Соотношение сознания и самосознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Проблема сознания и тесно связанный с нею вопрос самосознания в научном поиске человеком истины о себе, своём социокультурном окружении и окружающей природе имеет глубокие исторические корни. Издревле люди во всех культурах предпринимали попытки осмыслить своё бытие и сознание и из этих попыток выстраивались системы психологических знаний, которые затем распространялись в качестве мировоззрений на целые культуры.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 71.98 Кб (Скачать файл)

Категории «Бытие», «Материя», «субстанция»

Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и  соотношения его с сознанием  стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит  из того, что материальное Б. определяет сознание, требует "... объяснения общественного  сознания из общественного бытия" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, Б. налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем Б. является источником и условием всех форм жизнедеятельности  человека. Б. представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего  Б., сферу возможностей, которую человек  в своей деятельности превращает в действительность. 
Истолкование Б. претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания Б. как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке Б. Первый период - мифологическое истолкование Б. Второй этап связан с рассмотрением Б. "самого по себе" (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; Б. рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной немарксистской философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к Б., который исходит уже из анализа человеческого существования. 
Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек всё более осознаёт себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры,

Материя (лат. materia - вещество), "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм).

В домарксистской философии и естествознании М. как философская категория  часто отождествлялась с определенными  конкретными её видами, например с  веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством М., как масса, которая рассматривалась как мера количества М. В действительности же вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, которые обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М., которые не обладают массой покоя: электромагнитное поле и его кванты - фотоны, гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино.

Сведение  М. как объективной реальности к  некоторым частным её состояниям и свойствам вызывало кризисные  ситуации в истории науки. Так  было в конце 19 - начале 20 веков, когда  обнаружилась неправомерность отождествления М. с неделимыми атомами, веществом  и в связи с этим некоторыми идеалистически настроенными физиками был сделан вывод, что "материя  исчезла", "материализм отныне опровергнут" и так далее. Эти  выводы были ошибочными, но преодоление  методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки диалектико-материалистического понимания  М. и её основных свойств.

В литературе часто встречается термин "антиматерия", которым обозначают различные античастицы - антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты - особые виды М., античастицы вещества, илиантивещество. В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфическими свойствами, но все они - элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.

В рамках домарксистского материализма М. часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.

В современной науке понятие субстанции претерпело радикальные изменения. Диалектический материализм признаёт субстанциальность М., но только во вполне определённом смысле: в плане  материалистического решения основного  вопроса философии и раскрытия  природы различных свойств и  форм движения тел. Именно М., а не сознание или воображаемый божеств, дух является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений. Никакое свойство и форма движения не могут существовать сами по себе, они всегда присущи определённым материальным образованиям, которые являются их субстратом. Понятие субстанции в этом смысле оказывается эквивалентно также понятию материального субстрата различных процессов и явлений в мире. Признание субстанциальности и абсолютности М. эквивалентно также принципу материального единства мира, который подтверждается всем историческим развитием науки и практики. Однако при этом важно учитывать, что сама М. существует лишь в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В структуре каждой из этих конкретных форм М. не существует какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции, которая лежала бы в основе всех свойств М. Каждый материальный объект обладает неисчерпаемым многообразием структурных связей, способен к внутренним изменениям, превращениям в качественно иные формы М. "„Сущность” вещей или „субстанция”, - писал В. И. Ленин, - тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна ..." (там же, с. 277). Вместе с тем для прогресса научного знания и опровержения различных идеалистических концепций всегда важно выявление того материального субстрата, который лежит в основе исследуемых в данный период явлений, свойств и форм движения объективного мира. Так, исторически представляло огромное значение выявление субстрата тепловых, электрических, магнитных, оптических процессов, различных химических реакций и др. Это привело к развитию теории атомного строения вещества, теории электромагнитного поля, квантовой механики. Перед современной наукой стоит задача раскрытия структуры элементарных частиц, углублённого изучения материальных основ наследственности, природы сознания и др. Решение этих задач продвинет человеческое познание на новые, более глубокие структурные уровни М. "Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца" (там же, т. 29, с. 227).

 

 

Бытие. Материя. Субстанция

Иногда говорят: основной вопрос философии - это вечный вопрос, который никогда не может быть решен. Это - недоразумение. Вечный - да, но это не значит - неразрешимый. Он постоянно решается и разрешается, хотя, конечно, с разной степенью успешности. Успешно он решается тогда, когда  кто-то открывает новый закон  природы, делает правильный выбор в  сложной ситуации, возводит здания и мосты: ведь если все это и  многое другое произошло, осуществилось, то это означает, что сознание правильно  отобразило сложное бытие и успешно  реализовалось в нем.

Говоря в более общем  плане, основной вопрос решается каждым человеком, группой людей и всем человечеством всякий раз, когда  они решают мировоззренческие, методологические и социальные проблемы, давая себе и другим ответы на кантовские вопросы: на что я смею надеяться, что я  могу знать и что я должен делать, чтобы быть человеком.

Решается этот вопрос и  в том смысле, что обе неразрывные  стороны лежащего в его основе противоречивого отношения (как  бытие, так и сознание) в результате многовекового опыта человеческой деятельности осмысливаются все  глубже и конкретнее. И. Кант явно ошибался, считая, что мир как целое не дан человеку в опыте. Мир как  целое присутствует в каждом моменте, в каждой форме человеческой деятельности в виде универсальных форм этой деятельности. Человек способен двигаться по логике любого предмета, поэтому в человеческой, т. е. социальной, форме бытия, как  в капле росы - солнце, отражается весь вечный и бесконечный мир. Социум - это малая модель Большого Мира. Что мы с уверенностью можем сказать  о последнем? Только то, что запечатлевается  в универсалиях - философских категориях: ведь они как бы в одну "скобку" берут, объединяют собой и Бытие  и Сознание.

Человеческая чувственно-предметная деятельности есть уникальное и реальное единство Бытия и Сознания, материального  и идеального, объективного и субъективного. Именно чувственно-предметная деятельности позволяет обосновать возможность  взгляда на мир со стороны, т.е. обосновать возможность разделов философии, трактующих о том, что видит человек, вырвавшийся  из своей индивидуалистической "пещеры".

В обосновании такого мировидения, как это ни парадоксально, объединяются старые противники - объективный идеализм и материализм. Как тот, так и  другой признают наличие некоей объективной  реальности, хотя и трактуют ее по-разному.

Эта объективность бытия  подтверждается всей практикой, включая  сюда практику научного познания. Так, теория относительности А. Эйнштейна  совершенно неопровержимо доказала неприемлемость субъективистского  понимания И. Кантом пространства и  времени, а заодно и других категорий. Через открытие А. Эйнштейна "вещь-в-себе" просигнализировала нам о том, что  пространство и время являются не только формами созерцания, но и  объективными характеристиками бытия. Тем самым через практику "вещь-в-себе" постоянно превращается в "вещь-для-нас". Мы познаем Универсум. Универсум  раскрывается перед нами.

Если мифологическое и  обыденное сознание под бытием понимают простое существование, "наличествование" бесконечного множества вещей и  процессов, то философии свойственно  стремление искать в бытии некую  прочную основу пестрого мира явлений, потому что только на прочное можно  опереться как в познании, так  и в практике.

Главные моменты истории (и логики) поисков такой устойчивой основы можно продемонстрировать на примере эволюции понятия материя. "Вещь - свойство - отношение" - вот  три главных понятия и, соответственно, - этапы, которые последовательно  сменило содержание этой категории.

Вначале причину и основу существования всего многообразия явлений древние философы искали в воде, воздухе, огне, земле и  т. п. Вещи объяснялись через вещи. Разница между видимыми вещами и  некоей первовещью, лежащей в их основании, заключалась в том, что  последняя (вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита, апейрон, или беспредельное, Анаксимандра) не обладала, по мнению этих мыслителей, заданной формой, определенностью. Атомы Демокрита - это тоже тела, не имеющие качеств. Логическую суть данных поисков Аристотель обобщил  в следующих словах: "А под  материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определенное сущее" .

Однако процесс абстрагирования  от качественных характеристик конкретных вещей не дает ожидаемого результата - нахождения прочного основания всего  сущего. Рядом с вещами, данными  нам в ощущениях, ставится некая  умопостигаемая вещь, все качество которой - бескачественность. Как же от бескачественности перейти к  многокачественности? Бессилие первовещи  дать такое объяснение заставляет философов  искать недостающую силу вне этой первовещи (логос, нус, любовь и вражда, космический вихрь и т. д.). Короче говоря, понимание материи как  особой вещи, субстрата - это только первый и, как выяснилось, недостаточно продуктивный шаг в понимании  сущности бытия.

В связи с этим, с изменением человеческой практики, в так называемое Новое время материя стала  пониматься как бесконечное многообразие чувственно воспринимаемых свойств. Так, Ф. Бэкон (1561 -1626) считал, что каждая вещь состоит из определенного количества неделимых и простых свойств - твердости, проницаемости, тяжести, легкости. "Переливая" свойства из одной  вещи в другую, например, желтизну, тяжесть  и т. п., можно свинец превратить в  золото и наоборот. Свойства, таким  образом, рассматривались как своеобразные атомы, "простые природы", т. е. как некие исходные и фундаментальные  реальности. "Под словом материя- пишет К. Гельвеции (1715- 1771), - следует  понимать лишь совокупность свойств, присущих всем телам" . Обычные отношения  между вещью и свойствами оказываются  перевернутыми: именно свойство выступает  как самостоятельная материя, как  устойчивость вещи. Во многом такой  подход объясняется состоянием науки XVI- XVIII веков, в которой господствовало именно отмеченное выше переворачивание: не имея возможности объяснить сущность важнейших свойств - тепла, света, электричества, магнетизма, наука придавала им статус отдельных материй - теплорода, светорода, электрической и магнитной материй.

Как можно видеть, видимость  научного объяснения отдельных физических явлений была перенесена на объяснение мира в целом, оставаясь и в  философии тоже не более, чем видимостью объяснения. Понимание бытия в известном смысле опускается на уровень обыденного сознания: вместо объяснения единства мира констатируется множественность необъяснимых материй-свойств.

С изменением практики и науки, поставивших в XIX веке в центр  своего внимания не одни лишь вещи и  свойства, а взаимопревращения различных  форм движения, т. е. отношения, стало  изменяться и понимание материи. Проанализируем определение материи, данное В. И. Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория  для обозначения объективной  реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" .

Долгое время в отечественной  философской литературе это определение  абсолютизировали, признавали единственно  верным. В настоящее время имеется  возможность трезво оценить все  его достоинства и недостатки.

К недостаткам и неточностям  относится следующее. Во-первых, будучи направленным против субъективного  идеализма, определение необоснованно  претендует на противостояние идеализму  как таковому. "...Единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания" , - подчеркивает еще раз Ленин, не замечая, что  под этим определением вполне мог  бы подписаться, например, и Гегель, сделав всего одну поправку: за объективной  реальностью, данной нам в ощущениях  и мыслях, в качестве ее основы и  сути находится абсолютная идея.

Во-вторых, поскольку в  ленинском определении объективная  реальность "дана" человеку в ощущениях, да еще при этом "копируется" и "фотографируется" ими, постольку  здесь чувствуется влияние наивного реализма и позиция так называемого "локковского" сенсуализма. Никакого упоминания об опосредствующей роли человеческой чувственно-предметной деятельности в определении нет.

Но есть в определении  и позитивные моменты. Во-первых, подчеркивается, что материя - это философская  категория. Это помогает отмежеваться от употребления понятия "материя" в физике, астрономии и других науках, где материя, как в античности, понимается всегда лишь как вещество, субстрат. Во-вторых, свойство быть объективной  реальностью устраняет не только субъективизм в определении сущности бытия, но и еще раз подчеркивает несводимость материи к определенным формам ее проявления (вещество, поле и  т. д.). В-третьих - и это главное - здесь, в этом определении, хотя и в несовершенной  форме, на первый план выдвигается универсальное  отношение между материальным и  идеальным.

Информация о работе Соотношение сознания и самосознания