Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:29, курсовая работа
Проблема сознания и тесно связанный с нею вопрос самосознания в научном поиске человеком истины о себе, своём социокультурном окружении и окружающей природе имеет глубокие исторические корни. Издревле люди во всех культурах предпринимали попытки осмыслить своё бытие и сознание и из этих попыток выстраивались системы психологических знаний, которые затем распространялись в качестве мировоззрений на целые культуры.
Категории «Бытие», «Материя», «субстанция»
Бытие,
философская категория, обозначающая
реальность, существующую объективно,
независимо от сознания, воли и эмоций
человека. Проблема трактовки Б. и
соотношения его с сознанием
стоит в центре философского мировоззрения.
Диалектический материализм исходит
из того, что материальное Б. определяет
сознание, требует "... объяснения общественного
сознания из общественного бытия"
(Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.
26, с. 56). Будучи для человека чем-то внешним,
преднайденным, Б. налагает определённые
ограничения на его деятельность,
заставляет соизмерять с ним свои
действия. Вместе с тем Б. является
источником и условием всех форм жизнедеятельности
человека. Б. представляет не только рамки,
границы деятельности, но и объект
творчества человека, постоянно изменяющего
Б., сферу возможностей, которую человек
в своей деятельности превращает
в действительность.
Истолкование Б. претерпело сложное развитие.
Его общей чертой является противоборство
материалистического и идеалистического
подходов; первый из них толкует основания
Б. как материальные, второй - как идеальные.
Можно вычленить несколько периодов в
трактовке Б. Первый период - мифологическое
истолкование Б. Второй этап связан с рассмотрением
Б. "самого по себе" (натуралистическая
онтология). Третий период начинается
с философии И. Канта; Б. рассматривается
как нечто связанное с познавательной
и практической деятельностью человека.
В ряде направлений современной немарксистской
философии делается попытка переосмыслить
онтологический подход к Б., который исходит
уже из анализа человеческого существования.
Существо развития научного и философского
знания заключается в том, что человек
всё более осознаёт себя как субъекта
всех форм своей деятельности, как творца
своей социальной жизни и форм культуры,
Материя (лат. materia - вещество), "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18, с. 131). М. - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями. Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М. (см. Материализм).
В
домарксистской философии и естествознании
М. как философская категория
часто отождествлялась с
Сведение
М. как объективной реальности к
некоторым частным её состояниям
и свойствам вызывало кризисные
ситуации в истории науки. Так
было в конце 19 - начале 20 веков, когда
обнаружилась неправомерность отождествления
М. с неделимыми атомами, веществом
и в связи с этим некоторыми
идеалистически настроенными физиками
был сделан вывод, что "материя
исчезла", "материализм отныне
опровергнут" и так далее. Эти
выводы были ошибочными, но преодоление
методологического кризиса
В литературе часто встречается термин "антиматерия", которым обозначают различные античастицы - антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие, составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в действительности все указанные объекты - особые виды М., античастицы вещества, илиантивещество. В мире может существовать и множество других, неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфическими свойствами, но все они - элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего сознания.
В рамках домарксистского материализма М. часто определялась как субстанция (основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов и т. д.
В
современной науке понятие
Бытие. Материя. Субстанция
Иногда говорят: основной вопрос философии - это вечный вопрос, который никогда не может быть решен. Это - недоразумение. Вечный - да, но это не значит - неразрешимый. Он постоянно решается и разрешается, хотя, конечно, с разной степенью успешности. Успешно он решается тогда, когда кто-то открывает новый закон природы, делает правильный выбор в сложной ситуации, возводит здания и мосты: ведь если все это и многое другое произошло, осуществилось, то это означает, что сознание правильно отобразило сложное бытие и успешно реализовалось в нем.
Говоря в более общем плане, основной вопрос решается каждым человеком, группой людей и всем человечеством всякий раз, когда они решают мировоззренческие, методологические и социальные проблемы, давая себе и другим ответы на кантовские вопросы: на что я смею надеяться, что я могу знать и что я должен делать, чтобы быть человеком.
Решается этот вопрос и
в том смысле, что обе неразрывные
стороны лежащего в его основе
противоречивого отношения (как
бытие, так и сознание) в результате
многовекового опыта
Человеческая чувственно-
В обосновании такого мировидения, как это ни парадоксально, объединяются старые противники - объективный идеализм и материализм. Как тот, так и другой признают наличие некоей объективной реальности, хотя и трактуют ее по-разному.
Эта объективность бытия подтверждается всей практикой, включая сюда практику научного познания. Так, теория относительности А. Эйнштейна совершенно неопровержимо доказала неприемлемость субъективистского понимания И. Кантом пространства и времени, а заодно и других категорий. Через открытие А. Эйнштейна "вещь-в-себе" просигнализировала нам о том, что пространство и время являются не только формами созерцания, но и объективными характеристиками бытия. Тем самым через практику "вещь-в-себе" постоянно превращается в "вещь-для-нас". Мы познаем Универсум. Универсум раскрывается перед нами.
Если мифологическое и обыденное сознание под бытием понимают простое существование, "наличествование" бесконечного множества вещей и процессов, то философии свойственно стремление искать в бытии некую прочную основу пестрого мира явлений, потому что только на прочное можно опереться как в познании, так и в практике.
Главные моменты истории (и логики) поисков такой устойчивой основы можно продемонстрировать на примере эволюции понятия материя. "Вещь - свойство - отношение" - вот три главных понятия и, соответственно, - этапы, которые последовательно сменило содержание этой категории.
Вначале причину и основу
существования всего
Однако процесс
В связи с этим, с изменением
человеческой практики, в так называемое
Новое время материя стала
пониматься как бесконечное многообразие
чувственно воспринимаемых свойств. Так,
Ф. Бэкон (1561 -1626) считал, что каждая вещь
состоит из определенного количества
неделимых и простых свойств -
твердости, проницаемости, тяжести, легкости.
"Переливая" свойства из одной
вещи в другую, например, желтизну, тяжесть
и т. п., можно свинец превратить в
золото и наоборот. Свойства, таким
образом, рассматривались как
Как можно видеть, видимость научного объяснения отдельных физических явлений была перенесена на объяснение мира в целом, оставаясь и в философии тоже не более, чем видимостью объяснения. Понимание бытия в известном смысле опускается на уровень обыденного сознания: вместо объяснения единства мира констатируется множественность необъяснимых материй-свойств.
С изменением практики и науки,
поставивших в XIX веке в центр
своего внимания не одни лишь вещи и
свойства, а взаимопревращения различных
форм движения, т. е. отношения, стало
изменяться и понимание материи.
Проанализируем определение материи,
данное В. И. Лениным в его работе
"Материализм и
Долгое время в отечественной философской литературе это определение абсолютизировали, признавали единственно верным. В настоящее время имеется возможность трезво оценить все его достоинства и недостатки.
К недостаткам и неточностям относится следующее. Во-первых, будучи направленным против субъективного идеализма, определение необоснованно претендует на противостояние идеализму как таковому. "...Единственное "свойство" материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания" , - подчеркивает еще раз Ленин, не замечая, что под этим определением вполне мог бы подписаться, например, и Гегель, сделав всего одну поправку: за объективной реальностью, данной нам в ощущениях и мыслях, в качестве ее основы и сути находится абсолютная идея.
Во-вторых, поскольку в
ленинском определении
Но есть в определении и позитивные моменты. Во-первых, подчеркивается, что материя - это философская категория. Это помогает отмежеваться от употребления понятия "материя" в физике, астрономии и других науках, где материя, как в античности, понимается всегда лишь как вещество, субстрат. Во-вторых, свойство быть объективной реальностью устраняет не только субъективизм в определении сущности бытия, но и еще раз подчеркивает несводимость материи к определенным формам ее проявления (вещество, поле и т. д.). В-третьих - и это главное - здесь, в этом определении, хотя и в несовершенной форме, на первый план выдвигается универсальное отношение между материальным и идеальным.