 1990. – С.6

8  Рыклин, М. Революция и кино.-  Режим доступа: http:// www.ndrt.ru/Articles.php

9  Беньямин, В. Краткая история фотографии// В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. -  М., 1996. – С. 15.

10  Головня, И.А. С чего начиналась фотография – М.:Знание, 1991

11  Беньямин, В. Краткая история фотографии// В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. -  М., 1996. – С. 15.

12  Беньямин, В. Краткая история фотографии// В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. -  М., 1996. – С. 15.

13  Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. – М., 1996. - С.17.

14  Беньямин, В. Краткая история фотографии.   // В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. - С. 28.

 

15  Там же, - С. 25.

16  Беньямин, В. Краткая история фотографии.  // В. Беньямин. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996. - С. 36.

17  Там же,  - С. 23.

18  Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе . -  М.: "Медиум", 1996. - С.40.

19  Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М. : Ad  Marginem, 1997. – С.19

20  Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М. : Ad  Marginem, 1997. – С.32

21  Там же, - С. 36

22  Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М. : Ad  Marginem, 1997. – С.45

23  Барт, Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. – С. 381

24  Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: Ad  Marginem, 1997. – С.73

25  Барт, р. Мифологии. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 1997. – С.147

26  Барт, Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М.: Ad  Marginem, 1997. – С.75

27  Там же, - С.116

28  Сосна, Н. Несобственность фотографии. – Режим доступа: http://russ.ru/culture/teksty/nesobstvennost_fotografii



Информация о работе Социальная философия фотографии