Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:53, реферат
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления современной западной философии: позитивизм,
экзистенцианализм, религиозная философия.
Заключение.
Тема: Западная философия XIX - XX веков.
План лекции:
Введение.
1. Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
2. Основные направления
современной западной
экзистенцианализм,
Заключение.
Время: 2 часа
Аудитория: №
Литература:
1. Введение в философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.
2. А.Ф. Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века. М., «Проспект»,
1998.
3. В.А. Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 - 1.8.
4. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 - 38.
5. Философия. Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997,
тема 27 - 28.
6. История философии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор»,
1997, гл. 8 - 10.
7. В.Г. Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 -
40.
8. Философия.
Учебное пособие. Под ред.
«Феникс», 1998. Гл. II пар. 6 - 7.
Продолжая рассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция
заканчивает 1-й раздел нашего курса «Философия», но это не означает, что мы
больше не будем затрагивать историю философии. Во всех последующих разделах
и темах курса мы постоянно будем обращаться к творческому наследию великих
философов прошлого и современности.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию, которая
отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:
1) Слабое
знание нами западной
философия XX века рассматривалась только в негативном свете.
2) большое разнообразие школ, направлений и концепций в Западной
философии, отсутствие их строгой научной классификации создает
трудность для её понимания и усвоения.
3) Современная западная философия оказывает значительное влияние на нашу
сложную, динамичную эпоху.
4) Многие философские направления имеют практическую значимость, поэтому
овладение ими поможет
жизни.
Отсюда:
Задача лекции - проанализировать развитие Западной философии, её
влияние на развитие науки и социальной мысли в
современном обществе.
Культура XIX и XX веков и её отражение в Западной философской мысли.
«Всякая философия - духовная квинтэссенция своей эпохи» - К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которой и выступает
философия) в форме основополагающих принципов и идей.
Философия XX века включает в
себя огромное многообразие
течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающие
традиции классической философии (неогегельянство, неокантианство,
неотомизм) так и совершенно новые течения.
Противоборство и
составляет богатое содержание духовной мысли XX века.
Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие
философской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Особенностями классической
-вера
(культ) в разум (под которым
понималась не только мыслитель
деятельность человека, но и внутренняя разумность природы, истории)
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс
-вера
в человека и его
-убеждение в том, что в человеке всё может быть познано, признаны и
познаны общечеловеческие
А идейные течения (
рационализму в целом «не делали погоды».
С середины 19 века в обществе
происходят социально- политиче
изменения, связанные с переходом капитализма в его новую фазу
«империализм».
Особенно остро эти изменения происходят в первой половине XX века:
1) Наука:
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки и её роли во всех сферах
человеческой жизни.
Специальная и общая теория относительности А. Эйнштейна перевернула
ньютоновские представления о пространстве, времени и движении.
Создана квантовая механика и ядерная физика
В биологии выяснен механизм наследственности
Усиливается связь науки и техники:
-создаются летательные
-радиосвязь и телевидение
-в начале 40-х создано ядерное оружие
-развивается ракетостроение, начинается освоение космоса
Огромные шаги сделаны в области медицины (пиницилин и антибиотики победили
многие болезни). Возросли уровень и жизнь человека.
Этими научно- техническими изменениями характеризуется научно-
технический прогресс нашего столетия, подготовивший условия для научно-
технической революции, начавшейся в последние десятилетия 20 века.
2) Общество:
6. Мировые
кризисы и непрекращающиеся
е мировые войны с применением новейших видов вооружения (химическое,
ядерное)
7. Внутренние
социальные противоречия в
революций (Россия, Германия, Китай и др.), что привело к их внешнему
выражению: советский
8. В некоторых странах сформировался наиболее реакционный политический
режим - фашизм, приведший человечество ко 2-ой мировой войне, после
которой всё человечество
мир капитализма.
Все эти изменения не могли не найти своего отражения в философских
концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассических
типах философствования.
И, прежде всего
это новое проявляется в
1) Культ разума стал критически оцениваться уже Шопенгауэром и Ницше,
которые в основание жизни ставили не разум, а волю.
2) В концепциях Бергсона
интуиция, как способ постижения мира.
3) Полностью отбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия (плод
разума) к комплексам ощущений.
4) Прагматизм объявляет истинным
любое положение (пусть
которое полезно для человека
в данной ситуации и
него ценность.
Т.о. на место рационального (пусть даже в виде Абсолютной Идеи
Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементы человеческой
психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о. связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный
характер:
-с одной стороны - стремление придать новую жизнь классике
-с другой - создание новых течений, критикующих классическую
философию.
Марксистская философия.
Рубежом между немецкой классической философией, как бы подводившей
итог 2,5 - тысячелетнего развития философской мысли, явился марксизм.
Создателями диалектического и
исторического материализма
-Карл Маркс (1818 - 1883)
-Фридрих Энгельс (1820 - 1895)
Учение Марксизма означало
новую, более высокую форму материализма.
Возникнув в 40 - х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим
выражением
кризиса классического
интересы поднимающегося пролетариата. (Это политические предпосылки
возникновения марксизма).
Теоретическими источниками марксизма явились:
-Немецкая классическая философия
-Английская политическая экономия
Французский утопический социализм
Естественно - научными предпосылками явился целый ряд открытий:открытие
клеточного строения всего
-учение
Ч. Дарвина о происхождении
и развитии животных и
видов
-открытие
закона сохранения и превращени
Анализируя сдвиги в развитии общества, реальный ход исторических
событий, участвуя в революционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через
исследование более развитой общественной жизни обретают возможность:как для
научной критики всех предшествующих теорий
-так и для создания нового, более развитого учения, являющегося
обобщением опыта всей общественно- исторической практики.
Новизна философских идей
1. Центральной
идеей (философским
материалистического понимания истории. В целом развитие общества - есть
естественноисторический
процесс, где общественное
общественное сознание.
Вся история человечества
1-ая - «предыстория» или не подлинная история человечества
(первобытная,
формации), где человек был несвободен.
2-ая - «подлинная» история
свободен) и она будет твориться людьми сознательно.
2. Материалистическое учение о практике.
Все домарксовые философы - и материалисты, и идеалисты - считали
главным, первичным в человеческой деятельности духовное начало.
Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное,
торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям.
Точка зрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность,
практика является основой жизни человека. Практика исходна, первична по
отношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом за практикой. Люди
осмысливают, осознают, отражают только то, что так или иначе уже вошло в
разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит и не создает, а
только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. С другой
стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих
рассуждений.
Впервые эти мысли о роли
практики Маркс изложил в «
Фейербахе».
Таким образом, взяв практику за исходное, Маркс распространил
материализм на область общественной жизни.
3. Научная теория идеологии.
Открыв зависимость сознания
людей от практической
и Энгельс коренным образом переосмыслили значение и роль духовной
деятельности. Идеи и концепции, даже самые революционные, не могут служить
источниками и причинами исторических изменений. Всякое мировоззрение, в том
числе и философское, не творит и не создает, а только выражает жизнь,
изменяющуюся по собственным, лишь частично понятым людям законам.
Обобщая свои выводы, Маркс и
Энгельс создали концепцию
Духовное начало, идеология является искаженным отражением реальности. И это
проявляется независимо от классовой ориентации мыслителя. Изменяется жизнь
- соответственно изменяются и взгляды людей.
Наиболее полно данная
в «Немецкой идеологии».
4. Учение об
общественно- экономических
Анализируя историю, Маркс и Энгельс сделали вывод, что развитие
общества зависит от типа материального производства. Каждому типу
материального производства присуща своя форма, которую Маркс назвал
общественно- экономической формацией. Меняется тип материального
производства - меняется и формация. В предисловии «К критике политической
экономии» Маркс писал: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и
современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как
прогрессивные эпохи экономической общественной формации».
5. Концепция человека - творца истории.
Маркс и Энгельс пришли к выводу, что историю общества делают сами
люди в ходе своей повседневной жизни. Живя в обществе, человек вступает в
многочисленные контакты с другими. В результате этого создаются
общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения, создают
новые, и одновременно меняются сами.
6. Открытие материалистической основы диалектики.
Величайший
диалектик, Гегель
разума, независимую от реальности. Вместе с тем Гегелем было описано,
приведено в порядок большинство приемов, законов диалектического мышления.