Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

Сократ был первым философом-афинянином, жил с 469 по 399 гг до н.э.. Главным его достижением был поворот философии от познания окружающего мира к познанию самих себя. Именно он начал первым использовать понятие "философия". До него философию в основном "подменяла" софистика. Сократ насмехался над софистами, говоря, что при том, что они называют себя "мудрецами", сами они отрицают само понятие знания, говоря, что в этом мире все относительно.
Именно Сократ же первым разработал диалектический метод, в котором истина достигается с помощью спора, то есть противостояния двух противоположных мнений.

Файлы: 1 файл

Эссе по философии.docx

— 19.99 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«санкт-петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики» 
факультет среднего профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе по философии

На тему: "Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит"

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка Группы № 353

Турчина А.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 
 2012г.

Сократ.

Сократ  был первым философом-афинянином, жил  с 469 по 399 гг до н.э.. Главным его достижением был поворот философии от познания окружающего мира к познанию самих себя. Именно он начал первым использовать понятие "философия". До него философию в основном  "подменяла" софистика. Сократ насмехался над софистами, говоря, что при том, что они называют себя "мудрецами", сами они отрицают само понятие знания, говоря, что в этом мире все относительно.

Именно  Сократ же первым разработал диалектический метод, в котором истина достигается  с помощью спора, то есть противостояния двух противоположных мнений.

Сократ  говорил своим ученикам, что не дает им не каких знаний, а просто подталкивает их к пониманию истины. Ему принадлежало выражение: "Я  знаю только то, что ничего не знаю". Оно относилось не столько к его  собственным знаниям, сколько к  ним же по отношению к знаниям  божественным. Он говорил, что его  знания, да и знания человечества ничтожны по сравнению со знаниями божественными.

Как я  уже говорила, Сократ считал, что  путь к познанию окружающего мира лежит через познание самого себя, как через неминуемую стадию. Т.е. не позная себя, ты не сможешь познать мир, однако «Познай самого себя и ты познаешь весь мир». Это исходило из того, что он считал, что путь к добродетели - знание.

 

 

 

Платон.

Ученик  Сократа, жил с 427 по 347 гг. до н.э.. Является основоположником идеалистического направления философии.

Он  делил мир на два: мир эйдосов (идей) и мир вещей (форм). Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа  человека представляется у Платона  в образе колесницы с всадником  и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый  — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное  начало. Когда человек пребывает  в ином мире, возница получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда  — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно  устроенных законах, потому что, когда  душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте  наук и искусств, далее — к  красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей. Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является любовь.  И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

За  свою жизнь Платон успел написать множество сочинений, и даже основать Академию в Афинах.

Так же он развивал собственную идею строения государства. Это было основным его  направлением философии, чем он отличался  от своих предшественников.

Платон  выделяет семь типов государства: идеальное  «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной  власти и законах, и шесть типов  ныне существующих государств. Среди  шести существующих типов Платоном указываются:

  • монархия – справедливая власть одного человека;
  • тирания – несправедливая власть одного человека;
  • аристократия – справедливая власть меньшинства;
  • олигархия – несправедливая власть меньшинства;
  • демократия – справедливая власть большинства;
  • тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

 

 

 

Аристотель.

Аристотель  жил с 384 по 322 гг. до н.э.. Был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского.

Философию он делил на три вида:

  • теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
  • практическую – о деятельности человека, устройстве государства;
  • поэтическую.

Будучи  учеником Платона, он развил его теорию идей, но при этом критиковал и видоизменил  её. По его мнению, нельзя разделять  мир вещей и идей: эти два  мира взаимосвязаны.

  • не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
  • существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
  • данные вещи называются индивидуумы (в переводе – «неделимые»), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением которой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», конкретный дом, имеющий точно определенные параметры, а не «идея дома», и т.д.;
  • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

Так же он ввел категории, пытаясь объяснить  понятие бытия в своей теории.

Итого вышло 10 категорий, где одна из категорий  говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:

  • сущность (субстанция);
  • количество;
  • качество;
  • отношение;
  • место;
  • время;
  • положение;
  • состояние;
  • действие;
  • страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это  сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также  согласно Аристотелю категории –  это высшее отражение и обобщение  окружающей действительности, без которых  немыслимо само бытие.

 

 

 

Гераклит.

Гераклит  жил раньше, чем предыдущие перечисленные  философы, с 544 по 483 гг. до н. э.. С его учениями были знакомы все они. Основная его идея такова: ничто не стоит на месте, все движется и изменяется.

Согласно  его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного  изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому  для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода —  лишь одно из его состояний. Огонь  сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь  вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла.

Гераклит  ввел понятие Логоса, как знания, которое не будет никогда понятно  человеку, даже услышь он его. Он называл  Логосом вечную борьбу противоположностей, тем самым обозначая, что на деле все, в том числе эти противоположности, едино. Однако именно эта борьба продолжает существования движения.

Гераклит  учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым  огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Как можно  заметить, в его учениях он еще, как все досократовцы, пытался понять природу, а не человека.


Информация о работе Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит