Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:35, реферат
Сократ был первым философом-афинянином, жил с 469 по 399 гг до н.э.. Главным его достижением был поворот философии от познания окружающего мира к познанию самих себя. Именно он начал первым использовать понятие "философия". До него философию в основном "подменяла" софистика. Сократ насмехался над софистами, говоря, что при том, что они называют себя "мудрецами", сами они отрицают само понятие знания, говоря, что в этом мире все относительно.
Именно Сократ же первым разработал диалектический метод, в котором истина достигается с помощью спора, то есть противостояния двух противоположных мнений.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«санкт-петербургский национальный исследовательский
университет информационных технологий
механики и оптики»
факультет среднего профессионального
образования
Эссе по философии
На тему: "Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит"
Выполнила:
Студентка Группы № 353
Турчина А.С.
Санкт-Петербург
2012г.
Сократ.
Сократ был первым философом-афинянином, жил с 469 по 399 гг до н.э.. Главным его достижением был поворот философии от познания окружающего мира к познанию самих себя. Именно он начал первым использовать понятие "философия". До него философию в основном "подменяла" софистика. Сократ насмехался над софистами, говоря, что при том, что они называют себя "мудрецами", сами они отрицают само понятие знания, говоря, что в этом мире все относительно.
Именно Сократ же первым разработал диалектический метод, в котором истина достигается с помощью спора, то есть противостояния двух противоположных мнений.
Сократ говорил своим ученикам, что не дает им не каких знаний, а просто подталкивает их к пониманию истины. Ему принадлежало выражение: "Я знаю только то, что ничего не знаю". Оно относилось не столько к его собственным знаниям, сколько к ним же по отношению к знаниям божественным. Он говорил, что его знания, да и знания человечества ничтожны по сравнению со знаниями божественными.
Как я уже говорила, Сократ считал, что путь к познанию окружающего мира лежит через познание самого себя, как через неминуемую стадию. Т.е. не позная себя, ты не сможешь познать мир, однако «Познай самого себя и ты познаешь весь мир». Это исходило из того, что он считал, что путь к добродетели - знание.
Платон.
Ученик Сократа, жил с 427 по 347 гг. до н.э.. Является основоположником идеалистического направления философии.
Он делил мир на два: мир эйдосов (идей) и мир вещей (форм). Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, возница получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей. Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является любовь. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.
За свою жизнь Платон успел написать множество сочинений, и даже основать Академию в Афинах.
Так же он развивал собственную идею строения государства. Это было основным его направлением философии, чем он отличался от своих предшественников.
Платон
выделяет семь типов государства: идеальное
«государство будущего», которого пока
не существует и в котором отпадает
необходимость в
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Аристотель.
Аристотель жил с 384 по 322 гг. до н.э.. Был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского.
Философию он делил на три вида:
Будучи учеником Платона, он развил его теорию идей, но при этом критиковал и видоизменил её. По его мнению, нельзя разделять мир вещей и идей: эти два мира взаимосвязаны.
Так же он ввел категории, пытаясь объяснить понятие бытия в своей теории.
Итого вышло 10 категорий, где одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не сущность. Также согласно Аристотелю категории – это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Гераклит.
Гераклит жил раньше, чем предыдущие перечисленные философы, с 544 по 483 гг. до н. э.. С его учениями были знакомы все они. Основная его идея такова: ничто не стоит на месте, все движется и изменяется.
Согласно
его учению, все произошло из огня
и пребывает в состоянии
Гераклит
ввел понятие Логоса, как знания,
которое не будет никогда понятно
человеку, даже услышь он его. Он называл
Логосом вечную борьбу противоположностей,
тем самым обозначая, что на деле
все, в том числе эти
Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Как можно заметить, в его учениях он еще, как все досократовцы, пытался понять природу, а не человека.